Беседа в Великий вторник
Се жених грядет в полунощи.
Блюди убо душе моя.
Кто сей ожидаемый жених? К кому идет Он? Что это полночь? Что за сон, которого велят беречься?
Дивный жених Господь Иисус Христос. Так называется Он в Св. Писании. По слову Божию, а не человеческому, душа наша обручена Ему, как невеста жениху, на всегдашнее пребывание с Ним в вере, любви и блаженстве. «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», учит апостол (2Кор.11:2).
Когда совершилось это обручение? Со стороны жениха на кресте, там Он, для избавления душ наших от пагубы греха и усвоения Себе, понес позор пред вселенною. С нашей стороны это обручение совершается в таинстве крещения, здесь пред небом и землею отреклись мы от мира и диавола и дали клятву принадлежать единому Христу, жить для Него одного; со времени сего обручения мы уже не свои, а душою и телом, всеми силами и собственностями принадлежим Искупителю и Богу нашему. Какая это великая тайна! Какая страшная тайна!
За обручением не вдруг следует брак, а бывает, что обрученные разлучаются друг от друга на некоторое время. Тоже и в нашем обручении. Брак отложен. Жених удалился, взошел с земли на небо. Много знаков любви оставлено Им в залог союза с нами, чудодействующий крест, дивные тайны, в разных видах сообщающие нам жизнь небесную. О! какие это драгоценные дары! Им завидуют ангелы. Жених душ наших – невидим, во Он явится, Он придет торжествовать брак свой с церковью. Это также верно, как верно то, что был Он на земле. Он – благ, Он – мощен, Он – верен.
Долго ли продлится замедление таинственного брака? Об этом знает только Сам жених. Когда придет Он, в какой год, в какую пору, в какой час? Это – тайна даже для ангелов. «О дне том и часе, так говорит Он Сам, никто не знает, ни ангелы небесные, а только один Отец Мой» (Мф.24:36). И вот эта-то глубокая неизвестность и есть та полночь, в которую придет жених.
Время пришествия жениха не показано. Ясно, что Он может прийти во всякое время, во всякий день, во всякий час. Ясно, что те, которые обязаны ждать Его, должны ждать Его во всякое время. Нельзя им отлучаться никуда, нельзя бродить, где попало, по прихотям своеволия; нельзя и обременять себя заботами сторонними, они помешают выйти во время на встречу жениху. «И так бдите, сказал нам Сам жених небесный, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» (Мф.25:13).
Напрасно, совершенно напрасно стали бы ссылаться на медленность в пришествии жениха. Он только желает, чтобы как можно большее число было достойных небесного чертога, чтобы как можно лучше готовились к Его пришествию.
В отношении ко мне и к тебе, брат мой, медленность Его – очень быстра. Он медлит прийти к церкви своей; Он, может быть, отложит приход Свой еще на тысячу лет. Но мы с тобою разве будем оставаться здесь на земле до явления Его на землю? Нет, ныне, завтра явится ангел смерти и позовет нас к Жениху; значит для вас с тобою ныне, завтра, кончится срок ожидания жениха. Значит, для нас с тобою неизвестность смерти есть наша полночь. Вот почему и сказал Господь, «что вам говорю, всем говорю, бдите» (Мк. 13:37).
Блажен раб, его же обрящет бдяща. Верные обетам обручения – всегда на страже. Первое и последнее ожидание их – ожидание Господа. Чтобы сделать себя способнее к ожиданию и сретению Господа, многие отказывались навсегда от самых дозволенных удовольствий жизни, оставляли мир и все, что было дорогого в мире. Другие же, оставаясь в мире, жили по заповеди апостола, «имеющие жен, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие и пользующиеся миром, как не пользующиеся» (Кор. 7:29–31). Для чего все это? Для того, чтобы, занявшись земным, не охладеть в любви к небесному, не отяжелеть духом и не предаться сну. Умные и осторожные, они зорко охраняют дорогую одежду, которою облеклись при крещении; настойчиво берегут дары благодати, получаемые по милости небесного Жениха в таинствах и молитве. Жених Господь видит усердие их и готовит им венец славы. Истинно счастливы, истинно блаженны они, хотя бы земная участь их была не видна и печальна. Здешние лишения и потери – временны и пройдут скоро; а в будущем веке ожидает блаженство, которого на земле никто не в состоянии ни обнять, ни понять.
Блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися.
Много ли спящих между христианами? Увы! много, очень много! Коснящу же Жениху, воздремахуся вси и спаху (Мф.25:8). Сон телесный бывает более и менее глубок. Точно таков же и сон духовный.
Полно, спят ли ныне? Сколько движения, сколько хлопот, сколько шуму! Вперед, вперед! кричать. Вперед? Но куда? К небу или аду? Заняты многим, очень многим, но страшно, если за исключением одного Христа Господа. Думают ли, озабочены ли тем, что надобно явиться к небесному Жениху? Не располагаются ли жить на земле безвыходно? Боже мой! Боже мой! какой гибельный сон напал на бедных людей! Они не только не готовятся к вечности, но им хочется считать себя бессловесными.
Они усиливаются заглушить в себе тревоги души бессмертной и наперекор уму и сердцу твердят только о требованиях жизни животной. Все, что есть лучшего в природе человеческой, все, что ставит человека выше всего видимого, намеренно предается забытью и дается простор одному животному. Да ямы и пиемы, утре бо умрем, говорят. Други мои! эта философия – не новая; она очень нравилась язычникам, но и лучшие язычники считали ее слишком грязною, слишком оскорбляющею человека; а мы христиане, к лицу ли нам такие мысли? Они оскорбляют все прошлое и настоящее христианства. Пощадим себя, горячечный бред слишком опасен!
Что такое сон душевный, от которого так предостерегают нас? Это то состояние, когда она остается без движений для добра, не старается ни основательно узнать самую себя и волю Божию о себе, ни исправить худую жизнь свою. Довольная мелочами, живет, как случится; не ждет ни Судии, ни смерти; не помнит, что есть у нее Жених, которому даны клятвы в верности.
Блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися.
«Как мало спасающихся!» сказал нам Господь. И тоже говорит опыт. Но уже ли хочется тебе, душа моя, быть в числе многих, но погибающих? Сохрани Бог! Не обманывай себя. Апостол учит нас, «вы сыны света и сыны дня, мы не сыны ночи и тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся» (1Сол.5:6). Это значит, что стыдно нам спать в грехах, как спали язычники. Бодрствуй, душа моя! Не живи так, как жили и живут худые люди, иди в след за лучшими. «Всею душою моею я желал тебя ночью и духом моим во внутреннейшем моем я искал тебя с утра», так говорит о себе пророк Божий (Ис.26:9). Подражай ему. Бодрствуй, чтобы не жить жизнью призрачною и вредною для тебя; выполняй волю Божию, а не желания людей. Люди не спасут тебя там от осуждения за беспечность о себе. Бодрствуй, – стой на страже, пока не сменят; храни веру и благочестие, пока не позовут тебя к Господу. Бодрствуй, иначе от сна беспечности один шаг к смерти, к смерти страшно», к смерти неумирающей, к вечности безотрадной. Не думаешь ли, что твои желания изменят судьбу твою? Правда Вечного неизменна. Бодрствуй, смотри за влечениями сердца твоего; сердце – лукаво, оно выставляет тебе худое в виде доброго, вредное в виде приятного. Бодрствуй, не давай укрепляться в душе греху, чем долее будешь ласкать в душе грех, тем труднее будет избавляться от него. Зачем же увеличивать для себя тяжесть борьбы? Бодрствуй, во всяком случае путь к добру узок и тернист; иным он не может быть, при нашей порче. Бодрствуй и не обезнадеживайся. Труден путь к царству, но – готова для тебя благодать. Молись о помощи и – помощь подана будет. Молись о прощении грехов, и грехи будут прощены. Взывай из глубины души, Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Аминь.