Проповеди на праздники:


Беседа в среду 1-й недели поста

Душе моя, душе моя! Что спиши?

Так обращается к душе своей святый муж Андрей Критский. К нему ли смело приближатся нерадение о своей совести и забвение о смертном часе? Его ли живая душа не бодрствовала на страже спасения своего? И, однако, он так не думает о себе; и, однако, он поет плачевную песнь, душе моя, душе моя! что спиши? О! как же настойчиво должны мы будить душу свою, как часто должны повторять песнь святого, душе моя, душе моя! что спиши?

Что мы делаем для своего спасения? Святые апостолы и пророки, для славы имени Божия, терпели насмешки и побои, скитались, не зная, где головы приклонить. Святые мученики чего не перенесли, чтобы не погубить души изменою Господу? Ужас проникает кости при слушании страданий, какие терпели они. Святые подвижники, для спасения души, проводили всю жизнь в посте и молитве, в трудах и произвольных скорбях, душе моя, душе моя! что же ты спиши? Где подвиги твои для спасения вечного?

Что спиши? Но мы с тобою, душа моя, еще не понимаем и того, что спим мы. Надобно еще и в том увериться. Пусть так.

Сонный не понимает ни опасности близкой, как бы велика она ни была, ни своих движений беспорядочных, как бы они странны ни были; в грезах он видит себя богачом, в почестях или за вкусным столом. Не в том же ли и мы положении, душа моя? Не кажемся ли и мы себе самим людьми с порядочным состоянием и умом, тогда как нищи и голодны до слез? Понимаем ли, чем должны мы быть и чем остаемся? Понимаем ли свое положение? Увы, нет!

Бодрствующий живо ощущает свои нужды. Есть ли в нас ощущение нужд духовных? Бог поражает нас за грехи казнями, чтобы привести нас в чувство. А нам все нипочем. Бил еси их и не поболеша. Душа природою понуждается искать вечного, а у нас и радости и скорби только о земле.

Бодрствующий трудолюбиво исполняет дела звания своего. О, душа моя бедная! звание христианина – звание высокое; да и мимо того не для земли, а для неба создана ты. Где же дела высоких званий в жизни твоей? Продают, покупают, веселятся, женятся, плодятся люди, вот и все движения! Это ли жизнь достойная бессмертной души, души христианской? Или, пожалуй, ходят в храм, но по обычаю; молятся, но без души; помогают бедняку, но из тщеславия; имеют образ благочестия, но без силы (2Тим.3:5); по наряду христиане, а по душе язычники.

Боже мой! что все это как не сон души и сон глубокий? Долго ли спать нам?

Душе моя, душе моя! Ты, которая у меня одна, так что если потеряю тебя, то лишусь всего, что ты готовишь себе и что готовлю я себе? Душе моя, душе моя! Ты создана по образу Божию, и падшая искуплена кровью Сына Божия; а ты отдалась в жалкое рабство страстям и бессмысленно скитаешься по земле. Что ты делаешь и что готовишь себе?

Душе моя, восстани, что спиши! Тебе ли спать, когда внутри тебя непрестанная, денно-нощная, брань нечистой плоти с лучшими стремлениями духа? Тебе ли спать, когда и в бодром состоянии так много опасностей встречали и иные теряли спасение?! Отчего ты пьешь грехи как воду и нечестия, как вино дорогое? Оттого, что спишь. Какой страшный, какой пагубный сон твой?

Восстани, что спиши? Конец приближается. Тут ли спать, когда пред тобою вечность нескончаемая? Тут ли спать, когда пред тобою ад с духами отверженными? Тут ли спать, когда каждый час так дорог для тебя, когда ни одной минуты не вправе ты употребить на свою прихоть?

Ты спишь, бедная душа моя, а время благодати и помилования течет и уходит невозвратно; уже не утро твоей жизни – юность давно увяла; уже не полдень – мужество протекло; уже вечер дней – седая старость. И ты все спишь! Ты спишь, а число грехов твоих, а число беззаконий твоих растет и множится и опасность для тебя становится грознее и грознее. Ты спишь и не думаешь, что вот столкнут тебя в бездну ада. Ты спить довольная благостью Божией, как будто она ничего и не ожидает от тебя, как будто она все должна делать для твоих причуд, а ты для нее – ничего. Как не думаешь ты, что сон твой хула на Господа? Как не думаешь ты, что благость Божия зовет тебя к покаянию? (Рим.2:4). Ты спишь, но и терпению Божию, как ни велико оно, есть правда Божия. Ты спишь, а смерть близится к тебе, приблизится, настигнет, ударит и что будет с тобою?

Имаше смутитися. От гнева оскорбленной правды Божией – не защита тебе земные хлопоты, для которых ты забывала о Боге; не защита и легкомысленные друзья, с которыми весело проводила время. В мудрости ли мирского неверия будешь искать покоя и утешений? Пред грозною действительностью открывающейся вечности убегут от тебя все софизмы, на стыд и горе тебе. Тогда узнаешь во всей силе, что пожнешь только то, что сеяла, а сеяв во всю жизнь только для испорченной природы, для плоти пожнешь одно тление (Гал.6:8). Узнаешь и чем отзовется в тебе это познание? Смущением и отчаянием. Имаши смутитися. Смутишься и от прошедшего, которое явится пред тобою с неправдами и беззакониями твоими. Смутиться и от наступающего, которое так долго забываемое и пренебрегаемое предстанет в неотразимой действительности и в ужасающем величии. Как устоять пред величием Судии вселенной? Имаши смутитися, уже и от одного того, что в сонной дремоте вовсе не знакомилась с участью загробною и встретить все неизвестное, явишься беззащитною и беспомощною, разлученная с миром, для которого и которым жила.

Воспряни убо, пробудись несчастная, пока есть время. Еще не глас гнева вечного гремит над тобою, а кроткий глас благости будит тебя, востани спяй и воскресни от мертвых и осветит тя Христос (Еф.5:14). Слышишь ли, как говорит Господь с небесной вечери, и еще место есть (Лк.14; 22). Это место для нас с тобою, бедная душа моя. Поспешим занять его, поспешим, пока не поздно.

Воспряни убо, бедная душа моя! Поднимись с греховного ложа. Прогони обольщавшие тебя мечты, собери рассеянные по суетам мира мысли. Приди в себя. Так давно ждет пробуждения твоего благость небесная. Так давно ждет покаяния твоего Господь Иисус. Он с тем и приходил на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Он все приготовил для спасения грешных людей. Вот евангелие для просвещения мыслей твоих на всех путях жизни. Вот таинства для врачевания болезней твоих и оживления обессиленного сердца твоего. Воспряни убо. Ободрись надеждою на милосердого Спасителя твоего. Много грехов на совести, много долгов на шее? Пред тобою крест, на котором распят Сын Божий за грехи всего мира. Пред тобою тысячи помилованных грешников. Твой Господь, твой Спаситель, всегда один и тот же, для всех времен и для всех людей, Он – искупительная жертва.

Воспряни убо. Соберись с силами, начни новую жизнь, решись служить Богу живому и истинному, как служила ты идолам сердца. Сил нет, немощи так велики! Не лукавь. Для мира, для плоти, для греха сколько выносишь трудов! Поработай в половину того для Господа, и ты увидишь, что не вовсе ты без сил.

Воспряни убо. Кто искренно сознает себя немощным, тот молится о благодатной помощи, и небесная помощь посылается. Молись и ты. Благодатные силы готовы для тебя; по молитве все получишь. Кому отказывал в помощи Отец небесный? Кому не помогал Сын – любовь вечная? Если вы, будучи так не добры, не подаете детям вашим камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы, тем более Отец небесный подаст все нужное тем, которые просят Его, так говорит нам Господь Иисус. И Он же сказал, все, чего ни попросите у Отца моего в Мое имя, получите.

Воспряли убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Как бы глубоко ни пали мы, как бы ни крепко оцепенило силы души нашей, обаяние сна греховного, нет преграды для Беспредельного, везде проникает живительная сила Христова, для всякого прощение и милость – Христос Господь. Итак, прославим Господа нашего, душою бодрою.

Слава и благодарение Тебе, любовь вечная. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх