Благодарный прокаженный как образ вхождения в Церковь
Мы поняли слово Христово о «Царстве Божием внутрь вас» (Лк.17:21) как слово о Церкви. Оно непосредственно следует за рассказом (Лк.17:11–19) о десяти прокаженных, которых Господь послал показаться священникам. Из них один – благодарный, оказавшийся самарянином, возвратился к Иисусу прославить Бога о своем исцелении. Он сделал то, что должны были сделать и не сделали другие – люди Моисеева закона. Они тоже должны были прийти к Господу. И Господь ублажает благодарного: «Вера твоя спасла тебя» (Лк.17:19). Спасение в этом случае нельзя понимать, как исцеление. Исцеление получили все (Лк.17:14). Но Господь только одному – благодарному – говорит о спасении по вере. Спасение благодарного в том, что он пришел к Господу. Обращение его ко Господу евангелист Лука понимает, как общение его с Церковью. Это вытекает из контекста. За рассказом о десяти прокаженных непосредственно следует вопрос фарисеев о времени пришествия Царства (Лк.17:20) и ответ Иисуса о «Царстве Божием внутрь вас» (Лк.17:21). Позволительно думать, что понимание Луки выражает мысль Самого Господа. Мы возвращаемся к объективным условиям явления Царства. К этим условиям, как мы видели, относится Церковь как земной аспект Царства. Но принадлежность к Церкви предполагает свободное изволение человека. Для человека принадлежность к Церкви есть одно из условий стяжания Царства.