Блага милосердия Божия

Блага милосердия Божия

«Аще убо вы, – говорит Господь, – зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него». Но есть блага, которые Господь дает нам исключительно по милосердию Своему. Милуя нас, Он и в наше время посылает нам Свои блага, оказывает милосердие в нашей тяжелой теперешней жизни. Какие же это блага?

Это продление жизни нашей, это враждебные нам люди, это боль сердечная, это сокрытие от нас тайн горнего мира и, наконец, смягчение наказания. Вот об этих-то благах и будет ныне слово наше.

Когда полна страдания душа человека, то он в отчаянии желает смерти. Один, [будучи] не в силах нести бремя жизни своей, говорит: «Я брошусь под трамвай», другой взывает: «Господи, где смерть моя?» Но для нас, пребывающих в грехах, то, что Господь не отнимает жизни, есть настоящее благо. В самом деле, мы сейчас одеты этой одеждой, а если бы умерли в грехах, то были бы покрыты адским огнем; теперь мы стоим в церкви и слушаем пение, а если бы умерли сейчас в грехах, то слышали бы только ужасный скрежет зубов и плач. Теперь мы хоть и грешны, но можем присутствовать при богослужении, а если бы умерли в грехах, то стали бы жить с самим сатаной. Поэтому хоть и трудно и тяжело жить теперь, а все же лучше для нас, что мы живы; для праведника лучше умереть, потому что ему эту жизнь заменит иная – вечная, ликующая, радостная, а нам, которые погрязли в грехах, лучше жить, ибо жизнь продлена нам для покаяния.

Преподобная Таисия умерла рано, оттого что чувство покаяния переполнило ее, изменило всю ее душу так быстро, что она в одну ночь призвана была в горний мир. А святителей Иоасафа [Белгородского] и Василия [Великого] Господь призвал в сорок девять лет – очевидно, душа их созрела, была готовой к вечной жизни, и Господь минуты не ждал больше, взял их. И если мы еще живем, значит, мы еще не готовы, должны еще приготовить себя, покаяться в грехах своих, потому что если не приготовимся и Господь возьмет нас такими, каковы мы сейчас, то велика будет скорбь наша, ибо тогда уже и плач и покаяние не помогут нам.

Воистину благо дает нам Господь, оставляя нам жизнь нашу, только мы не ценим это, как и апостол Павел говорил: «Или пренебрегаешь богатство благости... Божией». Следовательно, нужно нам каяться, нужно дни наши изживать в покаянии. Но что же значит каяться? Если ты не молишься, так начни молиться с сокрушением, всегда видя душу свою в бездне ее грехов. Если ты нечист сердцем, то трудись, чтобы очистилось сердце твое; если ты обиду не мог снести, понеси ее, принудь себя к этому добру. Словом, если ты изменишь душу свою, если ты уведешь ее от зла, если искоренишь дурные привычки и страсти, то это и значит, что ты приносишь покаяние, что ты готовишься предстать пред светлое Господне лицо.

Потому старайся, чтобы покаяние наполняло жизнь твою, чтобы борьба со злом была у тебя постоянно. Нас в жизни окружают враждебные люди, у каждого в жизни есть хоть один человек, враждебный ему. Жалуется человек, что жить невозможно, что дома и на службе – везде и всюду враги, подозрительность. Иногда молится человек, просит Господа, чтобы отнял Он врагов, но это нехорошо. Враги – это мазь, которая выводит изнутри наружу гной наших страстей и зла, гнездящегося в глубине сердца. Вот когда ты будешь с врагом терпелив, да если не только простишь, но с любовью помянешь на молитве, тогда и поймешь, что в одном слове «люби» заключается весь закон Христов, что враги не несчастье, а счастье наше, потому что они служат показателем любви нашей, потому что через них мы узнаем себя, душу свою. Поэтому мы должны всячески проявлять любовь свою, ко всем быть снисходительными, ласковыми, добрыми, и эта любовь откроет благодатные чувства и настроения, и враждебные нам люди уже не станут нам врагами, а будут пред нами просто людьми, которым необходимы и ласка, и любовь, и добро, которые влекут нас ко спасению.

Еще посылает нам Господь благо – нашу сердечную боль. О, как болит теперь наше сердце! У кого не болит оно? Можно сказать даже, что не только болит у нас сердце, но изболело уже все, измучилось, исстрадалось. Но эта боль сердечная есть величайшее благо, которое даровал нам Господь. Если бы не болело у нас сердце, мы не смотрели бы в небо, а только в зеркало, и не стремилась бы душа наша к исканию вечного покоя. Если бы не болело наше сердце, мы умывались бы только душистым мылом, а то мы умываемся слезами своими, которые очищают нас, не только тело омывают, но святое святых нашей души – измученное, израненное сердце. Если бы не болело у нас сердце, то мы шли бы не в церковь, а куда-нибудь веселиться, не прибегали бы к Богу с воплем о помощи. Господь, по выражению одного преподобного, поступает, как мать: чтобы дитя отвыкло от молока, она намазывает грудь луком или солью, дабы дитя, почувствовав горечь, отвернулось. Так и Господь, допуская горечь в наши сердца, поступает, как любящая мать, Он как бы отвлекает этой горечью от суеты жизни и приближает нас к Горнему миру, приучает дорожить не земными временными благами, а искать вечного блага в единении с Богом.

И еще дал благо нам Господь – сокрыл от нас тайны Горнего мира. Мы теперь не видим ни бесов, ни ангелов. И это есть благо. Многие скорбят о том, что не видят бесов и ангелов. Но если бы мы увидели демонов, то весь мир превратился бы в демонов, ибо мы не перенесли бы гнусных картин, открывшихся нам. А ангелов не видим мы потому, что если бы их и увидели, то не перенесли [бы] их света, как рассказывается и о пророке Данииле, который, увидя ангела, пал и лежал почти мертвым. И если бы мы увидели их, то опалены были бы огнем Божественного света. Потому и Господь сокрыл их от нас. Они и сейчас стоят среди нас, эти умные служители славы Божией. У них нет тела, как у нас, но они имеют другое тело, как говорит апостол Павел, есть тело душевное, и есть тело духовное. Так вот у них нет этого нашего тела – они обладают, по слову святых отцов, эфирным телом, так что не видимы, не ощутимы нами. У них нет этих рук и ног, они не занимают пространства, но незримо пребывают в том или другом месте. У них нет этого языка, и когда они хвалят Господа, то хвалят мыслью, ибо они существа мысленные, умные. И, будучи среди нас, они действуют на нас мыслью своею, влагая ее непосредственно в наше сердце. Как часто среди сомнений, среди испытаний вдруг как луч засияет в сердце благодатное решение, мысль успокаивающая, тихая, благодатная. Один человек сидел однажды и думал, вдруг слышит, будто говорит в сердце его кто-то чудным голосом: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый». Чей это был голос? Ангела-хранителя, который воспламенил его сердце. И хотя Господь скрыл от нас эти существа, ибо они пламень и огонь, свет, которого человек не мог бы перенести, но эти небесные други наши постоянно с нами невидимо и предостерегают нас всегда, так что Господь благо дает нам, скрывая от нас зрение Горнего мира.

И, наконец, Господь смягчает нам наказание. Мы уже давно должны были бы погибнуть, а мы живем, и Господь милует нас. Если тебе тяжело здесь, Он все же смягчает жизнь нашу, смягчает наказание. Он подает тонкие проблески, направляет события так, что сама жизнь наша не кажется уже такой ужасной.

Если Господь подает нам блага, о которых мы и не подозреваем, то что же сказать об этом, если мы будем молиться Ему, прибегать к Нему с верой? Поэтому помните о тех благах, которые дал нам Господь, всегда прибегайте к Нему, и Он будет с вами по обету Своему вовеки. Аминь.

Наверх