Проповеди на праздники:


Беседы к язычникам. Начало мира, средина и конец его. Беседа вторая.

1. Бог еще до создания человека в Совете Своем определил, чтобы Сын Божий искупил человека, если сей по обольщению диавольскому должен будет погибнуть.

2. «Но Бог Един, кто же Его Сын?» – спросит кто-нибудь. Выслушайте слово о сем.

Бог Един, но в Трех Лицах. Кто эти Три Лица? Первое Лицо Святой Троицы – Отец, Второе – Сын, Третье – Дух Святой; не три Бога, но Единый Бог, Троица нераздельная. Ни один человек не может постигнуть Бога, каким бы острым умом ни обладал он. Как нельзя перелить воду беспредельного моря в малый сосуд, так нельзя человеку постигнуть своим умом тайны Святой Троицы. Поскольку же таинство Троицы непостижимо для ума человеческого, то Бог Сам благоволил открыть его людям. Никто не может вполне познать тайны Святой Троицы, но кто хочет разуметь сие хотя отчасти, тот может несколько уразуметь сие из рассматривания видимого солнца. Солнце хотя и одно, но имеет в себе некую тройственность: первое из сих трех – самое солнце, второе – свет его, третье – теплота. Но сии три: солнце свет и теплота – не три солнца, но единое солнце. Подобно сему и учение о Боге: Отец, Сын и Святой Дух не три Бога, но Един Бог. Отец все соделал Сыном и совершил Духом Святым. Для спасения человека, погибающего по причине греха и не обретающего средства ко спасению, Он посылает Единородного Сына Своего.

3. Когда настало время спасения людей, Сын Божий, сокрыв Свой Божественный свет; сошел на землю и, соделав Матерью Своею непорочную Пречистую Деву Марию, родился от Нее, как младенец, восприяв на Себя образ человека. Сын Божий, сделавшись человеком, наречен был Иисусом Христом. Он стал ходить повсюду и учить людей. Сделавшись человеком, Он не перестал быть Богом. Являя Свою Божественную силу, Он совершал дела, каких никто не может делать, преподавал учение, какого не может открыть ум человека. Слышавшие слова Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46). Он предрекал будущее, исцелял неизлечимо больных, давал силу ходить лежавшим на смертном одре, слепорожденным давал зрение, немым – способность говорить, хромым – ходить; возлагал руки на больных, и они исцелялись; повелевал ветрам, и они повиновались Ему; повелевал волнам морским, и они утихали по слову Его; властно повелевал бесам, и они со страхом и трепетом оставляли людей, одержимых ими; по слову Его воскресали мертвые. Иисус Христос преподал ясное учение о Боге, о состоянии душ человеческих после смерти, о нескончаемых мучениях грешников и о блаженстве праведников в немерцающем свете Божием; преподал учение о том, что человек должен любить Бога паче всего, а ближнего любить как самого себя (Мф.22:37–39 и др.). Чтобы люди могли знать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий, Отец Небесный три раза свидетельствовал о Нем гласом с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте (Мф.17:5 и др.). О пришествии Своем на землю Иисус Христос говорил: Бог, Отец Небесный, так возлюбил мир, что не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его для спасения людей, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16); что Он пришел не судить мир, но спасти мир (Ин.3:17), и спасти не горделивых праведников, но сокрушенных сердцем грешников, а нераскаянных привести к покаянию (Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32); что Он посвящает Себя за людей и пострадает за них, чтобы избавить их от мучения (Ин.17:19), прольет кровь Свою, чтобы искупить их от грехов (Кол.1:14), умрет, чтобы спасти их от вечной смерти; крестом сокрушит власть диавола и введет в свет Божий сидящих в мрачных местах ада; Кровь Свою даст в питание, а Плоть – в пищу верующим, чтобы освятить их; что Он умрет и воскреснет, дарует бессмертие причащающимся Тела и Крови Его и воскресит всех людей в последний век (Ин.6:54); верующие в Него будут там, где и Он (Ин.12:26, 14:3); что Он на земле созиждет Церковь Свою, соделав ее неодолимой для полчищ бесовских (Мф.16:18).

Иисус Христос, пожив на земле тридцать три года с половиной, совершил дело спасения людей, явственно показав Свою Божественную силу; Невинный, Он предал Себя на мучения, чтобы избавить грешный мир от вечных мук; не возбранил распинателям пригвоздить пречистые руки Свои ко кресту и лить пречистую кровь Свою. Бесстрастный Бог, Он пострадал за людей, Бессмертный – умер; после смерти в третий день, как Бог, Он воскрес; по воскресении много раз явственно являлся верующим в Него благочестивым людям. Когда наступил день вознесения Его на небо, собрав избранных Своих, Он сказал им: «Вот исполнилось то, что Я говорил: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18); идите во весь мир и проповедуйте все, что слышали от Меня: кто послушает вас, уверует в Меня и крестится, тот спасен будет; а кто не уверует, осужден будет (Мк.16:16); Я буду всегда с вами, до скончания века (Мф.28:20)». Сказав это, Он благословил их и вознесся на небо.

Избранные Им двенадцать апостолов пошли ко всем народам, проповедовали богооткровенную веру. Господь поспешествовал им повсюду, являя чрез них чудодейственную силу Свою: исцеляя больных, изгоняя бесов, соделав верующих в Него неустрашимыми пред лицом мучителей своих, призывая грешников к покаянию, неверующих приводя к вере. Многие народы приняли крещение. Избранные Им святые апостолы написали все, что Господь говорил и чему учил и что сотворил, живя на земле.

Верующие в Господа Иисуса Христа называются христианами. Души тех христиан, которые при жизни своей жили благочестиво, по смерти не бывают низводимы во ад, не предаются диаволу, но, чистые и светлые, возносимы бывают в места светлые и блаженные, и тела некоторых из них по смерти остаются нетленными. Многие больные, приходящие к святым мощам для поклонения, получают исцеления, бесноватые – от бесов освобождение. Таковые христиане, угодившие Богу, называются святыми. Святых угодников Божиих много; из них особенно прославившиеся в нашей стране: святитель Николай, целитель Пантелеймон, святитель Иннокентий Иркутский. Святые угодники Божии и при жизни своей силой Божией исцеляли больных, изгоняли бесов, иные воскрешали мертвых, и по смерти помогают тем, кто с верой призывает их.

После вознесения Иисуса Христа на небо святое общество верующих в Него ежегодно стало постепенно умножаться, а общество чтителей диавола умаляться. В прежние времена здесь не было ни одного крещеного алтайца, теперь же число некрещеных ежегодно убывает, а крещеных – увеличивается.

4. В последний век Господь Бог Иисус Христос опять придет на землю, со славой; все мертвые тогда воскреснут; небо и земля поколеблются; горы сдвинутся с оснований своих; солнце померкнет; на земле будет уныние людей; померкнет и луна; все народы ужаснутся; звезды спадут с неба, как листья с деревьев (Мф.24:29). Бог, Творец вселенной, придет на землю, озарив ее сиянием Своим; как Царь и Судия, воссядет Он на престоле и отделит народы друг от друга, как отделяют овец от козлов: верующих поставит на правую сторону, а неверующих – по левую (Мф.25:32–33). Разлучит детей от родителей, мужей от жен и поставит добрых по правую сторону, а нечестивых по левую. Бог, как праведный Судия, совершит Свой праведный суд и нелицеприятный над всеми: богатыми и бедными, господами и рабами; всякому воздаст по делам его. Скупого богача Он так будет судить: «Ты сделал богом своим скот и имущество свое, о них только и думал, на них только надежду возлагал, забыв Меня, создавшего твой скот и наделившего тебя имуществом; вместо благодарности ко Мне ты чтил диавола, Мною проклятого; при жизни твоей ты не думал обо Мне – теперь ли хочешь быть Моим? Иди от Меня в муку вечную, гори в огне, уготованном диаволу (Мф.25:41)!» Предавая проклятию вора и грабителя, Бог скажет: «Во всю жизнь свою ты воровал и грабил, Меня не боялся и людей тревожил. Сколько людей ты оклеветал и подверг наказанию: ты украл у вдовы единственную ее корову, заставив ее плакать с детьми; ты украл у бедняка единственную лошадь, оставив его пешего с горем, а детей в слезах, – томись же теперь и плачь во веки веков, гори в огне, из которого никогда ты и не выйдешь!» Неправедному судье и зайсану87 скажет: «Сколько людей ты отпускал без суда за мзду, сколько сирот возвратил ты домой со слезами, не разобрав их дело; ты помогал ворам, скрывая ворованный скот в своих табунах; принимая краденые вещи, ты думал: не увидит Бог, не будет судить и взыскивать не станет, за сирот не вступится, – узнай же свое заблуждение теперь! Вот, Я – Судия, совершающий над тобой праведный суд. Иди от Меня! Да будет проклятие над тобой, беззаконный! Ты заставлял плакать людей – томись же сам и плачь во веки веков! Не кончатся муки, в которых ты будешь страдать!» Камам88, обманывавшим народ, и тем, кто, веря словам их, почитал бесов, скажет Бог: «Я создал для вас лошадь, чтобы вы, употребляя ее для езды, приносили Мне благодарность, а вы отдали ее (лошадь) в жертву бесам; из угождения духу злобы вы предавали ее мучительной смерти: разрывали ее, выдергивая ноги, удавкой задушали, чтобы она не издавала вопля, снимали кожу ее и вывешивали ее на шесте на посмеяние; бедное животное взывало ко Мне среди таковых мучений! И Мне жаль было его. Теперь Я совершу суд Мой над вами. Слуга диавола! – скажет Он каму. – Ты всегда был обманщиком и лжецом, иди во ад, уготованный диаволу, и мучься там во веки веков!»

Совершив суд над всеми грешниками, Господь скажет им: «Идите, проклятые, во тьму вечную! Великое горе и пылающий огонь да будет уделом вашим! Идите в беспредельное море огня и страдайте там с диаволом!» И не будет конца мучению их, и никогда оттуда не выйдут они; горе великое они будут терпеть, и никто от него не избавит их. Среди таких ужасных мучений грешник будет отчаянно взывать: «О, горе мне! Как стерплю муки нестерпимые!» Будет рвать на себе волосы, терзать свое лицо и скрежетать зубами и непрестанно с воплем взывать: «Горе, горе мне!» Будет простирать руки свои вверх и, вздыхая, жалобно взывать: «О Боже, Боже! Если бы мне знать, как жгуч этот адский огонь! Если бы мне помышлять о Тебе во всю жизнь мою! О, Боже, если бы Ты с одним из святых, живущих там, во свете Твоем, послал каплю воды остудить мой язык и прохладить меня в этом жару! Но, увы! определение Божие не изменится, и муки мои никогда не кончатся! Если и буду считать годы страданий моих, никогда я не сочту их. О, если бы можно было умереть мне, чтобы, живому, не чувствовать этих горьких страданий!» Но сколько они ни будут взывать, никто их не услышит; никогда не уснут, никогда не умрут. Скажет тогда грешник: «Если бы Бог освободил меня отсюда, всегда бы я стал почитать Его, день и ночь молиться, от всякого греха беречь себя!» Будет так взывать, но ответа не получит: не помилует и не освободит его Бог.

5. Вот, други, вы слышали, как люди своими грехами прогневали Бога и за то на сей земле стали страдать, а после смерти осуждены вечно мучиться в адском огне. Слышали, как Бог умилосердился над людьми и не пожалел послать единственного Сына Своего, чтобы Он искупил людей от грехов, сокрушил власть диавола и спас людей от вечных мучений. Слышали, как Сын Божий невинно пострадал за грехи мира, пролил пречистую кровь Свою, Бессмертный, умер и в третий день воскрес; как Бог возвестил людям о воскресении их, дал заповедь о крещении, необходимом для спасения людей, восшел на небеса, и в последний век придет совершать праведный суд над живыми и мертвыми. Слышали, что Бог дарует вечное блаженство христианам, жившим непорочно, а грешников и неверующих ввергнет в вечный огонь, где они будут плакать, рыдать и вечно мучиться. Вы узнали теперь, что никто из неверующих в Бога и не очистившихся святым Крещением от грехов ничем не может освободиться от тех ужасных мучений. Чтобы все люди могли слышать и знать об этом, Бог послал повсюду вестниками Своими священников, чтобы они проповедовали повсюду. Мы, как уста Божии, говорим вам: вспомните Бога и обратитесь к Нему. Не презирайте гласа Божия, говорящего вам: «Обратитесь ко Мне». Не отвергайте воли Божией, желающей спасти вас, чтобы и Бог не отвратился от вас, когда будете с плачем взывать к Нему о спасении, когда преданы будете ужасным мучениям. Если вы теперь не послушаете Бога, Который вас зовет, чтобы вы вспомнили о Нем, то и вас после не послушает Бог, когда вы, преданные вечному огню, в горести сердца, со слезами будете взывать к Нему: «Боже, умилосердися над нами, теперь мы всегда будем чтить Тебя!» Разумный человек пусть теперь же обратится к Богу, не откладывая до будущего времени. Кто имеет уши слышать, да слышит, а невразумившегося да вразумит Бог!

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх