Проповеди на праздники:


Беседа VI. Сице молитися, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим

Свята забота наша о жизни земной, ее освятил для нас Господь наш. Но что мы встречаем в жизни своей? Тревоги совести. И Тот, Кто знает и жизнь, и сердца вслед за прошением о хлебе указывает молиться, и нам долги наша.

О! как много у нас долгов пред Богом! Мы грешники неоплатные должники пред Богом. Чего не получили мы от Бога? Он дат нам разум, дал совесть, дал чувства и свободную волю. Он дал нам закон свой, дал благодать для выполнения закона. Дары его должны мы употреблять в славу Его; мы должны не вотще принимать благодать Божию (2Кор.6:1), но с её помощью жить целомудренно и праведно и благочестно (Тим. 2:12). Многое, очень многое должны мы делать. Но выполняем ли свой долг? Так ли живем мы, как должны жить? не поступаем ли против внушений разума и совести? Не нарушаем ли закона Божия каждый день, каждый час? Пробужденная земными нуждами деятельность наша не переступает ли пределов должного, не является ли источником прихоти, развлечений сует и страстей? Как внимательны мы к духу благодати? Не погашаем ли его в себе мыслями, желаниями, делами нечистыми? О! как много долгов на нас! Спаситель, сравнивая долги наши пред Богом с долгами ближнего пред нами, оценивает последние в 100 динариев, иначе в 10 рублей, а долги наши пред Богом в 10 тысяч талантов, иначе в 20 миллионов серебра. Какой страшный долг! Что будет с нами, когда Бог потребует от нас уплаты долга, потребует отчета в употреблении даров Его? Чем уплатим Ему? У нас ничего нет кроме растленного сердца, кроме крайней нищеты. Что же остается нам делать, как не пасть пред Отцом небесным и молить, остави нам долги наша!

Остави нам. Но имеем ли мы право говорит это? Ах, долги наши так велики, что они лишают нас смелости просить о прощении долгов. Но кто велит нам говорить, остави нам? Сын Отца небесного! Он знает волю Отца своего, Он един ходатай между Богом и человеками, предавший Себя в искупление за всех (1Тим.2:5). Так с мыслью о Нем, с верою в Него, смело повторяем, остави нам долги наша. Совесть наша бывает слишком отягчена тяжестью виновности нашей; она готова бывает говорить, вящшая вина моя, еже оставитися. Но вот принявший на себя грехи человечества Сын Божий! Он наша защита пред правосудием Вечного, по Его воле свободно, с упованием молимся, остави нам долги наша.

Странное дело! Как ни естественно, как ни законно для человека грешника чувствовать нужду в прощении грехов, и, однако, каждый ли из нас искренно чувствует эту нужду? Каждый ли искренно признает себя грешником? К сожалению, нет и нет! К сожалению, многие повторяют, если не устами, то сердцем слова фарисея, благодарение Богу, мы не воры не прелюбодеи, не убийцы, мы не то, что тот или другой из знакомых наших. Иной даже оскорбляется, если напомнят ему о долге покаяния; в чем, говорит, мне каяться? Отчего это так? Отчего такое печальное состояние сердец? Оттого, что не понимают ни себя, ни воли Божией, по милости гордости. Гордость скрывает от нас наши пороки и выставляет добродетели, в которых слишком мало доброго; для гордости тяжело видеть нас в худом виде, и она то извиняет нечистоты наши, то вовсе пропускает их мимо глаз. Она потемняет взор наш на наши отношения к Богу и на Его святость. Соединяясь с суетностью и тщеславием, в шуме мирских забот, она не слышит укоров совести или считает те и другие проступки малостью. Друзья мои! если бы и чистая совесть наша, не омраченная страстями, не зазирала нас в тех или других грехах, вспомним что есть Тот, кто больше сердца нашего, есть ум всевидящий и правда беспредельная. О! когда поставлены мы будем пред судом правды вечной, свет правды Божией откроет глубины сердец наших и все нечистоты их. Тогда увидим мы в себе, к нашему ужасу, и гнусные пожелания похоти, и жадность корысти, и тайные беснования тщеславия; тогда сознаем мы всю силу того, что ненавидящий брата есть человекоубийца. Тогда те, которые считают себя людьми честными, признают себя и хищниками, и убийцами, и любодеями. Братия! за гробом призвание грехов своих будет неистощимым источником мук для нас. Здесь тоже сознание, по милости Спасителя нашего, – исцеление для души нашей. Будем же здесь каяться. Будем здесь гнать от себя обаяния гордости страхом суда Божия. Будем здесь искреннею душою говорить, остави нам долги наша.

Остави нам – якоже и мы оставляем должником нашим.

По наставлению Господа, вместе с тем, как просим мы прощения грехов наших, мы признаем себя обязанными не помнить о долгах ближнего.

Что такое долги ближнего? Долги наши пред Богом суть грехи наши пред Ним. Точно также долги ближнего пред нами, грехи его против нас, – обиды, клеветы, обманы, вражда и прочее. При другом случае Спаситель прямо заменил слово, долги, словом, согрешения, – аще отпущаете человеком согрешения их, говорит Он, отпустят и вам. Не разумеются ли здесь и денежные долги? Дела гражданские Спаситель предоставил разбирать властям гражданским. Кто Мя постави судию или делителя над вами? сказал Он (Мф.12:13–14). Царство мое несть от мира сего (Ин.18:36). Так Он, заповедуя нам не помнить долгов ближнего, имеет в виду, собственно, долги совести ближнего; ожидает от нас того, чтобы прощали мы обиды и неправды ближнего.

Остави нам, якоже и мы оставляем. Не требуется ли от нас, чтобы мы столько же грехов прощали ближним, сколько Бог прощает нам? Нет, невозможного не требуют от нас. От нас требуют только того, чтобы подражали мы благости Божией, прощающей грехи наши. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и Я тебя помиловал», говорит Господь жестокосердому, беспощадно потребовавшему взноса с должника – брата (Мф.18:33). Ему прощено десять тысяч талантов; а долг брата его состоял только в 100 динариях. В цене огромная разность между тем и другим долгом. Но ожидалась только готовность прощать. «Надлежало тебе помиловать брата, как и ты помилован». Пусть долг брата очень мал в сравнении с твоим долгом; о том – ни слова; но ты виноват в том, что тогда, как снисхождение оказанное тебе, обязывало тебя быть снисходительным к другому, ты был беспощаден к нему. Так объясняет нам слова свои Спаситель!

При другом случае Господь, показывая нам обязанность нашу прощать других, говорит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный, аще же не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15). Вот как нужно, по словам Господа, прощать другого! Если мы не простим брата, то и нас не простит Отец небесный. Отчего это так? С одной стороны оттого, что Бог любви требует от нас любви, и как любовь, не может благоволить к духу злости. С другой оттого, что душа, злобящаяся на другого, как душа нераскаянная, не может принять прощения от Бога. Если бы живо чувствовала она тяжесть грехов своих пред Богом, могли ли бы удержаться в её памяти неважные грехи брата? Ах! ей было бы не до чужих грехов. И что значат грехи брата пред нею в сравнении с её грехами пред Богом? Они так малы, и даже они – не оскорбление, а уроки в добре. Нет, если бы осталась в ней какая-либо мысль об обиде, это значило бы, что еще не погасла в ней строптивая гордость, столько неугодная Господу. Так находит душа искренно кающаяся. Но не так думает душа злобящаяся. Самолюбие не дает ей видеть всю виновность её пред Богом; оно наполнило ее мечтами о своих преимуществах, о своих заслугах и бедная ока в гневе на брата, коснувшегося её личности. Судите же, как простит ей Бог грехи её, когда о прощении их она не просит, когда считает себя чуть не праведною? О! будем прощать грехи ближнему, чтобы прощены были наши грехи. Апостол учить нас: не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть вам осужденными (Иак.5:9), молитесь без гнева (1Тим.2:8).

И однако, скажут, трудное дело – прощать обиды. Да, точно, трудно. Это видно и по опытам. Что видите вы в летописях дел человеческих? Длинный ряд черных дел злобы и мщения. Печальная действительность! Но евангелие Христово тем и отличается от грешного язычества, что любовь – закон его. О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, сказал Господь. Евангелие с тем и низведено с неба на землю, чтобы возвышать людей на небо, а не усыплять их в их слабостях. Трудно прощать обиды, но не то, что не естественно. Когда вы видите, что ближний ваш подает руку врагу своему и, вместо мщения, обнимает его нежно, как это прекрасно, как это благородно, говорите вы! Значит, вы одобряете, высоко чтите дело любви; значит, вы не только не видите ничего оскорбляющего природу, но сознаетесь, что этот поступок возвышает душу. Если же и за тем не легкое дело забыть обиду кровавую, для христианина готова благодатная помощь, которая ставит его выше слабостей природы. Помолитесь, и вам дана будет эта помощь.

Что делать, если ближний не хочет мириться с нами? От нас требуют, чтобы мы не воздавали злом за зло, чтобы в нашей душе не было вражды к другому, не было ничего похожего ни на досаду, ни на холодность, и если нарушен нами долг любви, наказали бы себя за то раскаянием чистосердечным. Совесть же брата, не в нашей власти, предоставим ее Господу любви. Апостол учит: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим.12:18). Со всеми, говорит, живите в мире, сколько это зависит от вас. Следовательно, если мы хотим, но другой не хочет быть в мире, за этот не мир не взыщут с нас.

Так, прося у Бога прощения грехов, мы должны погашать в душе всякое неприятное чувство против ближнего. Как бы ни была тяжка обида, нанесенная нам, мы должны забывать ее с детским простодушием. Того желает от нас Отец небесный; Он хочет возвысить нас тем до Своей доброты, озаряющей лучами милости и добрых, и недобрых. Будем же детьми Его, чтобы со свободною душою говорить пред Ним, остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх