Благо в смерти. Слово на литургии пред погребением преосвященного Вениамина, епископа Горийкого, сказано в Тифлисском Сионском соборе. 19.02.1905 г.
Обратися, душе, в покой твой, яко Господь благо сотвори тебе... (Пс. 114:7).
Благослови, преосвященнейший владыко, благовестителя слова любви и почитания к тебе, от лица твоих близких, сослужителей и подчиненных, в последний раз благослови, преосвященнейший владыко!
И прежде всего приими благовестие от слова Божия, коему измлада ты научился, умудряясь во спасение (2Тим. 3:15), коему поверял ты свою жизнь земную и всю свою деятельность. Благовестие тебе из уст святого пророка, из глубокой древности вещающего, в чаянии богоявления Христова, к нам милостивно бывшего: «Исаиа, свет видев невечерний, из нощи утренневав, взываше: воскреснут мертвии и возстанут сущи во гробех и еси земнороднии возрадуются» (Кан. Велик. Субб. при погреб. иереев, песнь 5-я). Да будет же тебе посохом в путь всея земли это слово пророка, посреди тьмы и сени смертной, в предведении и ожидании света невечернего.
Благовестие тебе от святого апостола: «Никтоже бо нас себе живет, и никтоже себе умирает. Аще убо живем, Господеви живем; аще же умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы. На сие бо Христос и умре, и воскресе, и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Римл. 14:7–9).
Да будут тебе и нам светильником эти слова, уясняющим недоуменную тайну твоего раннего от земли отшествия.
Но превыше всего благовестие приими от Того, Кто есть Свидетель верный (Апок. 1:5), свидетельство Которого есть ей и аминь (2Кор. 1:20), Кто Сам был мертв и се жив есть во веки веков (2Кор. 1:8), Кто есть путь и истина (Ин. 14:5), и воскресение и жизнь (Ин. 11:25); Свидетель сей говорит тебе: сущии во гробех услышат глас Сына Божия и, услышавше, оживут (Ин. 5:25).
Да будет тебе слово это венцом славы и радости, вечным благовестием вечного Бога во стране и царстве вечности.
Благослови, преосвященнейший владыко, благовестителя и земного человеческого слова любви и утешения, при виде твоего гроба. И это слово берет начало от слова Божия:
Обратися, душе, в покой твой, яко Господь благо сотвори тебе.
Благо сотворил тебе Господь, пославши к тебе ангела смерти в эти тяжкие дни, нами переживаемые. И если всегда нужно памятовать, что мир, тобою покинутый, весь во злележит (Ин. 5:19); если всегда нужно помнить, что земля и яже на ней дела сгорят (2Пет. 3:10), что плоть и кровь царствия Божия не наследят (1Кор. 15:50): то особенно все это само собою напоминается нам ныне, при виде повсюдной смуты, при этом широком разливе нечестия, при этом восстании против Бога и Христа Его, – что очи наши наблюдают в окружающей жизни. Знал ли ты об этом горе Церкви и родины, ты, удаленный от мира своею долгою и тяжкою болезнью? О, не только знал и страдал, когда в священный час наречения в епископа, как бы прощаясь с прошлою жизнью и службою, поминал горячим словом любви твоих бывших прихожан-крестьян далекой русской деревни, твоих наставников в высшей школе, подаривших тебя светлыми радостями, и твоих питомцев, утешавших тебя успешным духовным возрастанием. Ты пророчески рисовал себе трудности предстоящего времени и предстоящего служения архипастырского. Ты говорил тогда:
«Несравненно труднейший путь жизни предстоит мне в будущем, ибо приведется уже иметь дело не столько с доверчивым простым народом, сколько с людьми разных состояний и направлений, часто с врагами Церкви Христовой, которые в настоящее время, особенно, подобно хищным волкам (Мф. 7:15), со всех распутий лжеименного разума устремляются на нее, постоянно волнуют ее и производят в ней смуты и нестроения. Дние наши лукавы (Еф. 5:16).Страшная гордость, самомнение и себялюбие, прикрываясь отчасти целями облагодетельствования человечества материальными благами, а во многих случаях прямо, неприкровенно, во имя свое (Ин. 5:43) собрались на Господа и Христа Его, чтобы расторгнуть узы Их и свергнуть с себя иго Их (Пс. 2:3).И не только против веры Христовой и Церкви православной гордость и себялюбие так настойчиво ратуют, но для них ненавистен и всякий порядок гражданский, способствующий «тихой и безмятежной жизни во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2).
Ты угадал тогда, владыко, грядущие скорби.Разве не болело твое верующее сердце, разве не страдала твоя архипастырская ревность при виде нынешнего восстания на Церковь?Разве, не терзалась душа твоя при виде скорбей родины? И удивительно ли, что когда ты умер, когда весть о твоей кончине достигла слуха твоих близких и любящих, – удивительно ли, если после молитвы о тебе, они единодушно высказали мысль, что ныне воистину блажени мертвии (Апок. 14:13), а не живые, очи которых лучше бы не видели того, что творится вокруг? Отнюдуже глас Иoвa услыши глаголюща: смерть мужу покой есть... (Погреб. свящ. блаженны).
Благо сотворил тебе Господь, воззвав от земной юдоли во страну вечности, туда, куда так стремилась душа твоя.Ты был мужем пытливого ума, ты был муж желаний.Наука, чтение, размышления, умственные занятия наполняли весь досуг твой.Твое богатство и твои друзья – книги; они только и бросаются в глаза в твоем скромном жилище.Ты искал в них истины, правды, ведения, ты вдал душу твою взыскати премудрости.Но разве земля и все земное могли бы дать тебе удовлетворение?Разве приложивый разум не умножает здесь болезни (Еккл. 1:18)? Увы! – мы видим здесь истину только, яко зерцалом в гадании, мы ныне разумеем только отчасти... (1Кор. 13:12). Обратися же, душа благодатная и жаждущая Истины, Добра и Красоты, обратися в покой твой богоданный: ныне разрешится твоя жажда ведения в полноту обладания истиною не прикровенно, а лицем к лицу; ныне познаешь ее, якоже познан был (1Кор. 13:12); ныне падут мучительные колебания и сомнения, мучительное сознание немощи и слабости духа в познаниии сущего; ныне узнаешь то, их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша... (1Кор. 2:9). Имже образом желает елень на источники водные, сице желала душа твоя к Богу крепкому, живому, когда явишься лицу Божию (Пс. 41:1–2); возлюбленны были для тебя селения Господа сил, желала и скончавалась душа твоя во дворы Господни (Пс. 83:2–3): вниди же ныне, раб благий и верный, в радость Господа твоего (Мф. 25:23), и осияет тебя свет истины небесной, и вечных благих, и бесконечные, блаженные жизни наслаждение! Ты вступил ныне в мир высший, духовный, в котором с большею свободою раскроется все, что есть в душе нашей высокого, вечного и божественного, «где истина без покрова, добродетель без борьбы и венцы без терниев»...
Благо сотворил тебе Господь, положив смертью конец твоим земным страданиям. Бедность детства и юности; слабость здоровья от самой молодости; недолгая семейная жизнь, а потом беспрерывная тяжкая болезнь, постоянная, упорная, изнуряющая, лишающая покоя, препятствующая работе, к которой ты стремился; сознание слабости сил и недостаточности труда, который ты мог вносить в дело служения; тяжкие и мучительные последние месяцы жизни, месяцы беспрерывной борьбы со смертью: вот равномученический подвиг долговременных скорбей и страданий твоих. Кончились ныне смертью твои страдания; крест, тебе данный, с верою, терпением и упованием ты донес до общего всем предела. И воистину, ты получил ныне удел лучший и совершеннейший, по слову Bacилия Великого: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела и к Тебе, Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшие и сладостнейшие, и на упокоение и радость» (Из мол. Пятидес.)
Разорилась земная твоя храмина (2Кор. 5:1), умерло твое настрадавшееся тело, но от сна смертного возстанет оно некогда и в новой силе, и в новой красе: «Сеется в тлении, возстает в нетлении; сеется не в честь, возстает в славе; сеется в немощи, возстает в силе; сеется тело душевное, возстает тело духовное» (1Кор. 15:42–44).
Но и чрез это немощное и слабое тело, которое причинило тебе столько страданий и ныне отказалось служить орудием твоего светлого духа, Господь благо сотворил тебе.Оно страданиями приуготовило тебя к вечности; вмале пожив, ты исполнил лета долга (Прем. 4:13), и наследуешь жилище на небесах, дом нерукотворенный и вечный (2Кор. 5:1).Отпала ныне солома, чтобы отделилось зерно чистое и дорогое, которое готово стало для небесной житницы; созрел грозд твоей жизни для Небесного Виноградаря. Какую печать красоты душевной наложили на тебя страдания! Они приучили тебя к уединению, к необыкновенному воздержанию, к сознательному терпению, к покорности воли Божией, в которых воспитывался и созревал для Бога и неба дух твой; они соделали сердце твое столь широким в любви и благожелательности, что в нем никому не было тесно (2Кор. 6:12); они дали тебе ту превознесенность над всем мирским, над всякою мелочностью и суетою, которая в связи с твоим прямодушием, искренностью и правдивостью являла тебя пред нами в такой высокой красоте истинного и обаятельного благородства духа. Если бы нужно было написать на этом гробе твоем изречение, всецело и лучше всего рисующее твой образ, то оно готово и изречено в святых словах евангелия: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8).
И когда твое сердце страданиями усовершилось и очистилось до способности боговидения, ты взят был от земли живых. В твой далекий путь пойдут вслед за тобою дела твои (Апок. 14:13): твоя глубокая вера, твоя горящая ревность по дому Божием, твоя преданность долгу, твоя любовь, благородство, правда слова и дела и чистота сердца. Прости нас, преосвященнейший, в чем мы повинны пред тобою, и, в лицезрении вечного Бога, помяни в любви твоей нас скорбных и ныне во многих обстояниях сущих.
Обратися, душе, в покой твой, яко Господь благо сотвори тебе. Но в твоем могильном покое, почивая в благоухании святыни этого векового храма, ты будешь здесь всегда слышать молитвенное слово, отрадное для твоего духа, и верим, оно услышано будет и Богом; слово это сонм священства будет тебе гласить: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-2/5#note151_return