Проповеди на праздники:


Благоговейное совершение вечери Господней (1Кор.11:17–34)

В 1Кор.11:17 Павел переходит к следующему вопросу, также связанному с молитвенным собранием верующих. Разделения коринфян сказываются, когда они собираются вместе. В 1Кор.11:18 ἐν ἐκκλησίᾳ стоит в лучших рукописях без члена и потому означает не Церковь, а собрание в общем смысле слова. Апостол готов примириться даже с разномыслиями (греч. αἱρέσεις: «ереси»), поскольку они служат углублению христианского сознания (1Кор.11:19). Но его смущает неблагоговейное совершение вечери Господней (1Кор.11:20 и сл.). Это и есть тот второй вопрос, связанный с богослужебными собраниями, на котором ап. Павел останавливается. Под вечерей Господней, он, несомненно, разумеет вечерю любви, или агапу (греч. ἀγάπη), братскую трапезу, которую совершали древние христиане, но которая с этим именем упоминается в Новом Завете только в Послании Иуды (Иуд.1:12) и, может быть, во Втором Послании Петра (2Пет.2:13), где, однако, почти во всех рукописях стоит не ἀγάπαις, а ἀπάταις (русский перевод: «обманами»). В новозаветную эпоху с агапой было соединено совершение Евхаристии. Потому и посвящает ап. Павел этой теме столько внимания. Как и на Тайной вечере Христа Спасителя, совершение Евхаристии имело место после трапезы. Из отдельных замечаний ап. Павла ясно, что он считал вполне естественным, – а в иных случаях даже желательным, – вкушение пищи перед Евхаристией (1Кор.11:34, см. 1Кор.11:21). Наша практика причащаться натощак утвердилась впоследствии. Очень скоро, может быть, в связи с гонениями, совершение Евхаристии было отделено от агапы.

Отрывок 1Кор.11:20 и сл. представляет интерес потому, что ап. Павел даёт в нем предание об установлении Евхаристии параллельное синоптическому (1Кор.11:23–25). Вполне возможно, что ап. Павел и в тайну Евхаристии был введен Самим Господом (ср. толкование в курсиве русского перевода 1Кор.11:23), минуя всякое человеческое посредство (Гал.1). Нестроения, которые были отмечены в Коринфе на вечерях любви (1Кор.11:20–22) и стали известны ап. Павлу, заставили его указать на смысл Евхаристии как приобщения к смерти Господней (1Кор.11:26–27) и потребовать от верующих самоиспытания (ср. 1Кор.11:28–34). На этом требовании ап. Павла и основана христианская практика подготовки к святому Причащению. В плане 1Кор. распоряжения ап. Павла касательно совершения вечери Господней возвращают нас к беглому замечанию 1Кор.10:16, 17. Возражая против разделений, которые проявились и в нестроениях при совершении вечери Господней, ап. Павел сознавал, что евхаристическая трапеза есть мистическое основание единства Церкви.


Проповеди на праздники:

Наверх