Духовные беседы. Беседа вторая
I
Ныне утром наш златоглавый, златоверховный Кремль с соборными и дворцовыми храмами представлял собой чудное зрелище оживления. Массы народа всякого возраста, сословия и звания, словно волны быстрого, но тихого потока, приливали в его стены от всех мест и концов нашей первопрестольной столицы. Что же вызвало такое многоразличное собрание людей в Кремль в дни поста, говения и покаяния? Причина та, что в Кремле ныне совершался торжественный чин христианского богослужения. Люди всей Церковью — иноки, священники, миряне, мужи и женщины,— ублажали святое Православие.
Едва ли в других местах обитаемого мира слово православие находит в себе столько сочувствия, пользуется таким всенародным значением, как в нашем Отечестве. "Церковь Православная", "мир православный", "Русь православная" — это именословные понятия, сердцу понятные и отрадные. За охранение их русский христианин ратовал и готов ратовать во всю глубину и широту русской силы, русской мысли, русской жизни. История обручила их ему навсегда кольцом самых величественных событий. Она сочетала глубочайшую древность с отдаленнейшим потомством во единое тело государственное и во единое тело Христово.
Чтобы в сознании и жизни укрепить мысли, чувствования и действия, достойные Православия, постараемся воскресить в памяти события священной евангельской истории. Ближайшая цель предлагаемого поучения — вызвать в душах православных христиан воспоминания евангельских событий. Moжет быть, из этих воспоминаний воображение и память наполнятся и украсятся мысленными образами правды, любви, добра и красоты. Может быть, многие почувствуют желание извергнуть из себя нечистые образы мира и возревнуют о восстановлении в самих себе образа Божия, чтобы прославить Бога в душах своих, и в действиях своих. В этом обширном смысле они станут правоверующими, православными.
Вот события из 10 главы Евангелия святого, славного, всехвального апостола и евангелиста Луки и 11 главы Евангелия святого, славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова, oтносящиеся к истории вифанского семейства, жившего в дни земной жизни Иисуса Христа.
На восток от Иерусалима, в четырех часах расстояния от него, в узкой долине Елеонской ютилось израильское поселение Вифания. Сюда Иисус имел обыкновение иногда приходить из Иерусалима и находил приют в одном благочестивом семействе, жившем здесь и состоявшем из трех членов: Лазаря и двух его сестер, Марфы и Марии. Здесь после утомительного дня и столичного шума проводил Он вечернее время в кругу сердечно преданных Ему людей. Здесь Божественный Гость находил успокоение, радушие, признательность и дружеский прием.
B один из дней Иисус пришел к Своим вифанским друзьям. Его прибытие внесло в дом неописанный восторг. Обе сестры всемерно старались оказать внимание и благоговение Высокому Гостю. Одна из сестер всецело отдалась заботам о том, чтобы приготовить возможно лучшее, по словам евангелиста, “самое большое угощение” (Лк. 10; 40). Мария же, нe обращая ни на что и ни на кого внимания, в глубоком смирении села у ног Высокого Пoceтителя, внимая драгоценным словам уст Ero.
Марфа до блаженства готова была все сделать, чтобы выразить свой привет Иисусу и свое усердие. Она желала бы их проявить в высшей степени, с помощью любимой сестры. В косвенном, но дружеском упреке, улучив минуту, приблизившись к Иисусу Христу, сказала: “Господи! Сестра моя одну меня оставила служить! Скажи ей, чтобы она мне помогла!” И, отвечая, сказал ей Иисус: “Марфа! Марфа! Печешься и заботишься о многом, одно же есть на потребу. Мария благую часть избрала, и та не отнимется от нее” (Лк. 10; 40—42).
Что такое “единое на потребу , или, по-русски, “одно нужное”? Это видно из того, что говорится о Марии: нужно обращение к Господу всего человeкa, преданность Ему, спокойствие в слушании слова Божия. У ног Спасителя сидела Мария и внимала сердцем и душой тихим благим речам Господа. Что ей до пищи и упреков многозаботливой сестры! Для нее единое на потребу — чтобы не проронить ни одного слова, излившегося из святейших уст Христа.