Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Таин (О посте)

Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Таин (О посте)

Прихожанин. Вот у нас скоро пост. Все православные будут причащаться Святых Таин. Хотелось бы и мне причаститься. Я пришел поговорить с тобою об этом.

Священник. Желание твое прекрасно; и мне будет весьма приятно сказать тебе все, что могу. Что ж такое тебе хотелось бы слышать от меня?

Прихожанин. Я прошу тебя сказать мне все по порядку, что нужно для желающих причаститься Святых Таин.

Священник. Хорошо. Будь же внимателен. Если что покажется тебе неясным, не скрой – спроси, я постараюсь объяснить тебе то по силам моим. Знай, что желающий причаститься Святых Таин должен приготовиться к этому; что причащающийся без должного приготовления не только не получит от того никакой пользы, но и грешит тяжко.

Прихожанин. Говорили мне об этом; но плохо понимаю.

Священник. Что же затрудняет тебя?

Прихожанин. Ты однажды пересказывал мне слова Иисуса Христа к Апостолам о Святом Причащении. Господь говорил: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Разве худо тому, в ком живет Христос?

Священник. Хорошо, что ты помнишь слова мои; но было бы еще лучше, если б ты и понимал их надлежащим образом. Кто достойным образом, заботливо приготовившись, принимает Святое Причастие, тот от причащения получает великую пользу; в том – как ты сейчас упомянул – действительно живет Господь. Но кто причащается легкомысленно, без должного приготовления, тот подлинно грешит тяжко и вредит самому себе. Послушай, я скажу тебе слова Апостола Павла: Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня. К этому Апостол прибавляет, что у нас и больных много, да и умирает немало – именно от недостойного причащения Святых Таин, что если б христиане с должным приготовлением приступали к этому Таинству, то Господь не наказывал бы. Эти слова Апостол писал к Коринфской церкви, где многие тогдашние христиане причащались без приготовления.

Прихожанин. Теперь понимаю. Причащающийся без должного приготовления грешит тем, что не различает тела Господня, не уважает его, и потому от причащения пользы не получает, даже вредит себе. Скажи же мне, как надобно приготовляться?

Священник. Да разве ты в первый раз хочешь причащаться?

Прихожанин. Нет, я каждый год причащаюсь.

Священник. Ужели ж ты причащался без приготовления?

Прихожанин. Ничего особенного не помню. Ты мне говорил, что надо поститься, по первому удару колокола ходить в церковь, в пятницу исповедаться, а в субботу или воскресенье причаститься. Я так и поступал.

Священник. Да я и теперь говорю тебе о том же. Пост, молитва и исповедь совершаются нами в видах приготовления к Святым Тайнам. Постимся и молимся мы для того, чтобы удобнее рассмотреть свою совесть и возбудить в себе раскаяние, исповедуемся – для того, чтоб очиститься от грехов, примириться с Богом; приготовившись же таким образом, мы причащаемся Святых Таин, чтоб соединиться со Христом, жить Им и спастись.

Прихожанин. Понимаю. Значит – я всегда приготовлялся?

Священник. Хорошо ли ты приготовлялся?

Прихожанин. Кажется, хорошо.

Священник. Надо приготовиться как можно лучше. Представь себе, что ты ждешь какого-либо важного человека в гости к себе. Ты, верно, и комнату подмел бы, убрал бы ее, платье на себя надел бы почище, поприличнее, приготовил бы даже и то, чем попотчевать и занять гостя. Ты теперь ждешь к себе Христа, и при том желаешь, чтобы Он жил у тебя, а не погостил только. Поэтому употреби все твое старанье и уменье – усердно приготовься принять, угостить и занять ожидаемого гостя – Господа!

Прихожанин. Разумеется, так следует.

Священник. Попостись же, помолись поусерднее: Бог поможет тебе искренне раскаяться, получить прощение грехов и достойно причаститься Святых Таин.

Прихожанин. Если б у тебя было время... мне весьма желательно поговорить с тобою и о посте, и о молитве, и об исповеди. Конечно, все это я знаю, но вижу, что не лишне проверить свои знания.

Священник. Ты напрасно беспокоишься о моем досуге. Говорить полезное тебе у меня всегда есть время. Я, собственно, для этого и живу здесь. Скажи мне, как ты понимаешь пост? Как ты постился?

Прихожанин. В пост – готовился ли я причащаться или нет – я никогда не употреблял скоромного.

Священник. Это хорошо; так и должно. Всякий православный обязан сохранить в году четыре поста, равно как среду и пятницу каждой недели. Но скажи мне, как постился? Ты должен различить слова: пост и постное. Есть постное не то, что поститься.

Прихожанин. Какое же тут различие?

Священник. Есть, да и немалое. Назови мне какое-либо постное кушанье.

Прихожанин. Рисовая каша, капуста, батат.

Священник. Хорошо. Если ты будешь есть рисовую кашу, ведь это будет есть постное? Прихожанин. Конечно.

Священник. Ну, если ты наешься каши – или чего другого постного – до отвалу, до совершенной сытости, то это будет не поститься, а нарушать пост. Когда ты хочешь истинно поститься, то вот как поступай: положим, что в обыкновенное время ты обедаешь раньше полдня. В пост обедай после полдня, попозже. В обыкновенное время ты употребляешь две-три чашки каши с разными приправами и мясом. В пост не только отбрось скоромные приправы и мясо, но и самой каши употребляй сравнительно меньше прежнего. В обыкновенное время ты ешь три-четыре раза в день. В пост удовольствуйся двумя приемами. Поступая таким образом, ты будешь поститься.

Прихожанин. Да это тяжело, я буду голоден!

Священник. Конечно, тяжело; особенно тому, кто не привык воздерживаться. Наша плоть страждет от поста. Ей невкусна и постная пища, пост же совершенно противен. Да пост-то предписан совсем не для того, чтобы угождать плоти, ласкать чувства, а чтоб смирить плоть, подавить возникающие в ней страстные движения и тем дать простор духу и его силам. От поста хоть и страждет плоть, но дух обновляется, чувства освежаются. Постясь, мы становимся гораздо живее, бодрее; чище, яснее видим свои ошибки; глубже, сильнее жалеем о них и усерднее исправляемся. Между тем, ты не думай, что, насытившись, уже избавляешься от всяких неприятностей. Чрево – до смерти враг наш. Голодно – оно настоятельно требует пищи; накорми его – оно как бы в благодарность за то возбуждает страстные пожелания, мешает свободной деятельности рассудка. Нужно бывает особенное терпение и мужество, чтоб победить этого домашнего врага. Вот почему мысль, сердце, даже тело людей нетерпеливых, невоздержных пребывают в постоянной нечистоте. Недаром же Господь любит постящихся. Они удобно пресекают в себе грех, легко приобретают и сохраняют чистоту сердца. Поэтому-то великие святые все были великие постники.

Прихожанин. Да я ослабею, не в силах буду делать дело.

Священник. Да ведь ты еще не испытал себя, испытай, может быть, увидишь, что твои опасения напрасны. Повторяю: все великие святые были вместе и великие постники. Горя желанием достигнуть чистоты сердечной, все свои мысли вперивши в Бога, они забывали о пище, по неделе-по две не едали хлеба. А между тем как они трудились!.. Наши труды нельзя и сравнивать с их трудами.

Прихожанин. Да неужели Богу приятны страдания нашей плоти? Казалось бы, довольно отказаться от вкусной пищи...

Священник. Богу приятно не томление нашей плоти, но очищение сердца, для чего томление плоти необходимо. Если б человек не грешил, то не нужен был бы и пост. Но так как он грешит – и притом постоянно, то как же его исправить? Я скажу тебе пример. Положим, что у лекаря любимый сын захворал. Отец, рассмотревши болезнь, назначил приличное лекарство. Но сын, хлебнувши немножко и ощутив, что лекарство горько, не хочет пить его, даже жалуется на отца, говоря: отец не любит меня. Знать, ему приятны мои страдания. Несмотря на муки болезни, он назначил и лекарство прегорькое! Что ты скажешь о подобном сыне?

Прихожанин. Что сказать? Сын глуп; не понимает своей пользы.

Священник. Правда; но к этому прибавь еще и то, что если сын не пьет отцовского лекарства, то, значит, он своеволен, не доверяет отцу, горд. Теперь приложи ты этот пример к себе. Господь хочет лечить наши душевные недуги, назначает пост, а мы с тобою говорим: ужели Ему приятно томление нашей плоти? Да нельзя ли обойтись без поста? Нет, друг мой; грешник должен быть наказан; но когда и как – это Господь предоставил ему самому на выбор: или здесь, в этой жизни, разными подвигами добродетели – постом, молитвами, коленопреклонениями и пр., которые все вообще тягостны для изнеженной плоти; или там по смерти – вечными муками в аду. Тебе странным покажется, если узнаешь, что святые люди истончили плоть свою постом и бдением и, достигши возможного человеку бесстрастия, все еще не считали безопасным разрешение; некоторые даже просили у Бога послать им какие-либо скорби, болезни. Но это совершенно в порядке. Все, что томит нашу плоть, – печали, заботы, болезни, бдение, пост и проч., – все это весьма способствует к снисканию и сохранению чистоты душевной. Поэтому-то Господь и сказал: старайтесь войти тесными вратами; путь широкий ведет в пагубу; и многие идут по нем. Жизнь без лишений, в довольстве – есть жизнь самая опасная. Припомни притчу о «Богатом и Лазаре». Господь не сказал, что богатый был какой-нибудь дурной человек; он только жил – как и все богатые – веселяся во вся дни светло. Но эта-то веселая – хоть и совершенно приличная – жизнь привела его во ад. Вот о чем подумай: пост самый строгий не покажется тебе тяжким.

Прихожанин. Так, стало быть, я еще не постился, а только ел постное.

Священник. Поверь мне, что пост не так тяжел, как ты воображаешь. Постясь, ты ничего не проиграешь даже в отношении тела: ты будешь крепче. Замечено, что люди истинно здоровые едят не много; люди деловые, умные – едят мало. Напротив, чем невоздержнее человек, тем он слабее здоровьем; лакомки, охотники до вкусного и сытного стола вялы, сладострастны, нечисты. Еще не было примера, чтоб невоздержный был вместе и добродетельный.

Прихожанин. Но если я ослабею...

Священник. Не бойся, не ослабеешь. Берись за дело не слишком круто, приучайся к посту понемножку; сначала не доешь ложку, потом две-три – до полчашки, так и не ослабеешь. Главное, постарайся овладеть своим чревом, управлять его потребностями. Иногда и снисходи к его немощи, не доводи до истощения; повсемерно ослабляй движения страстей. Общая мысль поста такова: мы едим постное не потому, что скоромное скверно или грешно само по себе; но надеемся, при употреблении постной пищи, сравнительно менее горячительной, удобнее овладеть своим сердцем, избегнуть греха. Поэтому мы постимся для ослабления не сил плоти, но страстных ее порывов, и в постное время, хотя все употребляем постное, но не все равно строго постимся, а каждый по состоянию здоровья, по роду своих занятий. Что ж касается до тяжко больных, рожениц и пр., то они, с позволения своего духовного отца, могут разрешать пост. Потому что у них не только страсти в покое, но и силы в большом ослаблении: им надо поддержать жизнь. По намерению церкви каждый должен смотреть за собою и, употребляя постное, количество его уравновешивать с состоянием своего сердца. Если кто чувствует, что силы его от недостатка пищи весьма ослабели, то должен прибавить пищи. Если же после того с восстановлением сил ощутит и движение страстей, то это знак, что прибавлено много.

Прихожанин. Если я захочу держать пост в другое какое-либо время: можно ли?

Священник. Можно, греха нет, но нет никакой и заслуги. Если мы постимся в узаконенное время, то делаем это не произвольно, а из послушания Церкви. Следовательно, к подвигу воздержания у нас присоединяется весьма важная в деле спасения добродетель – послушание. А кто вздумает в пост есть скоромное, в скоромные же дни поститься, тот делает это – по меньшей мере произвольно, следовательно, без всякой душевной пользы. Затем, что в деле спасения ничто так не вредно, как своя воля. И дьявол не всегда злом искушает человека; людей, заботящихся о своем спасении, всего чаще искушает добром, а чтоб это добро было вредно человеку, подущает его сделать как свою волю или примешивает гордость. Скажу тебе пример из Священной истории. Саулу Бог повелел истребить один город, потому что люди те жили нераскаянно. Саул пошел, взял город, истребил всех людей, но оставил несколько овец и рогатого скота, и не для себя, а чтоб – когда возвратится, принести в жертву. По видимому ведь хорошее дело; но Бог прогневался на ослушника, отнял у него благодать, а потом – за нераскаянность – и царство. Самуил объявил Саулу, что послушание Богу приятнее жертвы! Вот почему и Господь Иисус, будучи Бог совершенный, всемогущий и всеведущий, совершая дело нашего спасения, творит не Свою волю, а волю пославшего Его Отца; равно и Дух Святый не от Себя глаголал (и глаголет), но елика слышит, возвещал и возвещает. Бог так поступал не потому, чтоб чего-нибудь не знал или боялся погрешить; но чтоб Своим примером показать нам важность послушания в деле спасения.

Послушание есть отличительный признак доброго, Богу приятного и нам спасительного дела. Добрые дела известны и язычникам. Лучшие из них подают милостыню, ссужают деньгами, воздерживаются, гнушаются ложью, сладострастием, воровством, хранят вдовство и пр. Но всмотрись ты в этих добрых людей, легко убедишься, что их действия добры только по наружности. Иной подает нищему, чтоб избавиться докучливого воя или чтоб его похвалили, а иной потому, что ему приятно видеть удовольствие другого. Иной ссужает деньгами за умеренные проценты и, во всяком случае, ради всеобщего одобрения. Этот воздерживается – чтоб не захворать. Тот гнушается ложью, воровством, сладострастием и пр., потому что – в случае огласки – за такие поступки можно потерять уважение. А молодая вдова не идет замуж, потому что рассчитывает получить вдовью награду. Одним словом, все – каждый по-своему – торгуют добром: иной меняет его на людскую похвалу, даже с придачею умеренных процентов; другой – на здоровье или честное имя, во всяком случае, в свое собственное удовольствие, так что все их добрые дела если не тщеславие и прикраса, то непременно самоуслаждение, но никак не доброе дело с христианской точки зрения. Это красивый, благовонный, но неоплодотворенный цветок. Люди наслаждаются его красотою и запахом. Но время цветения прошло, лепестки опали, и цветший когда-то куст остался ни при чем, без плода. Что для цветка плодотворная пыль, то для нашего доброго дела любовь к Богу и послушание Его заповедям. Куст тогда будет с плодами, когда цветы его оплодотворены. И наши добрые дела тогда вменяются нам в заслугу, когда делаются из любви к Богу и послушания Его воле. Поэтому, когда ты хочешь сделать доброе дело, то держись в точности того, что тебе заповедано, и при усердии сделать больше, нежели предлагает Церковь, остерегайся произвола; поди, скажи священнику, твоему духовному отцу, попроси его благословения на то и поступи так, как он тебе скажет. Тогда твое усердие будет иметь характер послушания, потому что слушающий священника слушает Господа: слушаяй вас, Мене слушает.

Прихожанин. Но о посте в другое какое-либо время я спросил вот почему: случается, что в пост мне нездоровится или что-либо помешает держать пост. Мне теперь хотелось бы знать: можно ли поститься в скоромные дни в восполнение недостатка поста в постное время?

Священник. Можно, только опять с ведома и благословения твоего духовного отца. Впрочем, есть в году такие дни, в которые ты не должен и думать о посте. Именно: а) семь дней Святой Пасхи, б) субботы и воскресенья всего лета, в) все дни недели Пятидесятницы, о блудном сыне и Сырной и г) наконец, все среды и пятки от Рождества Христова до навечерия Крещения. Кто постится в эти дни, тот поступает не по-православному.

Прихожанин. Почему же в эти дни Церковь запретила пост?

Священник. В воскресенья целого года нет поста в честь и память славного воскресения Господня. По этой же самой причине и в течение семи дней Святой Пасхи поста не положено, потому что каждый из семи дней этой недели считается за воскресный, и служба в церкви отправляется так, как бы от одного дня до другого протекала целая неделя. От Рождества до Крещения нет поста тоже в честь этих праздников; равно и на неделе Пятидесятницы нет поста во славу Святой Троицы. В субботы всего лета, кроме одной – Великой, нет поста из уважения к ветхозаветному празднику субботы. К этому присоединяется еще одно обстоятельство. Еще во времена Апостолов явились еретики (маркиониты), которые признавали двух богов, одного – злого, другого – доброго. По их мнению, настоящий мир и Ветхий Завет суть произведение злого бога, а Новый Завет и век будущий – доброго, Христа. Поэтому они гнушались Ветхим Заветом, и в субботу, как праздник ветхозаветный, постились. Святая Церковь, сколько для предохранения нас от ереси, столько и для показания, что Ветхий и Новый Завет одного Всеблагого Бога и возвещают одно спасение, со времен Апостолов положила праздновать субботу и не поститься. 64-е правило святых Апостол говорит: аще кто усмотрен будет постящимся во святой день Господень или в субботу кроме единыя [Великия] – клирик – да извержется, мирянин – да отлучится.

Католики, вопреки Апостольской заповеди, постятся в субботу и приводят этому три причины: 1. Пост на субботу перенесен с среды. Напрасно! Таким перенесением нарушено два Апостольских правила: одно – повелевающее пост в среду, а другое – запрещающее пост в субботу. И что за крайность, потребовавшая такого перенесения? 2. Пост в субботу держится в память пребывания Господня во гробе. Эта мысль показывает только причину поста в Великую Субботу, но не разъясняет побуждений и достаточного основания к нарушению Апостольского правила. 3. Пост в субботу установлен Апостолом Петром. На это надо сказать, что Апостол Петр не мог противоречить самому себе, потому что вышеприведенное правило Апостольское, запрещающее пост в субботу, принадлежит ему. Говорят: Апостол Петр заповедал этот пост собственно для Римлян. Правда, была такая суббота, в которую Апостол пригласил Римлян к посту. Это было так: Симон-волхв, отрекшись от Христа, прибыл в Рим и, хвалясь всеми чародеяниями, вызывался публично осрамить Апостола Петра в прении о вере. Этот диспут назначен был на воскресенье. Апостол, готовясь к прению, несколько дней – до самого воскресенья пребыл в посте и молитве, пригласил к тому же и Римлян. Ясно, что заповедь эта была временная, а не постоянное правило церкви. Притом, Апостол заповедал тогда пост не в субботу только. Почему же Римляне считают эту заповедь обязательною только для субботы? После победы над Симоном-волхвом Апостол обратился к обыкновенному порядку жизни, в субботы не постился. И преемники его в течение 200 лет в субботы поста не держали. На Шестом Вселенском Соборе католики сознали свое отступление от древнего Апостольского обычая и обещали не поститься в субботы, кроме единой; но не исполнили своего обещания.

На неделе, в которую читается Евангелие о блудном сыне, – в среду и пятницу нет поста в предохранение православных от ереси армян, которые во всю эту неделю держат пост. Наконец, на последней неделе перед Великим постом, мы держим несовершенный пост, не едим мяса для того, чтоб слегка приготовиться к посту совершенному. В среду же и пяток этой недели разрешаем на сыр и яйца, чтоб не поститься в одно время с еретиками (тетрадитами и евтихианами), которые всю эту неделю держали пост. Заметь же сказанное мною и строго различай дни. Ты должен знать, какой день как провести, какого держаться правила, и все это решительно из послушания Господу и уставам Его церкви.

Прихожанин. Ты объяснил, почему мы в некоторые дни не должны поститься. Ну, а почему же мы держим пост в известное время?

Священник. Я сейчас сказал из послушания Господу, Который или Сам, или через Апостолов и их преемников установил этот порядок в Своей церкви.

