Бесноватые 1902г.
Слово в неделю четвертую великого поста
Сегодня, возлюбленный братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. «Дух немой и глухой»! сказал Господь нечистому, «Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него. И вскрикнув и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус взяв его за руку, поднял его; и он встал». Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, – и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал. Это же сделалось и на тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал: «как давно это сделалось с ним»? Тот сказал, что – с детства, и прибавил, что демон много раз бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; и просил Господа – сжалиться над ним и сыном, и помочь, если что может. Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, – все возможно верующему». И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул: «верую Господи! помоги моему неверию». Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему: «все возможно верующему», говорит Он. Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять. А как бессилен и жалок неверующий! Он и с собою совладеть не может и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими. Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа: «почему мы не могли изгнать его»? Господь на это сказал им: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Вот и похвала от Господа посту и молитве. Вот евангельская основа поста. Отчего же именующие себя последователями Евангелия изгнали из общежития пост, как бы ненужный! Не оттого ли ныне у нас умножились страсти и беззакония и бесноватые разного рода, что некоторые из христиан разорвали союз с Церковью и отвергли, как излишнее дело, молитву и пост и живут на подобие скотов бессловесных, водясь только похотями различными, а иные – в злобе своей, с пеной у рта, как истые бесноватые, устремились на всякие злодеяния: на убийства, самоубийства, поджоги, подкопы, взрывы и пр. Да, возлюбленные братия и сестры, подобные люди дошли до такого ужасного неистовства именно от неверия, невоздержания, нечистоты и от всех пагубных последствий этого неверия. Кроткая евангельская вера не проповедует убийств, цареубийств, подкопов и взрывов, – она говорит: всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власти аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть, и что надо повиноваться им не по страху только, но и по совести, и повелевает молиться за царя и за всех, которые почтены властью, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Господи, просвети ослепленные злобою сердечные очи этих несчастных бесноватых нашего злополучного времени, восстающих на богопоставленные власти, да познают они, какую страшную бездну они изрывают сами под собой, в какую страшную адскую пропасть они готовы низвергнуться. В старые дохристианские времена, некоторые несчастные из евреев возмутились было против установленных начальств, – против Моисея и Аарона, укоряя их в мнимом властолюбии, только возроптали: и что же их постигло, какая казнь Божия? – Земля разверзлась под ними, и – живыми сошли они в ад с семействами своими; а другие, менее виновные, огнем, исшедшим из храма, были спалены. Вот сколь тяжкий грех – мятеж против начальства. Что же ожидает наших нигилистов, какой суд Божий? Тем ужаснейший, чем больше дары Божии они попрали. Ибо кто наши нигилисты и террористы? Крещеные люди, христиане доходят до такого неистовства – до таких убийств и самоубийств, до таких сатанинских злодеяний! О, зачем родились они на свет? Зачем они не погибли в утробе матерней? Лучше бы им не родиться. Так неблагодарно, так злобно, так безумно попирать дары Божии – благодать крещения, миропомазания, причащения тела и крови Господа – это по истине ужасно! О, злополучные родители таких детей! Какой позор они должны перенести.
Братия и сестры! Будем всем сердцем держаться веры и Церкви Божией, этого единственного спасительного ковчега, спасающего от всемирного огненного потопа, который постигнет в свое время всех беззаконных. Будем держаться священных установлений Церкви, ведущих нас ко спасению, будем содержать неизменно посты и молитвы и усердствовать к службe Божией! Диавол, враг нашего спасения, не дремлет, но, как рыкающий лев, ходит около нас, ища кого поглотить и – сколь многих поглотил! Пост и молитва с усердием, со смирением, с верою и любовью, – сильное оружие против диавола, против всех страстей, воюющих в нас. Аминь
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.