Благодарение (Фил.1:3–7) и молитва (Фил.1:8–11)
За обращением следует вступительное благодарение о духовном преуспеянии филиппийцев (Фил.1:3–7), переходящее в молитву о их дальнейшем возрастании (Фил.8–11). Возрастать, по мысли Павла, должна их любовь, и проявлений возрастания он ожидает «в познании и всяком чувстве» (Фил.1:9). Русское слово «чувство» есть перевод греческого αἴσθησις, и толкователи его относят к практической стороне жизни. Преимущественный интерес представляет понятие «познание», выраженное греческим словом ἐπίγνωσις. Это слово, сравнительно редко встречающееся в раннейших Посланиях ап. Павла (Рим.1:28, 3:20, 10:248), глагол ἐπιγινώσκω встречается чаще (ср., напр., 1Кор.13:12), становится, к концу его жизни, одним из самых употребительных терминов его богословия (ср., напр., Еф.1:17, 4:13; Кол.1:9, 10, 2:2; Филим.1:6; 1Тим.2:4; 2Тим.2:25, 3:7; Тит.1:1; ср. Евр.10:26). Как уже было указано, учение ап. Павла сосредоточивается, начиная с римских уз, на темах христологии. К этому именно времени и относится употребление термина ἐπίγνωσις. Даже беглое обозрение тех мест, где этот термин встречается, не оставляет сомнения в том, что ап. Павел обозначает им познание высочайших истин веры. Вывод напрашивается. Пользуясь термином ἐπίγνωσις, ап. Павел применял его к познанию тех тайн христологии, на которых он останавливался с преимущественным вниманием в конце своего служения (ср., напр., Кол.2:2; Еф.4:13). В Флп. возрастание «в познании и всяком чувстве» связано с эсхатологической целью нашего земного пути: в Флп.1:10 Павел прямо говорит о «дне Христовом». Это показывает, вопреки распространенному в наше время мнению, напряженность эсхатологического ожидания ап. Павла и на закате его дней.