Прихожанин. Так, я это знаю. Но, вероятно, при установлении постного времени была какая-нибудь мысль, и каждый пост, кроме общей цели, имеет еще какое-либо частное знаменование?

Священник. О! Без сомнения. Если и умному человеку не свойственно делать что-либо без цели, без толку, то тем паче Богу.

Прихожанин. Почему же, например, мы постимся в среду и пятницу всего лета?

Священник. В среду и пятницу всего лета (кроме немногих) постимся мы в память страданий Господних за нас. В среду иудеи составили приговор убить Иисуса Христа, и Иуда продал Его, как раба, за 30 серебряных монет, а в пятницу, действительно, убили Его. Этот пост самый древний.

Прихожанин. А прочие четыре поста имеют какое знаменование?

Священник. Я думаю, не трудно угадать. Великие праздники, перед которыми держатся эти посты, ясно показывают и их знаменование. Мы постимся в эти времена, чтоб приготовиться угодным Богу образом праздновать наступающие праздники. Именно: 1) Пост Апостольский – в честь Апостолов и особенно Апостолов Петра и Павла, как более других потрудившихся в благовествовании Евангелия. 2) Пост Успенский – в честь Божией Матери и особенно в честь Ее преславного Успения. 3) Пост Рождественский – в память и славу Рождества Христова. 4) Пост перед Пасхой – в память и славу Воскресения Христова. Кроме этого основного значения, сказанные четыре поста могут иметь и другое. Они расположены соответственно временам года, Рождественский – зимой; Пасхальный – весной; Апостольский – летом; Успенский – осенью. Потому, кто держит эти посты, у того каждое время года посвящается делам богоугодным. А Пасхальный имеет еще и тот особенный смысл, что есть 1/10 часть всего года и составляет, как бы выкуп за все излишества целого года. Поэтому-то этот пост и держится с особенною строгостию, и он преимущественно указан для говения. Кроме сказанных постных времен, мы держим еще пост: а) в день Воздвижения Животворящего Креста Господня (в какой бы день это ни случилось) – тоже в память Крестных страданий Господа и б) в день Усекновения главы Предтечи Господня – в честь и память мученической его кончины.

Прихожанин. Ты сказал, что пост пред Пасхою должен быть держим с особенною строгостию; а другие посты... разве не все равны?

Священник. Да, Церковь положила различие между ними. Пост перед Пасхою, равно как и среды и пятки всего года, суть древнейшие постные времена и должны быть держимы строго. В прочие же посты церковь заповедала держать строгий пост только три дня в неделю: в понедельник, среду и пятницу; в прочие же дни недели только не употреблять скоромного. Впрочем, ты, готовясь к святому причащению, – когда бы это ни было, хоть бы в мясоед, все равно – целую неделю должен держать пост. И если б случилось, что внезапная болезнь заставила тебя причаститься без предварительного поста, после, когда – Бог даст, выздоровеешь, ты непременно должен это вознаградить.

Будем же благодарны Матери нашей – Церкви за ее попечение о нашем благе. Пост с непощением так расположены, что удобно ослабляют страстные движения плоти, а между тем не ослабляют нужных человеку сил, даже укрепляют их. Желудок – это наш рабочий скот. Чем меньше мы обременяем его трудами, тем более сохраняем его силы, следовательно, тем дальше и тем лучше он служит нам. Это объясняет нам, почему святые постники были так крепки и долговечны и почему обжоры, на вид пухлые и красивые, всегда страждут разными болезнями и преждевременно умирают.

Прихожанин. Мне хотелось бы знать, что называется постным и что скоромным?

Священник. Разве ты не знаешь?

Прихожанин. Знаю, но мне хотелось бы проверить свои знания, так ли я понимаю, как постановила Церковь?

Священник. Питательное и вместе разгорячающее кровь в высшей степени признается скоромным; например, мясо и жир всех теплокровных животных, также яйца, молоко, масло из молока животных. Растительное: корни, травы, плоды, овощи, мука, семена и масло из них признается за постное. Эти вещества, хотя и питательны, но не слишком разгорячают кровь. Рыба, как хладнокровное животное, равно жир рыбий, икра и пр. есть нечто среднее между постным и скоромным и указана для употребления в праздники постных дней.

Прихожанин. А вино? Скоромное или постное?

Священник. Вино? Оно ни скоромное, ни постное. Скоромное и постное различается только между питающими веществами. Вино не питает; оно только возбуждает деятельность желудка, приводит кровь в движение быстрейшее. То же надо сказать и о всех пряностях: луке, чесноке, перце, горчице и пр. Все это вещества разгорячающие, возбуждающие, но не питающие. Поэтому, кто находит полезным, может употреблять их, когда угодно. Только от вина, как питья весьма разгорячающего, в пост должно воздержаться и разрешать на него по нужде или указанию Церкви.

Прихожанин. Весьма благодарен тебе, отец мой! Теперь я понимаю, что значит поститься, и обещаю исполнить это на деле.

Священник. Собственно, для того я и говорил с тобою. Скажи же мне, как ты понял мои мысли о посте?

Прихожанин. Я понял так: поститься – значит не только не есть скоромного, но и постного употреблять количеством – меньше, по времени – позже и реже обыкновенного. Так ли?

Священник. Верно. Однако то, что ты сказал о посте, есть только половина дела. Это только пост тела. Пост телесный очень важен для нас; но Богу приятен только тогда, когда с ним соединяется пост души.

Прихожанин. Это что такое? Что такое пост души?

Священник. Постоянное наблюдение за собою, настойчивое пресечение страстных движений, худых мыслей, слов, дел, не клонящихся к славе Божией и нашему спасению.

Прихожанин. Если б ты пояснил мне это примером.

Священник. Хорошо. Например, если кто обыкновенно любит говорить пустое, не нужное, а во время поста будет говорить меньше, только самое необходимое, тот будет поститься душою; или в обыкновенное время любит браниться, во время же поста воздержится, даже вовсе пресечет эту нехорошую привычку, тот будет поститься душою; или прежде не имел охоты читать святые книги и слушать поучения, теперь же, во время поста, займется этим важным делом, тот будет поститься душою. Вообще, кто осторожен в слове и мысли, всячески пресекает в себе грех и приучается к добру, тот постится душою.

Прихожанин. Теперь понимаю.

Священник. Так заметь же. Пост телесный есть только предварительное средство к ослаблению страстей; пост душевный есть понуждение к пресечению замеченного в себе зла, борьба с грехом. Собственно, этот-то душевный пост и приятен Богу, при посредстве этого поста Господь благодатию Своею очищает нас от грехов, возвращает нам нашу свободу; но без поста телесного невозможен пост душевный. Эти два вида поста то же, что тело и душа. Как тело без души мертво, так и пост телесный без душевного. Как душа без тела не имеет возможности действовать в этом мире, так и душевный пост без телесного не приложим. Притом заметь: пост телесный держится временно, с промежутками; пост душевный есть постоянная наша обязанность, и в постное время должна быть исполняема с большею строгостию. Поэтому ты, постясь телесно, постись и душою, и особенно душою. Если кто тебя обидел, прости ему: ты и сам оскорбил Бога преслушанием Его заповедей и желаешь получить прощение. Окажи всякому возможную с твоей стороны милость, потому что ты и сам ищешь милости от Бога. Но больше всего старайся подавлять в себе самом худые привычки, склонности, мысли.

Прихожанин. Понимаю; постясь телом, надо беречь и душу от рассеяния, занять свой ум чем-нибудь полезным, например, чтением духовных книг, разговором о том, что пишется в этих книгах или толкуется в храме, размышлением о себе – о своем состоянии по душе, об успехах в борьбе с грехом или неудачах и причинах этого.

Священник. Верно. Постарайся же исполнить это, и когда Господь поможет тебе попоститься как следует, ты не возгордись, не возмечтай о себе. Господь сказал: когда исполните все, что повелено вам, говорите: мы рабы неключимые; сделали только то, что нам приказано. Или, видя, что другой не постится, не осуждай. Апостол говорит: ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает! Пища не приближает нас к Богу. Надо держаться того, что может сохранить общий мир и взаимное назидание.

Наверх