Беседа во 2-й день Святой Пасхи. 1846 г.
Во гробе плотски, во аде же
с душою, яко Бог, в рай же с разбойником,
и на престоле был еси, Христе, со Отцом
и Духом, вся исполняли неописанный.
Вот песнь, достойная дня торжественного, песнь сладкая и высокая, полная глубоких мыслей и чувств отрадных, которую поет ныне ликующая церковь Христу воскресшему. Красны песни твои, новый Сион, невеста Христова! Сладки, торжественны восторги твои о воссиявшей из гроба радости; но не все, как сия песнь, и услаждают и поучают нас; не все, как сия песнь, выражает нам все, что мог выразить язык священного восторга, при настоящем торжестве.
Займемся, слушатели, сею поучительною и сладкою песнию.
Во гробе плотски. Слова сии вчера были словами скорби, но не ныне. Во гробе Он, говорила вера, размышляя о предмете высоких мыслей своих, сокрытом в недрах земли; во гробе Он, а мы надеялись, яко Сей есть, хотяй избавити Израиля (Лк.24:21). Удалимся же от гроба; гроб сокрыл приятные мечты наши. Во гробе Он, – вещала безотрадная любовь, обливая горячими слезами бездыханное тело сладчайшего; во гробе поруганный, обезображенный злодеями, невиданный на земле праведник, – и злодеи торжествуют! Доколе же, Господи, путь нечестивых спеется! Угобзишася вси творящий беззакония (Иер.12:1). Во гробе, говорила надежда, и безмолвный, уединенный гроб поглощал все её надежды бессмертные. Но утешьтесь, дщери неба! Он во гробе, но только плотски. Он во гробе совершает последнее дело самоизвольного смирения; плоть платит, по-видимому, дань персти; персти на время возвращается персть, дабы после, тем большею воссиять ей славою нетления, чем тягчае были узы, тяготевшие над бренною плотью.
Во гробе плотски, во аде же с душою. Вот первый луч отрады для сетующей надежды! Так – пусть смертна плоть, но бессмертен дух; пусть персть предается персти, но дух парит к Богу, иже и даде его (Еккл.12:7). Вот истина, так нетвердая, так неясная дотоле, пока смерть царствовала со всею жестокостью и над не согрешившими по подобию преступления Адамова. Желания смертных стремились по временам за пределы сей жизни, но не разрушали пределов; недра земли ограждали землю от неба, и никто не разрушал преграды сей. Гадания оставались гаданиями; те, которые приходили от земли, говорили о земле, а тьма смертная затемняла в глазах их последнее мерцание истины; они ложились в гроб, оставляя, вместо наследства, неумную заботу хранить брение их. Даже значительная часть народа Божия, коему вверены были тайны небесные, отвергла наконец всякую надежду на бессмертие, проповедала не быти ни ангела, ни духа (Мф.12:23). Но вот смерть Господа нашего поучает нас взирать на смерть не более, как на стража, который хранит то, что ему вверено; хранить дотоле, доколе угодно владыке жизни; поучает отрадной истине, что не дух, совершенно не знающий гроба и смерти, а только бренный состав наш предается во власть не вечного стража. Первенец из мертвых, во двою естеству не слитно познаваемый, не душою лежал во гробе: и мы радуемся, смотря на тлеющую храмину тела, будучи уверены, что она не будет неисходною могилой духа. Сладкая вера сия еще более утверждается воскресением самой плоти Иисусовой. Если плоть воскресла для вечной жизни, то может ли дух истлевать? Если плоть Иисусова воскресла, како глаголют неции яко воскресения мертвых несть? (1Кор.15:12) Воскресение Иисуса Христа показывает, что не дух только бессмертен, а и тело; что наступит день, когда и тленное облечется в нетление (1Кор.15:52).
Дух Христа Иисуса не дух только человека, – Он Богочеловек. Так Он нисходит в бездны адовы, но облеченный божественною мощию, дабы и там поведали славу Его, дабы и там быть тем же для бедных людей, чем был и на земли. Во аде же с душою яко Бог. Дотоле ни один из подзаконных праведников, ни один из патриархов не обещал себе не посредственного после смерти входа в блаженство; они все шли туда – в ров мрачный, не имущий воды, как узники, и там ждали, пока придет Крепкий, победоносный Царь дщери сионовой (Зах.9:11). Там они вопрошали, глаголюще: доколе тако надеющеся будем, когда приидет плод жатвы мзды нашея? (3Езд.4:35) Патриарх Иаков, от безутешной скорби желая расстаться с жизнью, не иную определял себе и оплакиваемому Иосифу долю, как вселение в темнице подземной: не хотяше утешитися глаголя, яко сниду к сыну моему сетуя во ад (Быт.37:35). Имевший державу смерти увлекал в свою область всех, зараженных ядом греха Адамова. Один только Креплший мог связать сего крепкого, и расхитить плен его; один Сын Божий мог разрушить оковы греха и заклепы адовы, утвержденные правосудием небесным и Сын Божий является во аде, яко Бог. Это не вымысел своеволия, не учение произвола неразумного: так судят, так учат апостолы! Учитель языков, проповедуя о вознесении Иисуса на небо, говорит: а еже, взыде, что есть, точию, яко и сниде прежде в дольнейшие страны земли, в преисподния места (Еф.4:9). Для чего же? Да исполнит Собою всяческая (Еф.4:10). И апостол Петр учит, что Христос, как быв во плоти, проповедовал облеченным плотью, так умерщвленный по плоти и живый духом, сущим в темнице духовом сошед проповеда, противльшимся иногда, егда ожидание Божие долготерпение во дни Ноевы (1Пет.3:19). Тот же апостол, в подтверждение того, что Иисус будет судить не только живых, но и мертвых, говорит, что Иисус проповедовал и мертвым: на се бо и мертвым благовестися; потом указывает и на цель сей проповеди: да суд убо приимут по человеку плотью, поживут же по Бозе духом (1Пет.4:6), или, как изъясняет один отец церкви, да те, кои живут по человеку плотью, приимут осуждение, как осуждены и на земле ожесточенные; поживут же жизнью блаженною – жившие по Богу духом. Еще устами древнего пророка Бог говорит об избранных Своих: от руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я. Где пря твоя, смерте? Где остен твой аде? (Ос.13:14). Он сокрушен победителем смерти и ада, так как низложен и владетель смерти (Евр.2:14).
Но не ад только отверзает врата Победителю ада, а и рай. Дотоле – как было пройти туда, где ужасная неблагодарность пред благодетелем дивным вооружила против себя Творца и тварь? Рай – место покоя и блаженства, место созерцания славы Божией – заключен был для человека грешника. Но вот Господь Иисус и в рай с разбойником. Какое торжество Сына человеческого! Не напрасно каявшийся разбойник именовал вмененного с злодеями Господом; не напрасно просил помянуть его в царствии; не тщетно было и обещано: днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43). В раю – исповедавший Распятого Господом, потому что Распятый разрушил преграду, отделявшую землю от неба; в раю – разбойник, потому что жертва праведного за неправедных принята правосудием. Подлинно, Сей есть хотяй избавити Израиля, должна теперь сказать вера. Он избавляет самую заблуждшую овцу дому израилева. Подлинно, должно умолкнуть теперь дерзкое нечестие, вопиявшее к Распятому: иные спасе, Себе ми не может спасти (Мк.15:31). Он спасает, но не то, о чем думал мир нечестивый и буйный, а о чем помышлял отверженный от мира, – спасает душу. Подлинно, неисчерпаемы для тебя в Иисусе сладкие надежды, безнадежный грешник! Вот, подобный тебе грешник, первый вступает в неотступный дотоле Эдем. Херувим, не дававший праведникам входа в заключенное место радости, впускает туда разбойника, впускает потому, что с ним Иисус. Спеши же, бедный грешник, к Иисусу, дабы Он взял тебя с Собой. Бросся с слезами к стопам Его; – Он не покинет тебя; скажи Ему с сердцем сокрушенным: Господи, помяни мя во царствии Твоем, как помянул Ты разбойника (Лк.23:42), и Он помянет тебя, помянет; поверь, не пропадет твое слово. Он сказал последователям своим: идеже семь Аз, и вы будете. Аз живу, и вы живи будете (Ин.14:3, 19). И обещание Его твердо. Потому-то все праведники любили называть себя грешниками, что Иисус первого грешника первым взял в рай. Потому-то опасна участь считающих себя праведниками, что Иисус не берет с Собой хотящих оправдаться по себе. Потому-то страшиться должны будущности, не знающие Иисуса, как узнал Его разбойник; Иисус скажет: и Я не знаю вас. Благословляй, христианин, Христа Господа твоего; Он один отверзает вход в рай, – один, о Нем же подобает спастися нам (Деян.4:12); а ты с Ним – единственным Спасителем.
Велико имя исповедуемого нами Господа Иисуса. Тогда как человеческое усердие тщетно ищет Его во гробе, утвержденная вера зрит Его на престоле со Отцом и Духом, – на престоле славы, подобающей единому Богу. Так воскресший не преставал быть Богом и под одеждою бренной плоти, не преставал быть единым великим и славным – и под покровом смирения и уничижения вольного. В нем обитало всякое, исполнение Божества телесне (Кол.2:9). Видехом славу Его, говорят апостолы, очевидцы Слова воплощенного, видехом славу Его, яко единородного от Отца, – Он полон благодати и истины (Ин.1:14). Но бренная плоть, но образ раба, но подобие человеческое как бы разлучили собою Сына от Отца, скрывали славу Божества, так что эта слава казалась более славою великого пророка, царя земного, сына человеческого, и так же, казалось, могла измениться, как изменяется и исчезает все земное. В небольшом числе собравшиеся вокруг галилейского пророка друзья Его, едва поражен был Пастырь, расточаются, как овцы робкие и беззащитные. По воскресении, Он паки восходит туда, откуда пришел (Ин.8:14), оставляет позорище уничижения, чтобы восприять полную славу Божества, получить имя, еже паче всякого имене (Флп.2:9). О, если бы мы, грешные, узрели, по обещанию Спасителя, небо отверзтым (Ин.1:51)! В какой бы славе, в каком величии увидели Господа нашего! Но довольно для нас: тайнозрители видят и поведают нам Сына человеческого за приятие смерти венчанного славою и честью (Евр.2:9); видят, как Он, сотворив Собою очищение грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких (Евр.1:3); видят, как двадесять четыре старца падают пред сидящим на престоле Агнцем закланным, повергают пред престолом Его венцы свои (Откр.4:10); видят сонмы ангелов, закрывающих лица свои от неприступной славы прославленного Сына Божия. Благоговей, христианин, воспоминая имя воскресшего Господа твоего Иисуса; оно страшно для всякого колена небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). Благоговей, и вместе радуйся! Он получил всякую власть на небе и на земле (Мф.28:18), но для того чтобы устроить и обезопасить наше спасение, для того чтобы ниспослать возлюбленным своим оружие истины для низложения помышлений, возносящихся на истину, дух силы и любви для победы над бесчувственным и упорным миром; Он оставил землю, но обещался, о, любезное и сладкое обещание! обещался быть с нами земными до скончания века. Теки теперь, подвижник Христов! Теки бодро по пути твоему; ты имеешь Вождя верного. И падешь ли ты, немощный и слабый? Там – пред престолом Отца ходатая имамы праведника Иисуса (1Ин.2:1); Он может спасти приходящих чрез Него к Богу, жив сый, – во еже ходатайствовати о нас (Евр.7:25). Изнеможешь ли, истощишься ли в силах духовных и телесных? Да не смущается сердце твое, ни устрашает! О имени Иисуса воскресшего ты всего можешь просить, и все дастся тебе (Ин.14:27, 16:23).
Христе Спасителю! Ты и на земле, и на небе, и в странах дольних; Ты все наполняешь Собою. Не оставляй же нас бедных грешников, по обещанию Твоему, хотя мы и недостойны того. Буди с нами до скончания века! Аминь.