Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 5

Беседы о грехах против Святого Духа. Беседа 5

Ныне, когда услышите гласе Его,

не ожесточите сердец ваших

(Евр. 3,7).

Ближе и ближе подходит Страстная Седмица. В этом мы должны усматривать для себя побуждение повнимательнее заняться размышлениями о страданиях нашего Спасителя, дабы чрез это вызвать в себе наибольшее отвращение к грехам. Не милость ли Божия это для нас, что мы понуждаемся различным образом, особенно во время святой Четыредесятницы, поднять взор свой горе, к Богу? И сколько призывов к этому слышим мы в продолжение своей жизни? И если бывают случаи, что мы не внемлем такого рода спасительным голосам и не только не следуем им, но с ожесточением сердца отстраняем их, то мы совершаем грех против Святого Духа. Пятый грех против Духа Святого состоит в ожесточении нашего сердца против спасительных увещаний. Это также один из самых тяжких грехов. Если человек ничего не хочет знать об обращении к Богу, о покаянии, то можно ли надеяться, что он придет в себя, сознает свои грехи и исправится? Вот почему еще Соломон сказал: Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления (Притч.29:1). Чтобы как должно понять тяжесть этого греха против Святого Духа, рассмотрим: а) кто убеждает и вразумляет нас, б) как вразумляет и в) почему.

1. Не Сам ли Бог убеждает нас оставить всё дурное, греховное? Кто так хорошо знает человеческое сердце со всеми его немощами и греховными наклонностями, как знает Бог? Он – Господь неба и земли. Который сотворил человека по Своему образу и подобию и одарил его чудными естественными и сверхъестественными дарами, дабы он был царем всей земли. Он одарил его светлым умом и полной свободой воли. Человек должен делать добро и избегать зла не по принуждению, а из свободного добровольного расположения. Только при этой свободе может быть речь об истинной любви к Богу и преданности Ему, о добродетели и заслугах, о вечной награде и наказании. Всем нам известно, как злоупотребил человек своей свободой, как он, обольщенный отцом лжи – дьяволом, сделал не доброе, а злое. Следствием этого было то, что разум его помрачился, воля ослабела, а сердце сделалось склонным более к злу, чем к добру. И эти страшные последствия от первой четы человеческой распространились и на всех ее потомков. Мы все страдаем от этих последствий. После первого греха прародителей появилось в человеке злое, греховное начало и вовлекло его во зло. Но Бог ничего так не желает, как спасения и вечного блаженства людей. Вот почему Он никогда не переставал и не перестанет убеждать и вразумлять людей, чтобы они не вступали на погибельный путь греха. Он в Своих заповедях сообщил им Свою волю. Если они не хотят лишиться вечного спасения, то должны исполнять Его заповеди. Но Он в Своей любви и благости пошел еще далее – Он послал с неба Своего Единородного Сына, Который принял человеческое естество и сделался нашим учителем и не только для тогдашнего времени, но и для всех времен, до конца дней. Он совершил наше спасение тем, что на древе Креста пролил кровь Свою, чтобы возвратить нас к тому достоинству и чести, которые мы потеряли чрез грех прародителей. Христос, наш учитель, Спаситель и Искупитель, самым точным образом познакомил нас с волей Отца Своего Небесного, так что если мы будем исполнять Его учение и пользоваться Его благодатными средствами, то несомненно достигнем Царствия Небесного. Он убеждает нас как отец, Он с нежностью предостерегает как мать, Он просит – даже просит нас слушать Его наставления и исполнять их, дабы наше сопротивление не вынудило Его некогда отвергнуть нас навсегда. Какая неизреченная любовь Бесконечного к нам, бедным, жалким и ничтожным существам! Бог предлагает нам самые разнообразные способы и удобства слышать Его голос, и мы, только мы одни, виноваты в том, если всё это не производит на нас надлежащего воздействия.

2. Как призывает и убеждает нас любящий Бог? – Различными способами. Он употребляет то кротость, доброту и снисходительность, то суровость и строгость. Он говорит к нам то непосредственно, то посредством других. В Священном Писании мы находим довольно примеров, из которых видно, как Бог непосредственно говорил к людям, чтобы направить их к добру и отвратить от зла. Ненависть и зависть Каина вначале была только маленькой искоркой, Бог предостерегает его и с любовью говорит ему: почему ты огорчился? и от чего поникло лице твое? Если будешь делать доброе, то ты так же будешь Мне любезен, как брат твой. Но если ты не сделаешь этого, то грех стоит уже у дверей – он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4:6–7). Так дружественно и отечески предостерегает Бог Каина, но он не внял гласу Божию и сделался убийцею брата своего Авеля.

Иисус Христос самым трогательным образом предостерегал иудеев. При входе в Иерусалим, видя их закоснелость, Он заплакал и сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37). Но чем отвечали они Ему на это? – Кровь его на нас и на детях наших (Мф.27:25), закричали они.

И к нам говорит Бог непосредственно чрез голос совести, чрез внутренние озарения, внутренние движения и пробуждения. Не слышим ли мы иногда, как голос совести предостерегает нас от греховных поводов, как внушительно говорит нам о приближении опасности греха? Кто будет утверждать, что он не знает этого голоса совести? Правда, продолжительное пребывание в состоянии греха и порока может на время заглушить его, заставить, так сказать, замолчать, но не может убить его. Заснувшая на время этой порочной жизни совесть тем сильнее пробуждается, когда человек смотрит в глаза смерти. Тогда сразу раскрывается пред ним мрачная картина его жизни, и он с горечью в душе припоминает, как часто раздавался в его сердце этот голос, но он оставался глух к его внушениям и предостережениям.

Далее Господь призывает нас к Себе устами Своей Церкви, особенно проповедью и исповедью. Когда в проповеди излагается какая-нибудь истина веры, то вытекающее из нее нравственное учение должно быть правилом нашей жизнедеятельности, и мы невольно чувствуем угрызение совести, когда не видим в своей жизни исполнения этого правила. Но часто предметом проповеди бывает не нравственное учение, а какой-нибудь грех. Проповедник излагает его сущность, указывает все отличительные черты и свойства, его причины и происходящие от него ужасные последствия. Каждую черту его мы находим более или менее подходящей к нам и думаем, что выслушиваем свою собственную характеристику. Но есть ли это для нас убедительное увещание оставить тот или этот грех? Еще внятнее и вразумительнее говорит нам голос Бога в Таинстве Покаяния устами духовного отца. Там внимание исповедующегося обращается на каждый отдельный грех и возвещается явственная воля Божия. Может ли быть для него более убедительное наставление и предостережение от греха, как это, происходящее между четырьмя глазами?

Потом Бог вразумляет и наставляет человека еще чрез родителей, учителей и начальников. Не лежит ли на всех них священная обязанность направлять к добру вверенных их попечению и руководству? Безбожные и не добрые те родители, начальники и учителя, которые не выполняют сей обязанности. О, с какой глубокой скорбью смотрит иной отец или иная мать, когда их дети, сбившись с истинного пути, вступают на ложный. Они отечески убеждают их, предостерегают, угрожают, подвергают наказаниям. А когда дитя или подчиненный не хочет слушать их, как усугубляют тогда свою ревность верные своему долгу родители и воспитатели, чтобы поставить детей на лучший путь. Если последние не слушают таких благожелательных вразумлений и советов, тогда они сами виноваты в своем несчастий. Так первосвященник Илий благожелательно увещевал непослушных сыновей своих Офни и Финееса: я слышу худые речи о вас от всего народа Господня. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу о вас, не делайте так, ибо нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень (1Цар.2:23–24). Но они не послушали своего отца и умерли в битве ужасною смертью.

Наконец, чтобы отвратить нас от зла и направить к добру, Бог говорит нам часто чрез особые обстоятельства и события. То посылает Он какую-нибудь радость и счастье, чтобы расположить к благодарности и совершению добродетелей, то попускает какое-нибудь бедствие и несчастье, например неожиданную смерть родных, друзей и знакомых, чтобы потрясти и заставить нас придти в себя и вспомнить о Нем. То посылает болезнь, которая, угрожая смертью, побуждает бросить смиренный взгляд на прошедшую жизнь и дать обещание исправиться, то лишает богатства, чести и уважения и тем убеждает нас в непрочности всего земного, а то, наконец, попускает какие-нибудь необычайные, разрушительные явления природы, которые, потрясая нас, пробуждают нас от греховного усыпления. Словом, у нашего милосердного Господа нет недостатка в способах вразумления, которыми Он удерживает нас от зла и воодушевляет к добру.

3. Почему же Господь так часто и убедительно зовет нас к добру и отвращает от зла? Не получает ли Он Сам от этого какую-нибудь пользу? Не делается ли Он чрез это могущественнее, блаженнее? – Нисколько. Бог есть существо всемогущее и всеблаженное. Он не имеет в виду создать этим Свое собственное благополучие. Он делает это для нашей пользы. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Человек при своей наклонности к злу очень часто не видит того, что для него необходимо и полезно. Ум его тяготеет долу. Все его мысли, чувствования и желания направлены к тому, чтобы здесь, на земле, устроиться ему как можно поудобнее, поспокойнее, поприятнее. Кто не знает, сколько людей преклоняются пред этим земным кумиром и платят ему дань! Если они пользуются хорошим здоровьем и материальным состоянием, если счастье им здесь улыбается, они очень мало или совсем не думают о тех требованиях, какие представляет им будущая жизнь. Они так погружены в земные интересы, что житейские занятия и удовольствия наполняют всю их жизнь. Но если человек предается миру и его удовольствиям, то отсюда не может не произойти того, что чувственные наслаждения и страсти в нем всё более и более усиливаются, и он от одного греха переходит к другому.

Господь Бог лучше всех знает человеческое сердце, он знает, что ему нужно и что не нужно, что полезно и что вредно. Он знает, на что оно способно, если его предоставить самому себе. Отсюда постоянные с его стороны увещания и вразумления то таким, то другим способом, чтобы привести человека к сознанию и исправлению. Кому не известно, как много труда дает Себе Господь Бог, чтобы извлечь нас из бездны погибели и направить на путь добродетели? Кто не знает, что единственным Его желанием всегда было и есть – возвращение нас к вечному блаженству. Насколько же неразумно и жестоко поступаем мы, если противимся этому желанию Бога, отвергаем свою собственную пользу и подвергаем себя несчастию? Страшно, если человек замыкает свое сердце для спасительных вразумлений. Что будет с ним, если он отвергнет все эти вразумления и всякое нравственное на него воздействие? Он погибнет и для сей и для будущей жизни. Бог, хотя долготерпелив и многомилостив, но Он в то же время правосуден и свят. Если мы не воспользуемся Его благодатью теперь, пока есть время, то кто поручится за то, что Он не отнимет ее от нас? Печальное и ужасное последствие пятого греха против Святого Духа в том именно и состоит, что оно влечет за собой потерю Божественной благодати и делает невозможным наше обращение к Богу.

Братие-христиане! Из сказанного мы видим, что милосердный Господь употребляет различные способы, чтобы сделать нас внимательными к исполнению Его воли. Не будем же замыкать сердец наших при возвещении нам Церковью этой воли и того, что служит к нашему миру и спасению, но будем не только внимательно слушать ее наставления, но и добросовестно исполнять их! Пусть не находят к нам никакого приложения те печальные слова пророка Исаии, который сказал он израильскому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не у разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис.6:9–10). Аминь.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1908. В серии «Троицкая народная беседа» № 35. 75 с.



Наверх