Благовещение Пресвятой Богородицы . Христианское смирение и преданность воле Божией

Благовещение Пресвятой Богородицы . Христианское смирение и преданность воле Божией

"Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38), – так отвечала Пресвятая Дева Мария ангелу Гавриилу, принесшему Ей радостную весть о рождении от Нее Сына Всевышнего.

Ответ Девы Марии предельно краток, но глубоко его содержание. Небесный вестник говорит Ей, что у Нее, незнающей мужа, родится Сын. Она понимает неестественность этих слов, чувствует их непостижимость человеческим разумом и тем не менее смиренно принимает их, смиряет Свою мысль, Свой ум и отвечает: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». Какое нужно было иметь великое смирение, какую крепкую веру и беспредельную преданность воле Божией, чтобы на благовестие Ангела ответить согласием! Это доброе устроение души приклонило Пресвятую Деву под осенение Духа Святого, отверзло «сердце Ее для входа силы Вышнего; и Вечный Свет пришел и засветил в Ней жизнь, новую не только для земли, но и для неба, небесную в земной; вечную во временной, Божескую в человеческой, всеоживляющую в умирающей». Вот истинное сокровище, которого много лет, много столетий ждали на земле, «и которое открыть послан был один из ближайших предстоятелей Небесного Престола»! Дорогие отцы, братья и сёстры! Счастливый сегодня день, радостный праздник, но и он скоро пройдет, как проходят и другие благодатные дни нашей земной жизни. Богослужение завершится – мы выйдем из храма, вернемся в свои дома, приступим к своим делам. Но где бы мы ни были, чем бы ни занимались, мы должны, если считаем себя истинными христианами, мы обязаны везде и всегда помнить то, чему нас сегодня учит Своим примером Божия Матерь – это: смирение и преданность воле Божией. Христианское смирение – это сознание своего недостоинства перед Богом. Стяжавший смирение не раздражается, не питает злобы на тех, которые его злословят или ложно порицают. В благополучии он не превозносится, в скудости не ропщет и не завидует; среди скорбей, бедствий и болезней не перестает благословлять Господа. Но только нужно всегда строго отличать истинное смирение, т.е. христианское, от так называемого «смиренничанья», когда человек рабски выполняет требование чужой воли, не взирая даже на то, что эти требования ведут к нарушению закона, или когда человек ищет подслужиться кому-либо не только к делу, но и не к делу, когда на самом лице такого человека лежит печать какой-то плаксивости, ханжества. Христианское смирение есть одновременно и духовная высота – сознание высокого достоинства человека как образа Божия, как носителя великих небесных даров. Смиренный христианин, хотя и не хвалится своим духовным богатством, но и никому не позволяет произвольно им распоряжаться. Наоборот, его духовные силы, как более совершенные, при содействии Божественной благодати оказывают огромное влияние на духовно-нравственное состояние других людей. История христианской Церкви свидетельствует, что все угодники Божии были в высшей степени смиренны и вместе с тем имели величайшее нравственное влияние на тех, кто с ними встречался или кто даже слышал о них. Так известно, что преподобный Антоний Великий, проведший большую часть своей жизни в уединении, одним своим появлением в Александрии, где тогда Церковь Христову волновали еретики, вернул в Церковь и обратил ко Христу больше ариан и язычников, чем это делалось раньше в течение года. Сегодня высоту смирения являет нам Пресвятая Дева в дерзновенных словах: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». Это согласие Божией Матери легло в основу исполнения возвещенного еще на заре человеческой истории спасения всех верных... Сила смирения в совершеннейшей преданности Богу мыслью, волей, всяким действием, упованием, ожиданием, всем своим существом. При таком расположении духа всё случающееся в жизни предоставляется Божественному Провидению. Однако это не значит, что нужно сесть, сложить руки и просто ожидать своего спасения. Преданность Богу есть постоянное действование, но действование не по своей греховной воле, а по воле Божией, по Духу Божию. Поступающий иначе уподобляется рабу, который, получив от хозяина один талант, вместо того, чтобы пустить его в оборот, закопал его в землю. Вспомним, что сказал рабу вернувшийся домой хозяин: «Лукавый раб и ленивый! Ты заслужил быть выброшенным «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 14–30). При этом христианин не должен допускать и тени той мысли, что преданность воле Божией разрушает или уничтожает его собственную свободу. Напротив, эта покорность, послушание воле Божией, воле непогрешимой и всеблагой, ведет его к истинной духовной свободе от заблуждений, от грехов, к стяжанию всякого блага. Разве можно сказать, что нарушается свобода цветочка или наносится ему какой-то вред, если он растет, находится под воздействием света, теплоты, влаги?! Точно также и верующие люди есть растения, насаждённые на Божией ниве. Они растут, цветут и приносят плоды тогда, когда их усилия благословляются Небом, когда их воля соединяется с волей Божией, когда они находятся под влиянием Солнца Правды, света мира (Ин. 9, 5). "Я, – говорит ев ап. Павел, – насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог... всё Бог возращающий» (1Кор. 3, 6–7). Дорогие отцы, братья и сёстры! Все эти наши рассуждения, вызванные сегодняшним праздником, снова и снова напоминают нам, православным христианам, о том, что мы должны в смиренном сознании своего недостоинства устроять свою жизнь так, чтобы всякий шаг, всякое действие были исполнением воли Божией, той воли, требования которой заключены в Свящ. Писании – в св. Евангелии, в апостольских посланиях, а также в наставлениях св. отцов и подвижников благочестия. «Пусть вы – муж и жена, – учит святитель Феофан (Говоров), – посмотрите, какие есть вам предсказания от Господа, и так расположитесь жить: муж люби свою жену, а жена люби мужа. Пусть вы – мать и отец; посмотрите, как предписано в слове Божием вам действовать, – напр., домом править хорошо, детей в страхе Божием воспитывать, – и положите неуклонно действовать так, несмотря ни на что. Пусть вы – сын и дочь: разузнайте, что написано о вас в Писании, что, например, вам надо во всём слушать родителей о Господе, – так и положите действовать, – и благо вам будет, и будете девы и юноши благообразны перед Богом и людьми... А то и общие правила пересмотри, – например: чтоб не гневаться, не обижать, не гордиться, не брать чужого, не завидовать, жить со всеми в мире, друг другу помогать, быть трезвым, воскресные дни и праздники чтить». Как бы продолжая и завершая эти наставления, другой святитель Русской Православной Церкви митрополит Московский Филарет обращается к православному христианину с такими словами: «Благомысленно ищущая своего спасения душа, вразуми себя словом и примером Преблагословенной Девы, как высоко возводит, как многое совершает, как совершенно благоугождает Богу скромная и неблистательная добродетель – послушание веры... Умей вестнику высшего жребия сказать смиренно: «Буди мне по глаголу твоему». Но учись также и при виде креста сказать великодушно: «Не якоже аз хощу, но якоже Ты», Отче Небесный! Избери себе и руководителя в истине и добродетели, опытного и сведущего, «которого слово сильно жизнью, светло молитвой, охранено от заблуждения смирением». Если эти рассуждения, наставления мы примем не только разумом, но и сердцем; если мы, погасив гордость и самонадеянность, покоримся воле Божией и будем жить по ней, то в наших душах водворится небесный мир, покой, мы станем выше всех превратностей судьбы и всех земных треволнений. – «Где воля Божия, там небо». «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх