Проповеди на праздники:


Беседы о богослужении. Литургия. Литургия верных.

По удалении из храма оглашенных и кающихся священнослужитель приглашает верных помолиться Господу. Начинается усиленное моление. В древние времена верные совершали такое моление преклонив колена. Впоследствии это коленопреклонение Церковью было отменено в дни Пятидесятницы, то есть от Пасхи до праздника Троицы, в праздник Рождества Христова и во все воскресные дни. А продолжительные моления сокращены перенесением их в состав других ектений – сугубой и просительной. В настоящее время ектении на литургии верных состоят из сокращенных молений: о ниспослании мира всему миру и о благостоянии святых Божиих Церквей; о спасении душ; о храме и предстоящих в нем с верой и благоговением; об избавлении от всякой скорби и других бедствий. Эти моления заканчиваются возгласом: Премудрость. Таковым возглашением напоминается о предстоящем священнодействии, которым изображается одно из дел домостроительства нашего спасения, совершенного премудростью Божией, от века в Боге сокровенной.

Эта премудрость Божия в настоящее время изображается перенесением Даров из предложения, где совершена проскомидия, на святой жертвенник или, что то же, святой престол.

Предстоящие приглашаются стоять со страхом и трепетом, отложить всякое попечение о житейском, чтобы вместе с Херувимами воспевать Трисвятую песнь, то есть Аллилуиа, что значит «хвалите Бога», и восприять Царя всех и Господа, Которого торжественно, хотя и невидимо, сопровождают чины Ангельские. Поется Херувимская песнь, начинаемая словами: Иже Херувимы тайно образующее. Священнослужители северными дверями износят из алтаря уготованные для жертвоприношения Дары с особенной торжественностью и благоговением: дискос со святым хлебом – на главе диакона, а святую чашу – в руках священника. Переносятся и другие священные сосуды и предметы: крест, губа, копие, как символы страданий Господа. Верующие из благоговения к святыне и совершаемому священнодействию преклоняют головы и тайно молятся, говоря: Помяни, Господи. Этими тайными молениями они просят священнослужителей, чтобы они при возношении Даров, как величайшей Бескровной Жертвы вспомнили о них, ибо нет ничего превосходнее и могущественнее того моления и предстательства пред Богом о нас и наших потребностях как то, которое приносится здесь совместно со священнодействием Евхаристии. Священник же и диакон выражают готовность исполнить прошения верных. Держа благоговейно Дары, изображающие Господа и став посреди народа, они громко умоляют пред ними Господа Спасителя. При этом поминают государя и весь царствующий дом, пастырей Церкви, правительствующий синклит81, гражданское и военное начальство и всех православных христиан, да помянет Он всех их во Царствии Своем.

Затем Святые Дары через Царские врата вносятся в алтарь и полагаются на святом жертвеннике, то есть престоле.

Что знаменует это священнодействие? Исхождение из алтаря с Дарами означает шествие Господа Иисуса Христа на страдания, а поставление Даров на жертвеннике (престоле) означает погребение Его. В ознаменование этого священнослужитель, поставляя Дары на жертвенник, вспоминает Иосифа, снявшего пречистое тело Господа с креста, помазавшего Его и положившего в новом своем гробе. Жертвенник означает в это время гроб; священник и диакон знаменуют Иосифа и Никодима; малые покровцы, которыми покрываются Дары при перенесении их, знаменуют сударь82 и плащаницу; большой покров, которым покрываются Дары, означает камень, который был привален к двери гроба; благоухание кадильного ладана означает ароматы, которые принесены были Иосифом и Никодимом для помазания тела Господа.

Итак, помните, братья, что великий вход во время Херувимской песни означает шествие Господа на страдания, а доставление Даров на престол – погребение Его и гроб, из которого Он восстал тридневно. Помните, что в это время нужно стоять с преклоненными главами и молиться тайно словами разбойника благоразумного: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!

После перенесения Даров диакон, испросив благословения и молитв у священника, выходит из алтаря и приглашает верных совершить моление о предложенных Дарах, чтобы они получили освящение и чтобы преднамеренное предложение от лица всех верных достигло конца. К этому он присовокупляет еще шесть прошений, чтобы Господь даровал нам: 1) провести этот день свято, мирно, то есть в мире со всеми, и безгрешно; чтобы день этот был совершен, то есть чтобы был проведен до вечера благопоспешно во всем, особенно в подвигах благочестия; 2) чтобы нам дарован был Ангел мира, верный наставник и хранитель, данный нам при крещении, или особенный Ангел мира, которому поручено от Бога сохранять мир между людьми; 3) так как мы много согрешаем все, то просим, чтобы нам даровано было прощение грехов и погрешностей наших; 4) чтобы для душ наших дарованы были блага, для всего мира – мирная безмятежная жизнь; 5) чтобы провести нам остальное время жизни в мире и покаянии; 6) чтобы дарована была нам христианская кончина жизни: безболезненная, непостыдная, то есть со светлой надеждой получить обетованные блага, кончина мирная – то есть чтобы без смущения и страха предстать пред судом Божьим и дать там добрый ответ за всю жизнь нашу.

На все эти прошения народ отвечает: Подай, Господи.

В это время священник тайно молится о предложенных Дарах. Эта молитва называется молитвой предложения; ею священник испрашивает, чтобы Господь услышал моления верующих, его самого сделал достойным совершить приношение словесной и бескровной Жертвы и принял бы Жертву сию в пренебесный и мысленный Свой жертвенник.

Во время литургии три раза совершается возношение Даров. Первый раз – на проскомидии: священник молится о всех принесших дары, состоящих из хлеба, то есть просфор, и вина, принесенных для Таинства; таким образом, все просфоры, принесенные сюда, в это время получают уже некоторое освящение и уже считаются священным хлебом, который должен быть вкушаем с благоговением. Второе возношение бывает после перенесения Даров из предложения в алтарь на жертвенник, или престол; это приношение совершается над одними уже избранными для священнодействия Дарами. Оба эти приношения составляют только приготовление и предосвящение Даров и самого священника к третьему, важнейшему жертвоприношению. Это третье приношение совершается от всех верующих в благодарственное воспоминание о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Оно бывает тогда, когда священник громогласно возглашает: Твоя от Твоих Тебе приносяще.

Таковые моления верных заканчиваются возгласом священника: Щедротами Единороднаго Сына Твоего... Смысл этого возгласа тот, что вся сила наших молений, приношений и благодарений зависит от всесильного ходатайства Единородного Сына Божия, принесшего Себя за нас в искупительную жертву, и даровавшего нам право все испрашивать от Отца во имя Его Единородного Сына Божия, и давшего обетование, что, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин.16:23).

После этого священник возглашает: Мир всем, то есть настало время примирения и в знак оного взаимного целования. Диакон поддерживает это христианское чувство и возглашает: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, то есть чтобы нам единомысленно прославлять, – народ заканчивает слова диакона ответом: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. После этого в церкви совершалось общее целование: мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами. Ныне это целование совершается только в алтаре между священнослужителями.

Таковыми словами и действиями исполнялась заповедь Христова: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23–24).

Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва наша не будет принята. Поэтому никто имеющий вражду на ближнего или обидевший его и не примирившийся с ним да не надеется получить от Бога испрашиваемую милость – таковый напрасно молится. Приступающий к приобщению Святых Таин не примиренным с братом своим суд себе яст и пиет (1Кор.11:29).

После выражения чувств взаимной любви диакон возглашает: Двери, двери, премудростию вонмем. В древние времена словами Двери, двери напоминалось стражам церковных дверей хранить их, чтобы никто из неверных не вошел в храм, а из верных кто-либо не вышел по лености, но чтобы все внимали премудрости Божией, которая провозглашается после этого, по отверстии завесы Царских врат, в Символе Веры. В настоящее время привратников в наших храмах не имеется, но слова Двери, двери каждый из предстоящих должен принять для себя как призыв, чтобы двери чувств – зрения и слуха – были закрыты для всего постороннего, дабы легче сохранить мир душевный и без рассеяния внимать тому, что будет после этого совершаться. После возгласа Двери, двери читается или поется Символ Веры. Это установлено для того, чтобы мы открыто исповедовали нашу веру – веру, что мы так веруем, как научила нас Святая Церковь через богоносных отцов, изложивших православное учение на Вселенских Соборах, и что мы ничего к изложенному ими исповеданию веры не прибавляем и ничего не убавляем. Вместе с тем мы выражаем и любовь ко Господу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия.

Мы дошли до важнейшего священнодействия литургии – совершения Таинства Евхаристии.

С Божией помощью приступим к этому в следующую нашу беседу. А вы, возлюбленные, постарайтесь удержать в памяти вашей то, что было вам преподано в этой и прежних беседах о литургии.

Проповеди на праздники:

Наверх