Беседа в Неделю восьмую по Пятидесятнице, о православно-русских союзах и церковно-приходских советах.
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. (1Кор.1:10–18).
Горе той семье, где начнется разделение между членами ее! Горе тому обществу, которое начнет делиться между собою из-за чего-либо! Горе и государству, в котором начнется таковое же деление! Всякий дом, всякое общество, всякое царство, разделившееся между собою, не устоит (Мф.12:25). Вот поэтому-то апостол Павел и предостерегал древних христиан, как столичных, так и областных, блюстись от творящих распри и раздоры. Он советовал им зорко следить, чтобы к ним не проникли соблазнители, творящие распри и раздоры (Рим.16:17).
Это предостережение, данное римским и коринфским христианам, весьма прилично и в наше время для русского народа.
В нашей стране с некоторого времени появились творящие распри и раздоры. Это – враги Церкви и враги нашей дорогой родины. Таковых стало много, и они сплотились между собою; замыслив обессилить русский народ, они сговорились разделить его, а чтобы разделить его, они стараются отнять у него то, что объединяет его. Что же объединяет русский народ? – Его объединяют Бог и царь: у русского народа един Господь и единая Церковь, один царь самодержавный и одно царство с одним законом и с одним воинством. Закон устраивает порядок внутри страны, а воинство охраняет государство от внешних врагов. Враги русского народа, видя, что Русь сильна Богом и царем, решили в тайном своем совете отнять у народа – Бога, у царя – власть самодержавную, а землю русскую разделить на части.
Для чего им все это нужно? Отнять Бога, то есть отнять веру в Бога, нужно для того, чтобы легче можно было развратить русский народ. Когда народ потеряет веру в Бога, тогда он не будет бояться наказания за грехи и преступления и потеряет страх Божий, предастся порокам: будет пьянствовать, развратничать, будет грабить, воровать, убивать, будет лгать, обманывать, преступать клятву. Когда же он предастся порокам, то потеряет всякую силу: он сам себя разорит, сам себя уничтожит.
Таковы замыслы врагов Церкви и отечества нашего. Что же делать нам, сынам Церкви и отечества? – И нам нужно объединиться. Как и где объединиться? Как сынам Церкви, нам нужно объединиться около Церкви; как сынам отечества, объединиться в семье своей, примкнув к тому союзу народному, который объединился во имя веры православной, царя самодержавного, чтобы быть единым, нераздельным, русским царством. Что нам делать для того, чтобы объединиться около матери нашей – Святой Церкви? Пусть каждый православно-русский человек постарается объединиться в своем приходе, около своего пастыря. Пусть каждый приход объединится между собой, составив как бы одну семью. А в семье все объединены около главы семьи. Все члены заботятся друг о друге: все за одного, и один за всех. Но так как целый приход составляет слишком большую семью и потому невозможно было бы всем членам собираться часто для совещаний об общих делах и о нуждах каждого, то вся приходская семья пусть избрала бы из себя несколько наилучших людей в помощь пастырю-священнику для заведывания делами прихода и попечения о нуждах всех и каждого члена приходской семьи. Пусть бы эти избранные от прихода люди составили приходский совет с приходским пастырем во главе. Этому совету весь приход дал бы свои полномочия для заведывания делами прихода. Члены совета разделили бы между собой все дела, подлежащие их ведению. Например, одни приняли бы на себя попечение о материальных нуждах приходского храма, другие заботились бы о приходском кладбище, третьи взяли бы попечение о нуждающихся в материальной братской помощи: о призрении вдов и сирот, убогих и больных; иные бы заботились о христианском просвещении молодого поколения через церковно-приходские школы; наконец, все и каждый член совета заботились бы о духовных нуждах прихожан, о нравственном оздоровлении прихода: об исправлении общих пороков – пьянства, разврата, воровства, о прекращении разорительных игр, соблазнительных зрелищ, тайной продажи вина и тому подобного. Мы уже имеем примеры открытия в некоторых приходах нашей отечественной Церкви таковых приходских советов и благотворной их деятельности. Чем скорее будут открыты таковые советы в других местах, тем скорее начнется весьма желательное обновление приходской жизни и оздоровление нашего народа.
Объединившись, как сыны Церкви, около этой святой матери своей, объединимся, как русские люди, под знаменем православия веры, самодержавия царя и нераздельного единства русского народа. Пример этому подали уже те русские люди, которые составили союзы под разными названиями, например, одни – под именем Союза русского народа, другие – под названием братств или общин под тем же общим знаменем: православия, самодержавия и единства русского народа.
По духу и задачам своим церковно-приходские советы и союзы русского народа, будучи объединены между собой, противопоставят вражьей силе как бы некую мощную рать, готовую положить душу свою за то знамя русского народа, за которое смело шли на смерть наши предки, за которое готовы были положить жизнь свою и Гермоген патриарх, и архимандрит Авраамий Палицын97, и князь Пожарский, Косьма Минин, и Сусанин, и другие истинно русские люди, любившие мать свою, Православную Церковь, и дорогую родину.
Православно-русские люди! Господь наш Иисус Христос призывал всех к единению, сказав: да будут все едино (Ин.17:21), и Святая Церковь молится непрестанно о единении всех, и царь православный призывал своих подданных словами манифеста: «Объединяйся, русский народ»! Пойдем все усердно на эти святые и священные для нас призывы; будем блюстись от творящих распри. Объединяйтесь, православные люди, сперва по своим приходам, в ограде Церкви, около церковных пастырей, обновляя и оживляя свою приходскую жизнь. Объединившись по приходам, вы постепенно составите один общий союз православно-русского народа под знаменем православной веры, самодержавия царской власти и нераздельности русской земли и русского народа. Сделав это, вы составите несокрушимую рать спасения земли русской от тайных и явных врагов Церкви и отечества.