Беседы о творении мира и о конечных судьбах его. Простые речи о великих делах Божиих. Речь вторая.
Миросоздание. – Первые люди.
Сначала ничего не было: ни неба, ни земли. Был только один Бог. Все видимое и невидимое создал Бог, и всем Он управляет. Все создал Бог из ничего: небо, моря и реки, травы и деревья, рыб, птиц, скот и зверей – все это Он создал единым словом: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс.32:9; 148:5). А после всего Бог создал человека: сперва мужа, а потом жену. Имя мужу было Адам, а жене имя Ева. Господь создал человека по образу и по подобию Своему. Он, Бессмертный Бог, дал и человеку душу бессмертную, вложил в него разум, чтобы он мог уразуметь Бога и все созданное Им, дал человеку сердце, чтобы он мог любить Бога, радоваться о Боге, а также любить всякое создание Божие и за все благодарить Бога. Бог дал человеку совесть, чтобы она показывала ему, что он должен делать и чего не должен. Вседержитель Бог поставил человека царем всей земли, все подчинил ему: и рыб, и птиц, весь скот и всех зверей.
Рай. – Запрещенное древо. – Грех. – Милость.
И поселил Бог человека в раю, то есть в прекрасном саду; а в этом раю было дерево жизни, плодом которого Бог повелел человеку питаться, чтобы тело его никогда не болело и не умирало. Человек мог есть плоды и с других райских деревьев – только плоды одного дерева есть Бог запретил человеку. Это было дерево познания добра и зла. И сказал Бог человеку об этом дереве: в день, в который ты вкусишь от Него, смертью умрешь (Быт.2:17). Но человек не послушался Бога: он вкусил плодов от запрещенного дерева, – а научил его этому диавол. И постигло человека то, чем Бог угрожал ему. Бог изгнал человека из рая, повелел ему работать и в поте лица добывать свой хлеб; мужу сказал: проклята земля за тебя (Быт.3:17), а жене сказал: в болезни будешь рождать детей (Быт.3:16). И пришли на человека печали, болезни, а потом и смерть. Праведен Господь, но и милостив. Во гневе Своем наказал Он грешника, а по милости Своей обещал ему послать Спасителя.
Потомство Адама. – Потоп.
От Адама и Евы родились дети, подобные им, склонные ко греху. Стал умножаться род человеческий, стали множиться и грехи человеческие, и дошли люди до такого развращения, что Бог во гневе Своем определил наказать всех их потопом. Пришла вода и истребила людей и все живое на земле. От потопа остался только один праведный Ной и семья его, всего восемь человек. Ной спасся в ковчеге, или корабле, который устроить ему велел Бог. Бог не погубил людей тогда, когда их было только двое – Адам с Евой и когда они нарушили заповедь Его; не истребил совершенно и тогда, когда люди и беззакония их умножились. Бог потому явил такую милость к людям, что Он, по милосердию Своему, определил спасти их от грехов и от наказаний, определенных за грех.
Идолопоклонство. – Авраам. – Пророки.
После потопа люди опять развратились и забыли Бога. Тогда Бог избрал из всех людей одного праведника Авраама, являлся ему, беседовал с ним и обещал ему, что из его потомства произойдет обещанный Адаму Спаситель. От Авраама произошел народ еврейский. Бог дал этому народу Свой закон, посылал к нему пророков. Пророки учили народ знать и почитать истинного Бога, предсказывали о том, что придет на землю Спаситель, учили, Кто будет этот Спаситель, как родится и как спасет людей.
Триединый Бог. – Спасение.
Бог наш есть Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Не три Бога, а Един Бог: Един по естеству, но Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. У сей Святой Троицы – едино естество, едина воля, едина сила. Никто из них не больший и никто не меньший; Отец не рожден, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от того же Отца. Тайна сия непостижима. Мы знаем о ней и исповедуем столько, сколько Сам Бог открыл нам о том в Святых Писаниях и научил через богодухновенных мужей. Сия Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух – создала человека; Она определила и спасти грешных людей. Для спасения людей от грехов и от наказаний, определенных за грех, в Совете Божием определено было послать к ним Спасителя. Таковым Спасителем людей сделался не Ангел, не Архангел, а Сам Господь, Второе Лицо Святой Троицы, Единородный Сын Божий. Он благоволил прийти в мир для избавления человека. Но так как Бог есть дух, тела у Него нет, то Сын Божий изволил воплотиться, сделаться человеком, пожить на земле и спасти человека следующим образом.
Спаситель. – Его Предтеча. – Благовещение.
Когда настало время Спасителю придти в мир, тогда послан был от Бога великий пророк Иоанн Предтеча. Предтечей он назван потому, что послан был приготовить Спасителю путь и возвестить людям о пришествии Его. О рождении Иоанна Предтечи возвестил отцу его, священнику Захарии, Архангел Гавриил. После сего тот же Гавриил Архангел был послан от Бога и к Пресвятой Деве Марии возвестить Ей, что от Нее родится Спаситель мира – Христос. А когда Пресвятая Дева сказала: Как будет это, когда Я мужа не знаю? – то Архангел возвестил Ей: Дух Святый, найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк.1:34–35). Святая Дева приняла эту Ангельскую весть со смирением и радостью. В память этого события установлен праздник Благовещения, который совершается 25 марта (7 апреля).
Рождество Христово.
Когда пришло время рождения Сына Божия, зачатого от Духа Божия в утробе Пречистой Девы, то Она родила Его не так, как прочие жены, но, зачавши бессеменно, родила Его безболезненно. Как до рождения Сына Божия Пречистая Матерь Его была Девою, так и в рождении пребыла Девою, и по рождении осталась Девою: Она – Приснодева. Сын Божий как до рождения по плоти от Пресвятой Богородицы был Богом, так и по рождении остался Богом: Он – Бог и человек. Пречистая Дева родила Богочеловека Иисуса Христа.
Когда родился на земле Спаситель, Сын Божий, Иисус Христос, тогда Ангелы явились на небе и воспевали: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! (Лк.2:14). А один Ангел сошел на землю и возвестил пастухам, что в городе Вифлееме родился Христос Господь и положен в пещере, в яслях86. Пастухи пошли и нашли Христа Спасителя, поклонились Ему и возвестили людям, что они видели и слышали. Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января).
Сретение.
В сороковой день по рождении Младенца Христа Пресвятая Богородица принесла Его по закону в храм. По устроению Божию туда же пришел в это время праведный старец Симеон. Духом Божиим Симеону было открыто, что он не умрет дотоле, пока не увидит Христа Господня. Симеон узнал Христа, взял Его из рук Пречистой Богородицы на руки свои, назвал Его Владыкой и возвестил, что Он устроит спасение людей, будет светом для язычников и славой для израильского народа. Сретение Господне празднуется 2 (15) февраля.
Двенадцатилетний Божественный Отрок.
Иисус Христос, будучи двенадцатилетним Отроком, приходил в Иерусалим и там, в храме, сидя среди учителей и старцев, слушал их, спрашивал и отвечал им, и все слышавшие удивлялись Его разуму и ответам Его, ибо хотя Он был по летам Своим и отроком, но мудрость Божия действовала в Нем и показывала, что в этом Отроке от рождения был разум не человеческий, а Божественный.
Крещение.
Когда Иисус Христос был тридцати лет, пришел к Иоанну Предтече креститься от него. Иоанн Предтеча в это время учил и крестил людей. Узнав в пришедшем к нему Иисусе Христе обещанного всем Спасителя, Иоанн Предтеча отказывался крестить Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя (Мф.3:14). Но Иисус Христос сказал, чтобы Иоанн не противился, а крестил бы Его. Иоанн послушал Сына Божия, как раб Владыку и крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, то разверзлись небеса и послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1:11), а Дух Святой в виде голубя сходил на пречистую главу Господа. Христос крестился не ради очищения скверны, как прочие люди, ибо в Нем не было скверны никакой, но чтобы нас очистить от скверны греховной, освятить Своей пречистой плотью водное естество для нашего крещения. Крещение Христово празднуется 6 (19) января.
Сорокадневный пост и искушение.
