Проповеди на праздники:


Благодарение (Филим.1:4–7) и просьба принять Онисима (Флм.1:8–20)

За обращением в Флм., как и в других Посланиях ап. Павла, следует благодарение (Флм.1:4–7). Предмет благодарения – вера Филимона и его деятельная любовь. Явленная Филимоном любовь и даёт ап. Павлу основание обратиться к нему с просьбой, которая составляет главное содержание Послания (Флм.1:8–20). Ап. Павел возвращает Филимону сбежавшего от него раба Онисима (Флм.1:8–14). По закону господин имел всю полноту власти над рабом и мог даже казнить беглеца. Тем не менее апостол возвращает Онисима его господину и, делая это, не хочет пользоваться и своей апостольской властью по отношению к Филимону (Флм.1:8, ср. Флм.1:13), который самим своим христианским бытием был обязан ему (ср. Флм.1:19). Он его просит по любви: он, Павел, старец, а теперь и узник Христа Иисуса (Флм.1:9). В своих узах Павел родил Онисима, иначе говоря, обратил его ко Христу (Флм.1:10). Обращение Онисима имело последствием его исправление (Флм.1:11). Возвращая Онисима, Павел рассчитывает на любовь Филимона (Флм.1:12–14). Слова Павла «доброе дело твое» (τὸ ἀγαθόν σου Флм.1:14) звучат, как намёк. Но Павел не договаривает своей мысли. Возвращая раба, он показывает, что не покушается на изменение социального строя. Но каково бы ни было социальное положение Онисима, он просит Филимона принять его, как брата «и по плоти, и в Господе» (Флм.1:15, 16), принять его так, как он принял бы самого Павла (Флм.1:17). Павел берёт на себя обязательство возместить Филимону и понесенный им материальный ущерб (Флм.1:18–19). С этим обещанием толкователи связывают обращение ко всей семье Филимона и думают, что апостол имеет здесь в виду нечто большее, чем лишение Филимона и его семьи бесплатного рабского труда. Не обокрал ли Онисим Филимона, когда бежал из его дома? В Флм.1:20 Павел ещё раз со всей силой повторяет свою просьбу.


Проповеди на праздники:

Наверх