Проповеди на праздники:


Беседы о богослужении. Литургия. Трисвятое.

После малого входа и чтения тропарей священник тайно молится, чтобы Господь, сподобивший его стать пред престолом как бы на небесах, со святыми Ангелами, прославляющими Его трисвятым гласом: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис.6:3), сподобил и земных служителей Своих вместе с Херувимами и Серафимами воспевать Трисвятую песнь и простил бы им всякое согрешение, вольное и невольное.

После этой молитвы он вслух возглашает славословие Богу, предначиная этим пение Трисвятой песни: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу.

Диакон, став пред иконой Спасителя, произносит благожелательное моление о здравии и благоденствии православных христиан словами: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны. Затем, обращаясь к певцам, возглашает: И во веки веков. Этим он означает наступившее время для пения Трисвятого и молится, чтобы Трисвятое было воссылаемо неумолкаемо, во веки веков. После этого начинается пение Трисвятого, в подражание Серафимским воинствам: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. К этому Ангельскому славословию присовокуплены слова помилуй нас, как обыкновенное заключение всех прошений и как общий вопль народа к действительному испрошению милости Божией этой Серафимскою песнью.

Нужным считаем, братья, сказать вам несколько слов о происхождении этой Трисвятой песни.

В V веке по Рождестве Христовом в городе Царьграде было великое землетрясение, продолжавшееся несколько дней. Когда народ, собравшись на площади, усердно молился о прекращении бедствия, тогда некоторый отрок невидимой силой внезапно был восхищен на небо и через некоторое время опять возвращен на землю и поставлен на прежнее место. Отрок поведал людям, что он там, на небесах, слышал Ангельское пение: Святый Боже, Святый Крепкий Святый Безсмертный. Народ, выслушав это, стал петь эту песнь и присовокупил к этому обычную молитву: Помилуй нас. Землетрясение прекратилось.

С тех пор установлено пение этой песни во всем мире. Эта песнь называется Трисвятою, потому что в ней трижды повторяется слово Святый Она называется также Ангельской песнью, потому что ее воспевают Ангелы.

После сего начинается приготовление к чтению Апостола и Евангелия. Архиерей или священник от престола отходит к горнему месту. Горним местом называется возвышенное седалище за престолом, у восточной стены, где по обычаю поставляется икона, изображающая Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле. Горнее место изображает престол, на котором Господь в храме восседает как великий Архиерей, прошедый небеса (Евр.4:14), как Царь, подобно тому, как Он сидит на Херувимах.

По восшествии архиерея на горнее, то есть возвышенное за престолом седалище начинается чтение апостольских Посланий и Евангелия. На горнее место восходит только архиерей. Священник же не восходит на самое горнее место, а становится в стороне от него. После этого приготовляется народ к слушанию апостольского чтения. Диакон говорит: Вонмем! Премудрость. Этим он напоминает о том, чтобы все стояли с благоговейным вниманием, углубляясь мыслью в смысл читаемого или совершаемых действий; стояли бы при этом «прости»: не сидели бы и не стояли, приклонившись на что-либо, но слушали бы стоя, прямо.

Архиерей или священник возглашает: Мир всем. Так приветствовал Господь по воскресении Своем (Лк.24:37; Ин.20:19:26), так делали апостолы и их преемники. Мир есть источник всех благ, он – виновник радости; сей мир предуготовляет путь любви. Преподанием мира в первенствующей Церкви начиналось всякое новонаступающее важное действие. Итак, возглас Мир всем есть призвание Божия благословения с желанием всякого блага и приглашение к вниманию и единомыслию. Предстоящие через чтеца ответствуют также желанием мира: И духови твоему. После этого возглашается прокимен – стих из книг Ветхого Завета, как предисловие к апостольскому или евангельскому чтению; в нем кратко, иногда и прикровенно, указывается на значение совершаемого праздника или на смысл того, что будет читаемо из апостольских Посланий или Евангелия.

Затем следует чтение апостольских Посланий или Деяний и потом чтение Евангелия.

Чтения Ветхого Завета или Посланий апостольских в древние времена христиане слушали сидя. Ныне это право предоставлено только архиереям и пресвитерам или государям, в уважение их достоинств. Но чтение Евангелия всегда слушалось стоя, со страхом и трепетом, с наклонением главы долу в знак покорности Богу, вещающему евангельским гласом.

Помните это, возлюбленные, что во время Евангелия нужно преклонять главы, а не прямо стоять.

Во время чтения Евангелия перед аналоем, на котором возлагается святая книга Евангелия, ставится свеча; этим выражается особенное благоговение к слову Божию: свеча означает также тот свет богопознания, который просвещает слушающих познанием спасительных тайн. Пред чтением Евангелия и после чтения его певцы возглашают от лица всех предстоящих: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Это – усиленное благодарение Господу за благую весть, возвещенную от имени Его в читанном святом Евангелии.

После чтения Евангелия начинаются прилежные моления, к которым диакон приглашает предстоящих словами: Рцем вси, то есть: «Да скажем все»; верующие ответствуют: Господи, помилуй.

Священнослужитель приглашает произносить эти моления с особенным вниманием, всей душой, всем помышлением, а не частью только, отдавая другую часть души и помыслов другим предметам житейским и вообще суетным помышлениям: «От всей души, от всего помышления скажем»; народ возглашает опять: Господи, помилуй. Затем священнослужитель обращается к Господу Богу со всеми находящимися в храме, преклоняя Его к услышанию молитв, и взывает словами древних святых: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Народ усиленно взывает, произнося трижды: Господи, помилуй.

Затем начинаются усиленные моления за государя императора и весь царствующий дом, о правительствующих пастырях Церкви и о всем священнослужащем братстве и причте церковном; об усопших святейших патриархах, о благочестивейших царях и царицах и о всех тех, которые скончались в недрах Православной Церкви; о создателях храма, о плодоносящих и добродеющих, то есть о делающих приношения на храм Божий и на утверждение Православной Церкви, о труждающихся для храма: это в древности были гробокопатели, могильщики, ныне – стражи церковные и все те, которые трудятся для поддержания чистоты в храме, чистят сосуды, омывают нечистоту с церковного помоста, очищают храм от сора и пыли.

Итак, видите, возлюбленные, что Церковь никого не забывает: она поминает тех, кто устроил храм, молится за всякого, кто приносит для Таинства просфоры, вино, а также для каждения ладан, для лампад – елей, свечи; кто влагает в церковную сокровищницу свою лепту от праведных трудов своих на украшение храма, на бедных и сирот, призираемых Церковью, на распространение и утверждение православной веры, то есть на нужды проповедников веры среди язычников или мусульман. Помни это, христианин, соблюдай древнюю заповедь Божию: да не явишися предо Мною тощ (Исх.34:20), то есть не приходи ни с чем, но принеси дар Господу Богу от праведных трудов твоих.

После этого начинается молитва об оглашенных, то есть о готовящихся ко крещению, о кающихся, которым до сего времени дозволялось присутствовать в храме вместе с верными. Священнослужитель приглашает верных помолиться о сих оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом истины, открыл их духовное ухо к слушанию и уразумению истины, вверенной Церкви, да откроет им Евангелие правды, то есть благую весть об оправдании через веру в Господа Иисуса Христа и творение добрых дел; да соединит их со Святой Своей Соборной и Апостольской Церковью, ибо они еще не чада ее, но как бы чужие. После этого оглашенные приглашаются приклонить свои главы пред Господом. Священник тайно молится о них, чтобы Господь сподобил их во время благопотребное святого Крещения с оставлением их грехов и одежды нетления и причислил их к избранному стаду верующих, дабы и они с нами славили пречестное имя Святой Троицы.

Певчие возглашают: Аминь.

Затем оглашенные и кающиеся троекратно приглашаются выйти из храма. Этим оканчивается литургия оглашенных.

Проповеди на праздники:

Наверх