Проповеди на праздники:


Беседа в семинарской церкви вдень святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Придите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?.. Уклонися от зла и сотвори благо. (Пс.33:12–13:15).

Ежедневный опыт свидетельствует нам, что в нашем наземном мире существуют два закона: закон жизни и закон смерти. А мужи науки замечают, что для всех живых существ возможны два состояния: состояние развития и состояние вырождения, или вымирания. Развитие есть движение вперед, вверх; вырождение – движение назад, вниз.

Состояние развития и состояние вырождения обладают неодинаковой силой. Сила вымирания настолько больше силы развития, что смерть имеет как будто постоянное, господствующее значение. Способность же развития, или закон жизни, имеет только временное значение и обладает меньшей силой. Для ясности скажем примером: вот зерно, заключающее в себе будущее растение. Если в нем сохранилась жизненная сила, то при благоприятных условиях оно начинает быстро развиваться. Достигнув полного развития, а иногда и ранее, оно как бы останавливается на этой степени, но не для того, чтобы оставаться в таком состоянии навсегда, а чтобы начать с этого движение назад, к вымиранию. По той мере как в нем стала ослабевать сила, способствовавшая возрастанию или развитию, начинает действовать разрушительная сила смерти. Тогда замечается следующее явление: что прежде способствовало развитию, что питало жизнь, то самое теперь служит орудием смерти. То самое солнце, которое прежде своими горячими лучами согревало, развивало, оплодотворяло растение, теперь сушит и губит его. Те самые световые лучи его, которые окрашивали растение в ласкающий взор цвет, теперь как бы разоблачают его, облекая в желтый или темный, неприятный для глаза вид. Воздух и влага, составные части которых служили питанием для растения, теперь способствуют его гниению. Сама мать-земля сырая пожирает это детище свое, которое она питала своими сосцами. Растение повяло, сгнило, и не стало его. То же бывает и с живыми существами, той же участи подлежит и человек.

Смысл жизни и смерти для растения хотя отчасти можно понять. Прежде всего смерть для него не болезненна и не страшна; притом она ведет не к совершенному уничтожению, а к возрождению в потомстве чрез семя или переходу как бы в высшее состояние. Ибо растение, делаясь пищей животных или человека, входит в состав живого организма и таким образом делается в животном органом живой души, а в человеке – как бы носителем свободно-разумного, богоподобного духа. Тяжелее вымирания растений смерть животных. Но более горька и страшна смерть для человека: она для него не естественна. А для бессмертного духа смерть тела его является как бы бесцельной, необъяснимой. Недаром восклицает церковный песнопевец: Что сие еже о нас быстъ таинство?38 Для чего это сочетание жизни со смертью? Для чего смерть, если дана жизнь? Для чего жизнь, если предлежит горькая смерть? Естественно поэтому рождается вопрос: закон смерти был ли изначальным законом или он явился после? Где обрести ответ на это? – В скрижалях Писания дан ясный ответ: будем читать их с верой святой. Бог не сотворил смерти, – говорит один боговдохновенный писатель (Прем.1:13). Значит, закон смерти не был изначальным законом. И бытописание о первых временах жизни на земле свидетельствует, что изначала создания способность поддерживать развитие и жизнь существ обладала гораздо большей силой, чем теперь. Для человека, например, был период времени, когда он мог жить даже более девятисот лет. Теперь же не только человек, но все на земле, по-видимому, ветшает. Где причина этого? Не погрешим, если скажем, что обветшание земли и населяющих ее существ есть последствие проклятия, которому подпала тварь за грех своего богоподобного владыки – человека. Если это состояние вырождения, или вымирания, не изначальное, не всегда присущее твари, то можно отсюда заключить, что оно может быть и не всегда пребывающим, что для существующих на земле тварей возможно возвращение к первобытному состоянию, когда господствовал закон жизни над законом смерти. Может быть, даже более сего: органические и живые существа, достигнув полного развития, в этом состоянии могли бы оставаться навсегда или вместо вымирания переходить в другое состояние – совершеннейшее, как видим теперь червяка, переходящего то в порхающую бабочку, то в медоносную пчелу. Основание для такого верования можно видеть в изречении святого апостола Павла, что вся тварь покорилась суете, что она стенает и мучится доныне, но что она освобождена будет от рабства тлению (Рим.8:20–22).

Мы доселе говорили о законе смерти в отношении к органическим телам. Скажем теперь о действии того же закона в отношении к бессмертному духу. С какой силой действовал закон смерти в вещественном мире, с таковой же он господствовал и в духовном мире в отношении к человеку. Закон смерти стал преобладать над законом жизни как в отношении к телу, так и в отношении к душе. Причиной смерти для души послужил тот же грех. Но что такое смерть души? Смерть души есть разлучение богоподобного духа с источником истины, добра и блаженства – Богом. Следовательно, смерть души есть уклонение от истины ко лжи, от добра ко злу, от блаженства к нравственному страданию. После первого греха зло, как тлетворное семя, в роде человеческом стало множиться с возрастающей силой и быстротой. Перед потопом уже все люди извратили свои пути (Быт.6:12). Духу Божию, как животворящей силе, как источнику и подателю жизни духовной невозможно было обитать в человеках. Он оставил людей. Разлучение с Духом Божиим для души человеческой послужило причиной нравственной смерти, подобно тому как разлучение души с телом служит для человека причиной телесной смерти. По тесной связи физического зла с нравственным после нравственной погибели души в потопе греховном последовала физическая гибель тел в водах потопа. И после потопа тот же закон нравственной смерти продолжал господствовать и привел бы род человеческий к таким же последствиям, как и допотопный мир, или же хуже того – к состоянию осатанения, если бы всеблагий Промысл Божий не оставил в избранном народе еврейском места для пребывания жизнетворного семени. Этим жизнетворным семенем служил дух спасения, сообщенный животворящим Духом Божиим духу святых пророков.

Дух спасения для духовно-нравственной жизни человека есть то же, что жизненное начало, присущее органическим и живым существам, или способность развития. Зачатый от страха Божия во чреве пророков, дух спасения действовал в ветхозаветных избранниках Божиих дотоле, пока пришла на землю Сама Жизнь в лице Христа Жизнодавца и Спасителя. Ради Его, как Примирителя и Ходатая, Отец излил Духа Своего не на избранников только, но на всякую плоть (Деян.2:17). Этот Дух есть дух спасения, есть та сила, которой облечены были апостолы для нравственного обновления мира. Чрез апостолов перешедшая на всех верующих, эта Божественная сила сообщала и сообщает всякому из нас способность противодействовать смертоносной силе греха.

И все мы, возлюбленные, восприяли дух спасения для нашего обновления чрез спасительные Таинства. Но для того, чтобы этот дух спасения, эта животворная сила могла совершить в нас обновление, от нас требуется внимание к себе и к дарованному нам духу благодати – требуется наше собственное усилие к исправлению себя, к обновлению своих мыслей, чувств и внешнего поведения. Если мы вознерадим о возвещенном нам спасении, если пренебрежем силами, дарованными нам для жизни и благочестия, то как избежим наказания за это, зная, что всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, говорит Апостол (Евр.2:2). В Ветхом Завете такое воздаяние совершалось здесь, на земле или бичеванием, или побитием камнями, или каким-либо особенным карающим действием Промысла Божия. И в новозаветной благодати воздаяние за нерадение о спасении начинается здесь: страданием духа, потерей мира, тоской, недовольством жизнью, отчаянием, доводящим иногда до самоубийства. За страданием духа последуют страдания тела, оканчивающиеся иногда преждевременной смертью. Смерть грешников же люта (Пс.33:22). Таким образом, грешник и теперь наказывается смертью, как и изначала за грех была определена смерть. Такое умирание грешника по душе и по телу происходит почти наглядным образом. Вознерадевший о спасении грешник не пользуется теми силами, какие подаются ему благодатью Божией для духовной его жизни, или благочестия. Вследствие этого в нем начинает действовать разрушительная сила греха. Человек начинает опускаться нравственно: от одного греха переходит к другому, третьему. Чем более грешит, тем более теряет силу возвратиться назад. Обремененный грехами, он теряет способность сопротивляться греховному влечению. Как пловец, выпустивший из рук весло и кормило, несется вниз или тонет в волнах, так переплывающий реку жизни когда перестает бороться с искушениями ко греху и житейскими невзгодами, то греховным течением увлекается вниз – к аду – и утопает в бездне отчаяния. Из такого состояния ему выйти столь же трудно, сколь трудно подняться из пропасти связанному по рукам и ногам и имеющему тяжеловесный камень на шее.

Из всего сказанного можно вывести такое заключение и совет. Кто из вас, питомцы, хочет жить и видеть дни благополучные? – Уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15). Вы восприяли силы, потребные для этого, – пользуетесь ли ими? Вы восприяли дух спасения – пребывает ли он в вас? Не угасала ли эта искра Божия под пеплом страстей? Всмотритесь повнимательнее в свою душу и в свое внешнее поведение: если не заметите в себе этой искры, сгребите нравственный пепел с души вашей, отыщите искру и возжгитесь от огня милосердия Божия. Возгрейте в себе ревность на борьбу со всякого рода нравственным злом. Бодрствуйте (1Кор.16:13), не спите, как бодрствует на страже воин, осматриваясь кругом: не подходит ли враг с какой-либо стороны. И у вас, христианские юноши, много врагов вашего спасения. Враги ваши – дурные товарищи, соблазнительные примеры; враг ваш – дух гордыни и похоти плоти. Стойте в вере (1Кор.16:13), не поддавайтесь никакому ветру лжеучения: будьте стойки в том образе мысли и правилах жизни, в которых вы воспитываетесь. Мужайтесь (1Кор.16:13), не будьте малодушны, как слабая женщина; будьте мужественны в добре, не стыдитесь звания, к которому имеете честь принадлежать, не стыдитесь исповедовать веру вашу во Христа, не стыдитесь именовать Божественное имя вашего Спасителя. Укрепляйте себя молитвой, ободряйтесь надеждой воздаяния, какое получили исповедники веры. Берегитесь всякого рода зла. Не считайте и малой слабости делом ничтожным, потому что одна слабость влечет за собой другую, а за этой легко придет и третья, и вы мало-помалу ослабеете до того, что потеряете всякую возможность противиться греховным влечениям: вы сделаетесь рабами греха. Укажу пример: если кто, считая курение табака ничтожной слабостью, стал приобретать эту привычку, тот находится в опасности отворить к себе вход другим дурным привычкам. Как ставший на наклонной плоскости покатится вниз, так допустивший одну слабость перейдет к другой: от курения – к винопитию, от вина – к разгулу, к разврату, отчаянью, самоубийству, от чего да сохранит вас Бог! Берегитесь же! Поставьте стражем у дверей ума и сердца вашего страх Божий, чтобы он не допускал туда ни лживых или безбожных учений, ни мыслей нечистых. От страха Божия рождается дух спасения. Страх Божий будет для вас и учителем мудрости: Начало премудрости страх Господень (Пс.110:10).

Придите же, чада, страху Господню научитесь. Кто человек, хотящий жить и любящий видеть дни благополучные? Уклонись от зла и делай добро. Очи Господни обращены к праведным, и уши Его к молитве их, а грозное лицо Господне к делающим злое, дабы истребить с земли воспоминания о них (Пс.33:12–17).

Проповеди на праздники:

Наверх