Проповеди на праздники:

Беседа в пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 1859 г.

Беседа в пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 1859 г.

И приступль Иисус, рече им глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли (Матф. XXVIII. 18).

Господь наш Иисус Христос, по воскресении Своем из мертвых, Своим ближайшим ученикам, и другим верующим в Него, многократно являлся в продолжении четыредесяти дней, до Своего вознесения на небо. Первые Его явления имели целию дать полное удостоверение о том, что Он действительно воскрес из мертвых. В других последующих явлениях Он «глаголал яже о царствии Божии» (Деян. I. 3), преподавал высшие познания истин и таинств веры и устроял Свою Церковь. Евангелист Матфей в конце своего евангелия описал одно из сих явлений, имеющее особенную знаменательность, как можно усмотреть, между прочим, из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим, без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а о сем явлении предварил учеников Своих, и назначил для него место. «Да идут в Галилею, и ту Мя видят» (Матф. XXVIII. 10).

Евангелист не определяет времени сего явления: но, без сомнения, оно последовало уже тогда, когда предшествовавшими явлениями по крайней мере в ближайших учениках Его достаточно была утверждена и освобождена от сомнений вера в совершившееся воскресение Господа.

Хотя Евангелист только на одинадцать Апостолов указывает, как на очевидцев сего явления Господа: однако, вероятно, что в сем участвовали и многие другие. Вероятно1, к сему клонилось и раннее о сем явлении предварение, и назначение места в Галилее, где Христос Спаситель много проповедывал прежде страдания Своего, и где тогда много было уверовавших в Него; и, конечно, из сих-то «овии... усумнешася» (Мф. 28:17), не быв приготовлены видением предшествовавших явлений Воскресшего, как приготовлены были Апостолы2.

Господь Иисус начал Свою евангельскую проповедь возвещением, что «приближися ...царство небесное» (Матф. IV. 17): и при конце Своего земного поприща уже самою короткою мерою определял сию близость: «не имам ясти, – не имам пити, – дóндеже царствие Божие приидет» (Лук. XXII. 16, 18). Но ученики Его еще не довольно понимали царствие небесное; они еще не освободились от иудейской мысли о земном царстве Мессии. С воскресением Господа настало время, пoелику открылась удобность, дать им ясное, опытное понятие о царствии небесном, показать им оное в самом действии. Для сего воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам, и провозглашает Свое воцарение в том царстве, которого приближение предсказывал3: «приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли». Теперь видите: царь предвозвещенного4 царства есть воскресший Христос; Его царство есть «небесное», потому что Его воскресшая жизнь, очевидно, есть уже не земная, а небесная и пренебесная, и такова же Его деятельность; но царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того, в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной несовершенной, смертной жизни, посредством благодатного возрождения, возводить в жизнь небесную, совершенную, бессмертную, в блаженство царства небесного.

Но слово Господа нашего воскресшего, разрешая вопрос: что такое царство небесное, которого приближение Он предсказывал, в то же время пораждает другой вопрос: каким образом не прежде, как по воскресении, дана ему всякая власть на небеси и на земли, когда Он имел сию власть от вечности, яко единородный Сын Божий, Которым «создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли» (Кол. I. 16), и Который «носит ...всяческая глаголом силы Своея» (Евр. I. 3)?

Для разрешения сего вопроса надлежит различить состояние Сына Божия до Его воплощения от состояния Его по воплощении, состояние его, как Бога, и состояние Его, как Богочеловека. По первому состоянию, как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что им создано, и провидением Его хранимо и управляемо. Во втором состоянии Он, вступая в земную жизнь, «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. II. 7); и тогда слава Божества Его была сокрыта; Его человечество только еще готовилось к прославлению. Принеся себя, по человечеству, за повинное пред Богом наше всеродное человечество, в очистительную жертву правосудию5 Бога отца, Он приобрел в воскресении Своем прославление Своему человечеству и вместе надежду прославления нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он, и пребывает, как Бог, теперь возшел, как Богочеловек, – «превыше всех небес» (Еф. 4:10); и, как воспевает Церковь, «Ангели дивятся, человека зряще превыше себе»6.

До крестной смерти и воскресения Христа Спасителя, для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей. Воскресший Христос есть «святый и истинный, имеяй ключь Давидов», – крест, «отверзаяй, и никтоже затворит» (Откр. III. 7). Ему «дадеся ...власть» отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных.

Власть, которая «дадеся» воскресшему Христу Богочеловеку «на земли», есть таже, действующая здесь начинательно, которая действует совершительно на небеси. Здесь Он вводит верующих из царства поврежденной природы в царство благодати, чадам ветхого Адама «дает... область чадом Божиим быти» (Иоан. I. 12): там из царства благодати, возводит их в царство славы.

Наконец, в провозглашении царской власти воскресшего Христа да не будет оставлено без особенного внимания открываемое пространство сей власти: «всяка власть на небеси и на земли». В каких разнообразных7 видах является «всякая власть» Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет «всякую власть»: то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека личную и общественную, и на все царство природы. Под властию Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышет, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его, солнце опаляет, воздух дышет тлетворно, облак пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его, невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство расстроивается, народ смущается8, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для «шатающихся языков», для «людей поучающихся тщетным», для «расторгающих узы» Божественного закона, грозную власть дал Отец небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу Своим предопределением: «проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое; – упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. II. 1, 3, 8–9).

Благоговей пред властию Царя Христа, сын царствия небесного, искомого и чаемого. Благоговей пред властию Царя Христа, сын царства земного. Благоговей пред Ним мыслию, сердцем, делом, жизнию. Вопрошай часто, чего хощет Он от тебя, и исполняй волю Его, «работая Ему со страхом», и, исполнив, «радуйся Ему с трепетом» (Пс.2:11). Предпринимая дело, вопрошай, угодно ли оно Ему: и проси его благословения на то, что угодно Ему: и не колеблись отвергать то, что Ему не угодно. «Приими сие наказание», то есть, наставление9, «да не когда прогневается Господь» (Пс.2:12).

Радостно и назидательно видеть ныне благочестивый народ, радующийся о Благочестивейшем Царе, и радость свою приносящий пред лице Царя царствующих, благодарящий его за рождение Царя, как за небесный дар, просящий долгоденствия и благоденствия Царю, как небесного дара. О, если бы так всегда и во всем! –

Почто иные самонадеянные умы, вышед из повиновения вседержавной премудрости Христовой, домогаются самопроизвольно и своемудренно господствовать10 над делами, и над законами, и над общенародным разумением? – Почто на страже правды и честности поставляют не высокий и11 сильный страх Божий, а малодушный и12 ничтожный страх мнения человеческого? О, если бы никто в царстве земном не действовал в забвении о власти небесной! О, если бы, «яко очи раб в руку господий своих, ...тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны!» (Пс. CXXII. 2). Верен Владыка душ совершить13 спасение душ; верен Царь царствующих благословить намерения и подвиги Царя, и благоустроить и в благоустройстве сохранить14 царство. Аминь.

* * *

1 В рукоп. автора сначала вместо сего было: «что».

2 Слова сии в рукоп. автора вставлены после.

3 В рукоп. автора прежде было: «в предсказанном царстве небесном».

4 Вместо сего было прежде слово: «небеснаго».

5 Слово сие в рукоп. автора вставлено после.

6 Стихир. на вознес. Госп.

7 Слово сие в рукоп. автора вставлено после.

8 Вместо сего было в рукоп. автора: «мятется».

9 Слова сии в рукоп. автора вставлены после.

10 В рукоп. автора вм. сих слов было: «ум человеческий вышед из повиновения вседержавной премудрости Божией, домогается самопроизвольно и неограниченно царствовать».

11 В рукоп. автора сии слова вставлены после.

12 В рукоп. автора сии слова вставлены после.

13 В рукоп. автора прежде стояло: «устроить».

14 Слова сии в рукоп. автора вставлены после.



Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.


Проповеди на праздники:

Наверх