Без приготовления нельзя приступать к Причащению Святых Таин
Без приготовления приступать к Причащению Святых Таин нельзя, как и говорит св. апостол Павел: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет; ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня (1Кор. 11, 28–29).
В чем же должно состоять приготовление к принятию Святых Таин?
Святый Дамаскин рассуждает о сем так: «Многие принимают Тело Христово просто по обычаю, а не так, как должно по закону, помыслом и умом чистым в святый Пост и в Пасхальное время. Прежде всего, нужно святый Пост в ЧИСТОТЕ провести и совесть очистить, и тогда уже и причаститься; иначе неочищенный недостоин будет вкусить от трапезы Христовой. Вспомните, что еще и в Ветхом завете к жертвам приступали со страхом и предочищались. А мы скверными руками приемлем Тело и Кровь Христовы и без страха, тогда как их и ангелы трепещут. И ты, христианин, о времени Причащения знаешь, а к самому Причащению не готовишься. Подумай, можешь ли ты со смрадными устами приступить и к земному царю? Как же с ними приступим к Царю Небесному? Не слышишь ли, что возглашается в церкви? «Иже во оглашении изыдите, и елицы, иже не в покаянии, да не приемлют!» И потому пусть приступают к Святому Причащению только достойные, а недостойные пусть не причащаются, потому что они Святые Таины только в суд себе примут и во осуждение и в муку. Потому-то священник и возглашает: «Святая святым!», т.е. пусть приступает только тот, кто свят. И не сказано просто чист, но свят. «Иже ест Хлеб сей и пиет чашу недостойно, повинен есть Телу и Крови Господни».
Итак, вот в чем должно состоять приготовление к принятию Святых Таин: во-первых, должно приступать к Святым Таинам с помыслом и умом чистым; во-вторых, пост соблюсти в чистоте; в-третьих, очистить себя покаянием и, наконец, в-четвертых, приступать и со страхом.
Все ли тут сказано? Нет, нужно еще приступить и с любовью и верою, как и говорит Святая Церковь: «верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечныя будем!» – И это самое главное. Поэтому, приготовляясь к Причащению тем, что сказано, не забудем и о вере и любви. И посему, приступая к Святой Чаше, каждый от всего сердца говори: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. С любовью иду к Тебе, потому что Ты пролил за меня пречистую Кровь Твою, примирил меня с Отцом Твоим и избавил меня от греха, проклятия и смерти!» Так говори приступающий к Святой Чаше Господу, и ты примешь Святые Таины не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.