Проповеди на праздники:


Благотворительность в древних монастырях.

Поучение об иноческой благотворительности

Если я раздам все имение моt и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13:3).

Когда жизнь христиан, по высокому учению Христову, стала выражаться в особом подвижничестве, соединенном с высшими обетами христианской нравственности, с удалением в пустыню, с обетами девства, полного нестяжания, отречения от своей воли и подчинением ее духовному руководителю – авве в беспрекословное послушание, тогда в основу таковых подвигов полагалась любовь, как завет Христов, как заповедь, в которой заключаются все другие заповеди (Мф.22:37–40). С нарушением этой заповеди теряли бы цену все другие добродетели и самые строгие подвиги. Этой высочайшей любовью, соединенной с глубоким смирением, и отличается христианский аскетизм от языческого, какой существовал у последователей некоторых языческих религий. Христианин познается по любви – той любви, которую отличительным признаком Своих последователей поставил Сам Христос, эта воплотившаяся и за людей пострадавшая Любовь. В цветущие времена монашества, когда пустыни Египта, Сирии и Палестины наполнялись иноками, можно было бы подумать, что христианство, с его любящей благотворительностью, как бы перешло из городов в пустыни. Тогда можно было видеть как бы целые города иноков. Под управлением одного аввы находилось иногда до десяти тысяч давших обет девства, нестяжания и послушания. Это десятитысячное иноческое общество было разделено на обители, и все насельники их связаны были между собой одним законом любви, жертвующей собой для других, любви, смиряющей себя пред другими, искренно признающей себя худшей других, любви, послушной даже до смерти, любви, полагающей душу свою за други своя. Никто так не отличался странноприимством, как сии обитатели монастырей; никто не сумел бы с такой предупредительностью, скромностью и искренностью послужить страннику, как братья, по назначению святого аввы поставленные на служение странноприимства. Они встретят странника с любовию, как родного; они, по обычаю страны, и ноги ему омоют, и накормят, и успокоят его, все нужное скажут и покажут, а когда придет время, с любовию проводят и на дорогу нужным снабдят. Были у них и больницы, где помещались заболевшие; последние обретали для себя здесь все то, что нужно для больного. Недостаток врачебного искусства они восполняли братской молитвой за болящего. Избыток и изящество внешней обстановки, как можно встретить ныне в благоустроенных больницах, при скудости иноческих средств восполнялись с преизбытком теплотой любви, усердия и сострадательности братий, поставленных для ухода за больными.

Таковую же любовь благотворящую мы видим в лучшее время иночества у нас, в земле русской. Этим особенно отличались те обители, которые устроены были молитвами и слезами святых основателей их: Антониев, Сергиев, Зосим и Савватиев. Сами при жизни своей являя щедрую благотворительность, святые игумены, отходя в небесные обители, оставляли преемникам и ученикам своим завещание, чтобы они никогда не оставляли милостыни, принимали бы странных, питали бы голодных. И действительно, история монашества в России свидетельствует, что эти обители не раз совершали великое служение на пользу отечества, спасая народ от гибели во времена общественных бедствий, прокармливая тысячи бедных во времена голода, принимая и успокаивая странников, давая приют престарелым, служа делу духовного просвещения перепиской книг, писанием святых икон и прочим. Руководясь этим законом евангельским, поставляющим любовь выше всего, наши духовные и гражданские законы последнего времени повелевают, чтобы во всех монастырях по возможности существовали благотворительные заведения. А для открытия новых обителей поставляется непременным условием учреждение при них или богадельни, или школы, или приюта для детей и вообще какого-либо благотворительного заведения.

Все иночествующие по преимуществу именуются братьями или сестрами. Не налагает ли на них таковое название особенной обязанности заботиться о сохранении между собой братской любви, и вообще о преуспеянии в христианской любви – этой царицы добродетелей? Поистине, иноки, более других желающие стяжать любовь Христову, то есть любить Христа и быть возлюбленными Христу, должны по преимуществу к себе относить христианское наставление: Все у вас да будет с любовью (1Кор.16:14). Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте... в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве (Рим.12:10:13). Иначе не только звание монашеское, но и предание тела на сожжение не принесет подвижнику пользы, если он вознерадит о любви. Если я... любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:3).

Проповеди на праздники:

Наверх