Беседа VIII. Сице молитися: но избави нас от лукаваго
Последнее прошение молитвы Господней: но избави нас от лукавого.
Доселе предметами прошений были, хлеб, долги, искушения. В соответствии тому в последнем прошении ожидается не личное что-либо, а лукавое, зло, и тем более, что об избавлении от искушений лукавого уже молились мы. В древнем славянском переводе читали, «избавя ны от неприязни». Так это тоже самое прошение по-своему предмету, какое возносил Спаситель за учеников своих: не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни, – от зла (Ин.17:15). «Мы просим, скажем словами православного исповедания, о избавлении нас от всех зол, которые человек с трудом переносить может, каковы голод, язва, война, пожары и другие подобные. Просим человеколюбие Божие отвратить все сие от нас». Разность сего прошения от предшествующего в том, что там молились мы об избавлении от опасностей греха, здесь просим избавления от видимых бед жизни.
Нет сомнения, что покой и счастье без всяких неприятностей, невозможны на земле проклятой. Нет сомнения и в том, что неприятности жизни оказываются полезными для души как мера отеческого вразумления Божия (Евр.12:10). Тем не менее тяжелы беды жизни для странника земного; немощная природа наша невольно содрогается при их приближении; и тем более, что для слабых душ они могут сопровождаться вредом нравственным. Потому то не можем мы не воздыхать о избавлении от тяжких бед жизни. С другой стороны, как ни неизбежны беды земные для земного странника, но они случайное явление в мире Божием, они печальное последствие греха. Должно же наступить время, когда упразднится и последний враг – смерть, когда весь мир обновится и откроется полное царство Божие. Этого желает Отец небесный, пославший в мир Спасителя мира. Как же не желать того же, как не молить о том же детям Отца небесного? Так святы молитвы наши, когда мы молимся, по наставлению церкви, о избавлении «от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплеменник и междоусобные брани». По тяжести скорбей жизни должны мы молиться о облегчении сей тяжести, а по опасности их для нравственности нашей должны мы испрашивать крепости сердцам нашим против сей опасности. Избави мя от клеветы человеческие и сохраню заповеди Твоя, молился Давид, молившийся в других случаях и об избавлении от других бед. Христе Иисусе! во всем Ты и Сын Божий, и Сын человеческий. И тогда, как учишь нас молиться, обращаешь взор на скорби земной жизни нашей, сострадаешь нам, как Сын человеческий, но учишь с мудростью небесною. Земная мудрость горда на словах, она говорит, стоит ли обращать внимание на случайности земные? И она же, когда приходится ей терпеть горечи жизни, спешит избавиться от них мерами преступными. Не таково Твое учение. Ты даешь нам видеть жизнь земную, какова она есть и указываешь защиту против нее там, где защита сильна и живительна для духа.
Не надобно забывать, братия, что бедность, болезни, бесславная жизнь не редко бывают последствием наших же грехов. Если таковы беды, испытываемые нами, то справедливость требует, чтобы молитва наша об избавлении от бед не возносима была лукавым сердцем, чтобы не скрывали мы ни пред своею совестью, ни пред Богом того, что эти беды наши дела грехов наших. Иначе тот истощил телесное здоровье нечистою страстью, а горько жалуется на свою болезнь, как на незаслуженную. Другой кричит об оскорбляющих его, как о гонителях невинности, а о том ни слова, что сам вызвал против себя оскорбления, то раздражительностью нескромною, то тайными делами самолюбия пронырливого. Третий жалуется на нищету, тогда как приглашена она в дом его расточительною жизнью, или леностью. Не значит ли все это умножать грехи свои? Не значит ли призывать на себя новый гнев Божий? Молчаливое терпение во всяком случае – долг наш. Когда же сами мы виновны в страданиях своих, тем более надобно терпеть. Тогда надобно каяться и каяться. Тогда надобно, если страдания доходят до глубины души, смиренно говорить пред Богом, Господи! страдания мои – дело грехов моих, но Ты знаешь немощь мою, научи меня терпению, подай помощь израненному, облегчи заслуженное наказание.
Еще одно слово о зле, братия! Один Господь знает то время, когда нам полезно и нужно освободиться от того или другого зла. Он один видит сердце наше, как не видим мы сами. Он видит, как не видим мы, исцелевает ли душа наша, врачуемая скорбями, или еще нужно продолжать лечение? Он один знает, какое бремя можем мы поднять и какого не в состоянии сдержать, а падем под тяжестью его, если не будем подкреплены десницею Его. Потому молясь об избавлении от зла. должны мы предавать себя в волю Божию; молясь, должны говорить, да идет мимо нас чаша страданий, но не наша, а Твоя святая воля да будет Отец небесный.
И так будем смиренны при встрече с скорбями жизни, с сознанием слабости своей, с раскаянием в грехах своих, но покорные Отцу небесному будем говорить, избави нас от неприязни.