Беседа VII. Сице молиться: и не введи нас во искушение
Не окончились ли наши нужды испрошенным примирением нашим с Отцом небесным? Да, если бы грех составлял одну виновность в нас. Но кроме опасности обойденной, в грехе есть опасность, угрожающая впереди, есть искушение. Потому надобно еще молиться, как указал Господь, и не введи нас во искушение.
Что значит искушение в словах молитвы?
Если Господь повелевает молиться об избавлении от искушения, то, конечно, это не есть искушение доброе, испытание в добре, а искушение злое или прельщение на грех. Это такое же искушение, какое наводил диавол на Спасителя в пустыне, и скончав искушение диавол, отыде от Него, говорит Евангелие (Лк.4:13). Это тоже искушение, о котором говорил Спаситель ученикам, молитеся да не внидете в напасть (Лк.22:40:46), или в искушение.
Апостол учит нас: никтоже искушаем да глалолет, яко от Бога искушаем есть. Бог как сам не искушается злом, которое недоступно естеству Его, так и не искушает никого на зло, как благий для всех. Кийждо искушается от своея похоти, влеком и прельщаем (Иак.11:13–14).
Если же в словах молитвы под искушением разумеется прельщение на грех, а такое искушение не может происходить от Бога, то ясно, что с словами, и не введи нас во искушение, совсем не должно быть соединяемо той мысли, будто Бог может когда-либо вводить в обольщение злое. Не введи нас во искушение означают, не попусти нам увязнуть в обольщениях греха. Спаситель при другом случае говорит: молитесь, да не внидете во искушение (Мф.26:41), предостерегает от того, чтобы свободным произволением не вошли в греховное состояние, чтобы по воли своей не дали победы над собою греху. Отселе слова, не введи нас во искушение, означает, не попусти, чтобы произволом увлекались мы в обольщение греха; иначе не допусти нас до той глубины искушения, чтобы мы лежали побежденными.
Искушения, увлекающие к греху, находят на нас от плоти, от мира, от диавола.
Плоть, под которою разумеется весь состав поврежденной природы человеческой, волнуется греховными движениями и влечет человека – к греху. Плоть похотствует на духа, плоть желает противного духу, говорит апостол (Гал.5:17). В членах моих вижу другой закон, который воюет против закона – ума моего (Рим.7:23).
Мир, иначе общество людей живущих не по духу Христовой веры, склоняет ко греху, то обольстительными советами и примером жизни своей, то злостью против подвижника благочестия; не понимая себя ни своих дел, он ласково приглашает делить его веселости, облекая их в обольстительные образы; но если жизнь ваша, даже без слов, обличает собою ничтожество и вред людей века, они отвечают на то негодованием, платят ненавистью, клеветою, оскорблениями, докажем, говорят, что мы правы, а не он.
Самый же опасный искуситель на злое, по словам откровения, есть змий великий, змий древний, порицаемый диавол и сатана, льстяй вселенную всю (Откр.12:9).
В том, что есть прельщающие нас на грех или злые искусители, нет нашей вины; нет вины и в том, если чувствуем, что тот или другой искуситель, так или иначе, искушает нас. Напротив, воину вменяют в заслугу, если твердо стоит он пред лицом врагов, принимает и отражает их удары; точно тоже относится и к христианину, которого апостол называет воином и подвижником Христовым (2Тим.2:3). Блажен муж, иже претерпит искушение (Иак.1:12), говорит апостол Иаков. Беда наша в том, если не побеждаем прельщения греховного, а побеждаемся им, творим грех по внушению ли плоти, или по советам мира, или по настоянию диавола. Беда наша в том, когда обольстительный образ не только принимаем мыслью, но утешаемся им, – мало того, усвояем его желанием и того мало – переводим его в круг дел наших. Об избавлении от сей-то напасти повелевает Господь молиться, не введи нас во искушение.
При нашей немощи, при порче духовной природы нашей, как необходима нам благодать Божия, чтобы побеждать обольщения греха! Ах! и великие праведники, оставленные самим себе, подвергались тяжким грехам. Давид допустил один за другим два греха. Соломон, увлеченный страстью к женам, впал в идолопоклонство. Апостол Петр, по излишней надежде на себя, отказался от Христа Господа. Потому-то так необходимо взывать в Отцу небесному о благодатной помощи против искушений злых. Бдите и молитеся, да не внидите в напасть, дух бо бодр, плоть же немощна (Мф.26:41). Так говорил Спаситель ученикам своим пред наступлением опасного времени страданий своих. Нам немощным еще тверже надобно помнить эти слова Спасителя. Нам еще более надобно опасаться надежды на твердость свою и крепче молить об укреплении благодатном.
О! Отец небесный! Тебе видны сети, раскинутые на путях наших; Тебе известны наши немощи. Озаряй нас светом Твоим, чтобы призрачное добро не обманывало нас собою и обманчивые случаи не увлекали нас от путей Твоих; подкрепляй волю нашу в борьбе с грехами жизни.
Братия! если Господь повелевает нам молить Отца небесного об избавлении от искушений злых, то это тоже значит, что помощь Отца небесного против них готова для нас, лишь бы мы молились искренно и усердно. Призови мя в день скорби твоея и изму тя (Пс.49:15), говорит Господь. Как бы сильно ни было злое искушение, не предадимся унынию, будем твердо помнить, что благодать Божия сильнее всякого зла. Чем сильнее искушение, тем крепче, тем настойчивее будем молить Отца небесного, не введи нас во искушение, не попусти нам быть побежденными грехом; Ты един всесильный и святый даруй нам победу над грехом.
Братия! если мы слабы и искушения легко могут побеждать нас, то необходимо нам самим стараться отклонять от себя случаи, которые могут завлекать слабую душу в грех. Если мы искренно молимся о сохранении нас от искушений, то не должны сами приближаться к ним, прежде чем постигают они нас. Мы молимся, да не поработит нас плоть, зачем же заботливо питаем и греем сего врага и услуживаем ему как другу?
Молим, да не очарует нас мир, а не открываем ли сами сердца нашего для обаяний его? Что значит в таком положении нашем молитва об избавлении от искушений? Низкое лицемерие и суд над самими собою! Остережемся. Искушения, горькие оскорбления, несчастья – сами отталкивают нас от себя. Не таковы искушения обольстительные. Они приятны кажутся нам, но тем более опасны. Иная неопытность сама идет на встречу таким искушениям. Бедная неопытность! чешуя змеи играет разными переливами света на солнце, но беги от змеи, отвага не спасет тебя от действий яда её.
Не введи нас во искушение, Отец небесный. Аминь.