После крещения Иисус Христос пошел в пустыню и там сорок дней и сорок ночей ничего не ел и был искушаем сатаной. Три раза приступал сатана ко Христу с искушением, и три раза Христос препобедил искушение и отразил искусителя. Ради нас Христос постился, ради нас испытывал сатанинское искушение. Наш прародитель Адам согрешил невоздержанием, вкусивши запрещенного плода, а Христос искупил грех его невоздержания сорокадневным постом. Адам был искушаем сатаной и не устоял против искушения; за него Христос, Сын Божий, подвергался искушению чрез того же сатану и победил искусителя. И нам Христос показал на Себе образ того, что кто хочет работать Господу, тот также будет подвергаться искушению. Но как Христос победил искусителя, так и мы, подражая Ему, когда постигнут нас искушения, будем побеждать их при помощи Божией, Божественной силой, словом Божиим и молитвой. В память сорокадневного поста Христова установлен Великий пост пред Пасхой, называемый Четыредесятницей.
Учение Христово.
Возвратившись из пустыни, Господь Иисус Христос начал проповедовать Евангелие о том, что приблизилось Царствие Божие. И ходил Господь из града в град, по всем селениям, всех учил и всем добро творил. И стал приходить к Нему народ и повсюду ходить за Ним. Одни приходили к Нему, чтобы слышать Его учение, другие – чтобы исцелиться от болезней своих. Иисус Христос учил, что путь на небо тесен, что в Царствие Божие нужно входить тесными вратами, а широкий путь ведет в погибель.
В Царство Небесное войдут те, кто кается и плачет о грехах, смиренные духом, кроткие, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду, кто желает угождения Богу, как голодный – хлеба, кто прощает обиды, кто не желает другому того, чего себе не желает. Но трудно войти в Царствие Божие богатым, немилостивым; горе пресыщенным: они взалчут и вжаждут; горе смеющимся ныне: они восплачут и возрыдают. Лучше потерять глаз, лишиться руки или ноги, чтобы не согрешить и войти в Царство Небесное, чем согрешившему с глазами, с руками и ногами быть вверженным в геенну огненную, где червь не умирает и огонь не угасает. Иисус Христос учил, что больше всех заповедей есть та, чтобы любить Бога больше всего и любить всякого человека, как себя самого.
Евангелие как радостная весть.
Утешительно и вразумительно было учение Христово для всех слушающих Его с верою, сладостно оно было для всех печальных и отрадно для грешников. Учение Христово называется Евангелием, то есть благовествованием. Поистине это было благовестие, то есть благая весть, принесенная с неба на грешную землю Сыном Божиим. Это была и радостная, и страшная весть о том, что Бог ради примирения с Собой мира отдает Своего Сына; что Он послал Единородного Сына Своего для того, чтобы Он, Невинный, принял на Себя вину всех людей; чтобы Он, Праведный, пострадал за грешников, Своею кровью омыл и очистил грехи мира; чтобы Он страданиями Своими искупил людей от вечных страданий, смертью Своею заплатил за смерть всех людей и воскресением даровал бы воскресение всем людям. Это была радостная весть о том, что Бог пришел на землю, как свет к людям, во тьме сидящим; пришел для того, чтобы просветить их учением Своим, открыть им то, чего они не знали, сделать ясным то, чего не понимали. Жизнью Своею Иисус Христос показал им путь, ведущий на небо, в Царство Небесное. Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий Единородный; что Он и Отец – одно; что Он пришел от Отца не судить мир, а спасти его; что для спасения мира Он положит душу Свою; что Он есть хлеб жизни, сшедший с небес и дающий жизнь миру: кто будет есть хлеб сей, жить будет вовеки, а хлеб, который Он даст, есть плоть Его, которую Он даст за жизнь мира; кто ест Его Тело, пьет Его Кровь, тот будет жить вовеки; если и умрет, оживет: Он воскресит его в последний день мира (Ин.6:52:54).
Чудеса.
Учение Христово было столь сладостно, убедительно, что слушавшие Его говорили: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46). А чтобы люди могли верить тому, чему учил Христос, чтобы не сомневались в том, что Он есть истинный Христос, Сын Божий, Который пришел от Отца, чтобы спасти людей учением, страданиями и смертью Своею, Иисус Христос творил великие чудеса: одним словом или прикосновением рук Он исцелял всякие болезни: слепым давал зрение, глухим – слышание, немым – глаголание, хромым – хождение, прокаженным – очищение от проказы, словом Своим изгонял бесов. От Него исходила сила и исцеляла всех: кто касался к Нему с верою, тот исцелялся от болезни. Он ходил по водам, как посуху; слову Его повиновались и ветры, и море; в пустынном месте Он напитал однажды более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, а в другой раз – четыре тысячи семью хлебами. Иисус Христос воскрешал мертвых: Он воскресил сына вдовы наинской, дочь начальника Иаира и других. Он знал помышления человеческие и не требовал, чтобы Ему кто-либо свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что есть в человеке. Он предвозвещал будущее близкое и далекое. Он знал заранее, что Он пострадает, умрет и воскреснет, и предвозвещал об этом.
Двенадцать апостолов.
Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, Он избрал двенадцать учеников, чтобы посылать их на проповедь, и назвал их апостолами; с ними Он ходил, с ними часто беседовал, им открывал Свое учение особо от народа.
Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что Он учил их как власть имеющий, а не как другие народные учители – книжники и фарисеи.
Первосвященники иудейские, книжники и фарисеи, видя, что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает Его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; а за то, что Он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его; но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова.
Преображение.
Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как свет; и явились два пророка, Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть. И слышан был голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте (Мк.9:7; Лк.9:35). Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что Он страдает добровольно и чтобы потом проповедовали миру, что Иисус Христос есть Свет от Света, сияние Бога Отца. Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, а чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 6 (19) августа.
Воскрешение Лазаря.
После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что Он в третий день воскреснет. Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое было близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа, как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин.12:13). Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи, услышав о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собой, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Ин.11:47–48). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа.
Иуда предатель. – Тайная Вечеря.
Тогда пришел к ним один из учеников Христовых – Иуда, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали Иуде тридцать сребренников. Иисус Христос, зная все это, в последний вечер пред страданиями Своими имел с учениками прощальную беседу. Здесь Он ясно указал им, что время Его страдания приблизилось, что Его предаст один из них – Иуда, а другой – Петр – отречется от Него и что Он пострадает, воскреснет и явится им. Здесь Господь преподал ученикам Своим Пречистое Тело и Пречистую Кровь Свою и заповедал им, а чрез них и всем верующим творить сие всегда в память о Нем, то есть приобщаться Тела и Крови Его.
Как прорек Господь, так все и исполнилось. Иуда, взявши от начальников иудейских служителей и воинов, привел их туда, где находился Иисус Христос с учениками, и выдал Его им льстивым целованием своим. Когда же служители боялись приступить к Иисусу Христу и, услышав голос Его, пали на землю, тогда Господь Сам предал Себя в руки их, ибо знал, что настало время пострадать Ему.
Суд над Христом, страдание и смерть.
Служители первосвященнические взяли Иисуса Христа, связали Его и привели к архиереям Анне и Каиафе, куда собрались все старейшины народа. Они сотворили неправедный суд над Иисусом Христом и признали Его повинным смерти. Тогда начали издеваться над Ним, плевать на Него, закрывши лицо, бить по голове и говорить: «Прореки, кто Тебя ударил?» Надругавшись над Ним, связанного привели Его к правителю Пилату и принудили его осудить Христа на распятие. Итак, по перенесении многих страданий, оплеваний, злохулений и ран Иисус Христос был наг повешен на кресте между двумя разбойниками. Это было в пятницу. Когда был распят Иисус Христос, померкло солнце и была тьма по всей земле три часа. После этого Иисус Христос возгласил громким голосом: «Совершилось! Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, испустил дух. И сделалось великое землетрясение; завеса в храме разорвалась, камни растрескались, гробы открылись и многие тела усопших святых восстали и явились многим. К вечеру Умерший был снят со креста и погребен в новом гробе.
Воскресение и вознесение.
В третий день Иисус Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. По воскресении Своем Он неоднократно являлся ученикам Своим и беседовал с ними о Царствии Божием. В сороковой день по воскресении Своем, когда пришло время вознестись на небо, Иисус Христос повелел им идти во весь мир, проповедовать Евангелие всем народам, крестить людей, учить их всему, что Он заповедал. Он обещал пребывать с ними до скончания века, но прежде этого повелел им ожидать пришествия Святого Духа, Который научит их всему и напомнит о том, что Он говорил им. После сего Иисус Христос благословил учеников Своих, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, чтобы царствовать со Отцом и Святым Духом и на небе и на земле.
Сошествие Святого Духа.
В пятидесятый день по воскресении Христовом сошел на апостолов Дух Святой в виде огненных языков. Исполнившиеся Святого Духа апостолы стали говорить разными языками и творить чудеса и проповедовать народу о Христе. Затем апостолы пошли ко всем народам, учили, творили чудеса и крестили веровавших, устрояли Церкви, поставляли пастырей церковных: епископов, священников, а также и диаконов. Они написали четыре Евангелия, в которых изображено то, чему учил и что творил Иисус Христос. Они написали и другие богодухновенные книги, в которых изложено отчасти то, что творили и чему учили святые апостолы. Все эти книги называются Новым Заветом.
Последний век.
В последний век Иисус Христос опять придет на землю со славою судить живых и мертвых. Тогда все мертвые воскреснут, живые изменятся. После Страшного и праведного Суда Христова праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в вечные мучения.
Краткое повторение сказанного.
Вот сколько милостей показал нам Господь! Не было нас – Он создал нас; согрешили мы пред Ним – но Он не оставил нас до конца. Мы были врагами Ему, а Он возлюбил нас, и так возлюбил, что послал Своего Сына для спасения нашего. Сын Божий послушал Отца и Сам возлюбил людей – создание Свое; ради спасения людей Он сошел с неба, воплотился от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого, сделался Человеком, жил на земле, открыл нам Своего Отца и все, что нам нужно знать об Отце и Сыне и Святом Духе; научил словом и показал примером на Себе, как следует нам жить; претерпел за нас уничижение, оплевание, раны, страдания на кресте и смерть. Он сошел на землю, чтобы нас на небо возвести; принял все наше человеческое, кроме греха, чтобы обожить это и дать нам Божественное Свое Тело и Кровь. Он пострадал за нас, чтобы нас от страданий спасти; умер за нас, чтобы смертью Своею уплатить за нашу смерть, и воскрес, чтобы, победивши смерть, даровать всем нам воскресение; восшел на небеса, чтобы послать нам Духа Святого, освящающего нас, утешающего работающих Богу, и уготовить нам место на небесах. Он сидит одесную Бога Отца, царствуя над Ангелами, чтобы посылать их на спасение людей и пребывать неотлучно с людьми (перешедшими на небеса и пребывающими на земле) в Церкви Своей, которой управляет чрез пастырей церковных. Он царствует и над вселенной: невидимо – чрез Архангелов, Властей и Господств, а видимо – чрез благочестивых царей. А в последний век Он придет судить всех, воскресив мертвых и всех очищенных Его кровью: праведников призовет в жизнь вечную, а грешники преданы будут на мучения вечные.
Чем воздадим Господу за милость Его?
Что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? (Пс.115:3). Чем возблагодарим Его? У нас нет ничего своего, кроме греха. Будем ли уплачивать опять грехами, которыми оскорбляли Его? Будем ли опять грешить, чтобы опять оскорблять Его, другой раз распинать Его? Да не будет! Что же принесем Ему? Одно нужно Ему от нас – благодарное сердце, покаяние и исправление от грехов. Он хочет, чтобы мы заботились о своем спасении, ради которого Он пострадал за нас; Он хочет, чтобы мы исполнили то, что Он заповедал нам, а заповедал Он: любить Бога больше всего и помогать друг другу. То добро, какое мы сделаем для других, Христос принимает как сделанное для Него Самого; кто принимает служителей Христовых – священников и диаконов, принимает Христа; кто слушает их, слушает Христа; кто посетит больного, оденет нагого, напоит, накормит бедного, тот сделает это Самому Христу. Господь Иисус Христос заповедал также, чтобы мы часто, непрестанно молились, чтобы грешники каялись в грехах, исповедовали грехи свои пред Самим Христом и приобщались Его Пречистого Тела и Пречистой Крови во оставление грехов и жизнь вечную. Сим воздадим Господу нашему, сим возблагодарим Его!