Проповеди на праздники:


Беседа V. Сице молитеся, хлеб наш насущный даждь нам днесь!

В первых трех прошениях молитва Господня относилась к предметам высшим, духовным; молилась о славе имени Божия, о царстве благодати, о воле Божией. В последнем прошении – низвела она взор наш с неба на землю, да будет – яко на небеси, и на земли! За тем обращает заботу нашу на нужды земной жизни, и, во-первых, говорит о хлебе.

Хлеб насущный даждь!

Евангелие не учит мечтам. Оно возводит взоры и заботы наши до самых высоких духовных предметов, так необходимых для нас. Оно же заставляет человека помнить о его телесной жизни. По его мыслям, пока живем мы на земле и носим земное тело, вам нужна пища земная, чтобы могла продолжаться жизнь телесная до предела, назначенного Господом. Оно не только не дозволяет по произволу прекращать жизнь, хотя и умерщвлять страсти, напротив, велит заботиться о продолжении бытия, предписывает молиться о ниспослании нужного для телесной жизни.

Хлеб насущный, по значению народного выражения, не означает одного хлеба, но и другие средства жизни, – питие и одежду (Притч.30:8; Мф.6:31). И, однако, Господь не распространяет таких наших желаний земного, как мы распространяем их. Что такое насущный? По словам Златоуста, «хлеб, нужный для состава телесного и способный поддерживать его». «Повелевается нам, говорит св. Григорий Нисский, искать достаточного для сохранения телесного существа». Так Господь велит молиться о ниспослании необходимого и достаточного для жизни временной. А у людей сколько заботь и о золоте, и о землях, и о камнях, и о честях, и о власти, и о славе! Как странно ненасытны желания людей! Сперва хотят достатка, потом богатства, потом роскоши, затем жаждут почестей, власти, шума! Бедные мучат себя и не знают для чего. Имуще пищу и одеяние, сими довольны будем (1Тим.6:8). «Будьте нравом не сребролюбивы, довольствуясь тем, что есть» (Евр.13:5), так учит апостол. Богатства и нищеты не даждь ми, устрой же ми потребная, иначе, «питай меня хлебом, потребным для меня» (Притч.30:8), так молился премудрый. Вот умные правила жизни! Как они легки для сил наших. А служение суете вдвойне тяжело. Оно источает жизнь телесную трудами, незнающими отдыха. И оно же расстраивает бессмертную душу заботами самыми неумными, тревогами, вредными для духа.

Хлеб насущный даждь днесь!

Вот и еще урок для неумной заботливости! Ныне подай, говорит; учит заботиться только о нынешнем дне, а не о завтрешнем. Ах! знаем ли, что доживем мы до завтрешнего дня? Кто уверил нас, что бренное тело наше не загниет в эту же ночь? Если же так, в чему докучать Отцу небесному о нуждах, которых быть может не будет для нас? Будущее не в нашей власти; будущее во власти Божией. Предадим же с детскою простотой нужды завтрешнего дня в руки благого Отца нашего. Так велит нам жить Господь наш. «Не заботьтесь, говорит Он, о завтрешнем дне. Ибо завтрешний день сам будет заботиться о своих нуждах. Довольно для каждого дня своей заботы, и Отец ваш знает, что вы во всем том имеете нужду» (Мф.6:31–32). Ах! есть у нас нужды, более важные, более настойчивые, чем нужды телесные – есть нужды бессмертной души. О! как много нам надобно готовить, приобретать, работать для вечности нашей! Когда же заниматься не важными нуждами завтрешнего для?

Да и Отец небесный столько благ к нам, что принимает на себя заботу о неважном, оставляя нас с заботами о важном. Ищите, говорит Он, прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.4:32).

Хлеб наш – даждь! Спаситель, не одобряя излишних забот о жизни, желает, чтобы был у нас свой хлеб, а не чужой. Он не желает, чтобы был у нас хлеб какой-либо неправды, обмана, лжи, лени, праздности; не желает, чтобы питались мы на счет других. Апостол строго осуждал даже тех, которые, под видом благочестия, не хотели сами трудиться; а переходя из дома в дом с вестями, по-видимому, назидательными, кормились на счет других. Аще кто не хощет делати, ниже да яст (2Сол.3:10), писал он. Молим вы, братия, деяти своя и делати своими руками, яко же повелехом вам (1Сол.4:11). Премудрый говорит: сладок есть человеку хлеб лжи, но потом исполняет уста его камения (Притч.20:17). Это значит, что хлеб, приобретенный неправдою, приятен, как доставшийся без труда, но он бывает тяжел для души по последствиям, когда восстают совесть и закон.

Хлеб насущный даждь! Спаситель поставляет нас в положение просителей милостыни. Так Он велит нам помнить зависимость нашу от Отца небесного даже в земных вещах. Человеческая агрономия обещает людям огромные доходы хлеба всех родов; нужен только труд ума, и соберешь кучи золота, говорит она, гордая своими изобретениями. Но вот беда в чем, для растений необходимы теплота и свет солнца, необходим дождь современный; а всего этого не доставляет агрономия. И оказывается, что необходимо стать на колена пред Отцом небесным и просить милости. Мастеровой ли кто или поденщик, каждое утро чувствуют они нужду желать, чтобы послана им была работа, без того ни мастерство, ни силы не доставят им хлеба. Болезнь, отнимает у ученого здоровье, нужное для труда, а иногда и силы ума, как же не молиться Ему о помощи высшей? Ты богат и думаешь, что не имеешь нужды просить? Напрасно. Гордость твоя в один час может лишить тебя всего. Берегись! Еще брашну сушу во устех их и гнев Божий взыде на ни и уби можайшие их (Пс.77:31). Когда представим мы перевороты, случающиеся в мире столько неожиданно, когда представим разрушение состояний, вполне обеспеченных, падение домов, самых богатых, низвержение людей, так высоко стоявших, как не верить, что вполне зависимы мы от высшего правителя!

Законы природы, говорят, непреложны; к чему же молитва наша о хлебе? Если бы она необходима была только как дело покорности и смирения пред виновником законов природы, и тогда она уже дело святое и спасительное для души. Но ни мир не есть машина, а сочетание свободы с необходимостью; ни Промыслитель мира не есть только художник, наблюдающий за правильным ходом машины, а Отец благий и мудрый, образующий свободные существа переменами случайного. Потому мольбы добрых детей о нужном для жизни Отец небесный выполняет, не стесняясь порядком природы; потому капризные дети, которые не хотят сказать, что им нужно, остаются холодными и голодными, иногда, и вопреки надеждам на порядок дел. О! будем умными детьми Отца небесного.

Даждь нам, а не мне. Мы должны просить у Отца небесного нужного не для себя только, но и для всех братьев наших, для всех детей Отца небесного. Того желает общий наш Отец. Брат мой! тогда как я и ты имеем все нужное для жизни в изобилии, сколько есть таких, у которых нет ни куска хлеба, ни самой бедной одежды, а у них еще куча детей, холодных и голодных. Не было ли бы жестокостью преступною, если бы мы даже не вздохнули за них пред Богом? По наставлению Господа, хлеб выпрашивается не мне, а нам. Следовательно, если тебе и мне дан хлеб в избытке, то дан он не для меня одного, как и не для тебя только. Зачем же удерживать у себя ту часть, которая дана не для меня? Не вернее ли, не лучше ли для меня будет, если возвращу данное не для меня тем, для кого дано? Пророк говорит, раздробляй алчущим хлеб твой и нищие бескровные введи в дом твой, аще видиши нага – одей. Что из того выйдет, если выполню совет пророка? Тогда, говорит пророк, разверзется рано свет твой, слава Божия обымет тя. Тогда воззовеши, и Бог услышит тя и еще глаголющу ти речет, се приидох (Ис.58:7–9). О! какая милость Божия за желание жить не для себя одного! Так, братия, у нас, как в одной семье, не должно быть разделения, что дано одному в избытке, не должен он удерживать у себя. У нас не должно быть зависти, если одному дано больше, чем мне, я должен радоваться за него, должен благодарить за него Отца небесного, как за себя. У нас не должно быть узкого своекорыстия, мы должны просить покоя и счастья для других, как и для себя.

Отец небесный! хлеб насущный даждь нам днесь! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх