Беседы к язычникам. Начало мира, средина и конец его. Беседа первая.
1. Много есть народов на земле, но нет такого народа, который не признавал бы Бога: монгол и китаец, киргиз и алтаец – все они ведают Бога. Всякий народ признает, что небо и земля, солнце, луна и звезды произошли не сами собой. Если бы спросить, кем устроен мир, то, несомненно, всякий сказал бы, что он устроен Богом.
2. Кто же этот Бог, создавший все? Кто этот Бог, так прекрасно устроивший землю и море? Где Его место жительства? Если Он на небесах, то где Он был прежде создания неба? Итак, где живет Бог?
Бог не живет на одном месте, как человек, у Него нет определенного местопребывания, но и нет такого места, где не было бы Бога; земля не может вместить в себе света солнечного, а Бога, создавшего солнце, не может вместить ни небо, ни земля. Он, светлейший солнца в тысячу тысяч крат, присутствует везде. Не живет Он далеко где-нибудь, но близко – вот здесь, среди нас. Он, создавший стада зверей и скота, не ест мяса животных; создавший всяку плоть и кровь живых существ, не пьет крови их; нет у Него ни тела, ни костей, не имеет Он вида, как вид человека; у Него нет глаз, как у человека, но весь Он есть око, видящее все; весь – ухо, все слышащее; весь – ум, ведающий все; Он знал мир до создания мира; все, что должно быть, Он знает прежде, чем то сбудется. Все, что было прежде, Он помнит и знает как теперь совершающееся.
Если Бог есть таковой Свет, то почему Он не открывает Себя взору человека?
Слепой не может видеть солнца; грешник не может видеть Бога, светлейшего солнца. Как в сумрачный день из-за облаков нельзя видеть солнца, так из-за грехов человек, носящий и плоть и кости, не может видеть Бога. Слепой хотя не видит солнца, но чувствует теплоту солнечную, согревающую тело его; человек, носящий плоть и кости, хотя и не видит Бога, но ощущает действие Духа Божия, согревающего сердце его.
3. Но если Бог не живет на этой земле, под луной, ни на небе, где находится солнце, если Он не ест мяса, не пьет крови, если Он Сам не нуждается ни в чем, то для чего Им создан мир?
Бог есть Бог щедрот и милосердия; Он, Вседовольный и Всеблаженный, восхотел создать существа разумные и способные к восприятию блаженства, чтобы соделать их участниками Своего блаженства и радости; восхотел создать человека, который бы не знал ни болезни, ни смерти и был бы вечно блаженным; создать землю, украсить ее, как ковром, цветами и растениями, чтобы человек наслаждался зрением красоты ее; создать луну, которая бы светила ночью, и солнце, которое освещало бы днем, согревало бы зимой, весной изводило бы теплотой зелень из земли, а летом помогало созреванию хлеба; восхотел создать разного рода животных, чтобы человек употреблял их для езды и работ, молоком их питался, употреблял для одежды шерсть их; для питья создать воду, для питания – разного рода деревья, покрытые листьями, чтобы в знойный день под тенью их человек находил себе прохладу; [создать] птиц, которые услаждали бы слух человека пением своим. Господь все устроил прекрасно и полезно, чтобы человек, взирая на это, познавал благость Божию; слыша гром небес, познавал силу Божию; видя необозримое для глаз море, недосягаемую для птиц высоту гор, человек с трепетом познавал бы величие Божие; взирая на все творения Божии, так прекрасно устроенные, человек прославлял бы Бога, – вот для чего создан Богом мир. Итак, небеса и земля созданы, чтобы они возвещали славу Божию (Пс.18:2); человек же, одаренный разумом и способностью говорить, – для того, чтобы он наслаждался блаженством, созерцая красоту всего устроенного, любил и прославлял Всеблагого Бога.
4. «Но если Господь создал человека, чтобы он наслаждался на земле блаженством, то почему у человека бывает меньше радости, чем горя? Почему на земле бедствующих больше, а счастливых меньше? Если Господь создал людей, чтобы они любили и благословляли Его, то почему не все одинаково чтут Его? Почему Его чтут только те, кто хочет чтить, а не чтут те, кто не хочет того? Если Бог создал людей бессмертными, то почему люди стали умирать?» – так думают про себя некоторые люди.
Все наказания и все бедствия постигли людей за грехи. Первый человек, созданный Богом, по обольщению диавола, презрев заповедь Божию, соделал грех; с грехом явилась смерть (Рим.5:12). От первого человека произошло потомство, зараженное грехом и умножившее грех. С грехом явились в мир болезни и смерть. Одолеваемый грехом человек подвергался бедствиям; за грех Бог отвратился от человека и лишил его Своего благословения; лишенный благословения Божия, человек потерял и счастье; земля стала несчастливой и перестала рождать хлеб в изобилии, скот начал умирать с голоду и гибнуть от заразы. Для людей стало меньше радости, но больше горя; грех на земле умножился безмерно (Быт.6:11). Бог, видя, что люди отступили от Него, что умножившиеся беззакония их превзошли меру терпения Его, прогневался на людей и послал на землю потоп, которым истребил всех, но сохранил только одного благочестивого старца Ноя с женой, с тремя сыновьями и женами их, благословил его и произвел от него новое потомство (Быт.9:1). Бог определил, чтобы на земле были власти и суды; чтобы воры и обидчики были судимы властями и наказуемы; чтобы важные преступники, убийцы принимали суд от царей, лишаемы были родины, томились в неволе, на месте изгнания, заключаемы до смерти в тюрьму или наказываемы смертью; кто избегнет суда человеческого, того постигнет Божий суд. Начальник или судья, который не дал суда обиженному, будет судим и наказан Богом. Грешник, оставшийся здесь без наказания, получит суд после смерти. А в последний век Бог будет судить всех людей. Праведников после Суда примет в свет Свой и дарует им блаженство; грешных же и не веровавших в Бога пошлет в муку вечную, где они будут гореть в огне неугасимом (Мф.25:46), будут плакать и рыдать, никогда не будут видеть света, будут томиться и вопиять.
5. Все ли грешники будут преданы этим страшным мучениям или некоторые освободятся?
Все должны мучиться, если не очистятся от грехов. Но на земле нет человека, который был бы свободен от греха, и нет человека, который мог бы обрести средство искупить себя от грехов и отвратить от себя гнев Божий; посему все осуждены в ад. Так человек, созданный бессмертным, подвергся смерти, назначенный для вечного блаженства – подвергся вечным мукам, от которых нечем ему искупить себя. Бедный человек! Какому ты бедствию подвергся! Лучше бы не жить тебе на земле, лучше бы не родиться тебе! Боже! Ужели Ты, Милосердый, никогда не сжалишься над людьми, Тобою созданными? Не спасешь нас, беспомощных?
6. Славьте Бога, Ангелы, живущие на небесах; поклоняйтесь Ему, земнородные! Славьте Бога, все народы! Он умилосердился над вами, как Отец над детьми, и восхотел спасти вас. Как же Он спасет нас: не благоволил ли даром простить грехи наши? Нет, суд Божий праведен, определение Его неизменно, слово Его непреложно. Грех мира не простится, пока не будет искуплен. Но как спасти человека, когда он не может дать выкупа за себя? Слава Богу! Еще прежде создания человека Триединый Бог определил в Совете Своем, чтобы Сын Божий искупил человека, если сей согрешит, будучи обманут диаволом. Бог Отец для спасения мира благоволил, чтобы Единородный Сын Его, неразлучно пребывающий с Ним и совечный Ему, имеющий с Ним единую славу, единую силу, сошел с небес; Бесплотный, принял на Себя естество и образ человека, пожил на земле, возвестил людям спасение и научил их истинной вере; чтобы Он, Невинный, пострадал за виновных, дабы спасти их от вечных мучений; Бессмертный, умер бы, чтобы соделать бессмертными людей, подвергшихся смерти; чтобы, пролив кровь Свою, искупил мир от грехов и, восшед на небеса, восприял в славу Свою и любящих Его.