Проповеди на праздники:


Беседа в неделю 3-ю по Пасхе

Чудное событие – событие с Савлом на пути в Дамаск! Много поучительного и назидательного представляет оно собою.

Синедрион иудейский, желая прекратить дело евангелия Христова, посадил апостолов в темницу и потом объявил строгое приказание – не говорить ни слова о воскресшем Иисусе (Деян.4:1–5, 17–40). Когда же ученые иудейские, вступив в спор с Стефаном, раздражены были победою Стефана над ними, и взволновав народ, предали Стефана суду синедриона (Деян.6:9–14); когда Стефан доказал синедриону, как велика вражда иудеев против Бога израилева, Стефан по решению синедриона, побит был камнями за городом (Деян.7:59). Это была первая жертва фанатической злобы! Савл был при том, и не только ободрял убиение невинного Стефана, но смерть мученика зажгла в нем фанатическую ревность против Назорянина (Деян.7:58, 22:20). Савл положил кончить дело ненавистного учителя, во чтобы то ни стало. Он стал гнать даже до смерти последователей учения Иисусова (Деян.22:4). «Терзал церковь иерусалимскую, входя в домы, влача мужчин и женщин и, отдавая в темницу» (Деян.8:3). Не довольствуясь кровавыми делами в Иерусалиме, он выпросил у синедриона полномочие и людей, чтобы также преследовать христиан и в Дамаске. С такою душою, с такими расположениями шел Савл в Дамаск (Деян.9:1–2, 22:5).

Когда он, сопровождаемый служителями, приближался к Дамаску и христиане Дамаска были в страхе за свою участь, «внезапно осиял его свет с неба и, пав на землю, он услышал голос, Савл, Савл! что ты Меня гонишь? Он сказал, Кто Ты, Господи? Господь же сказал, Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:3–5).

Какой чудный свет! Апостол сам говорил, «в полдень внезапно с неба озарил меня великий свет» (Деян.22:6); и при другом случае свидетельствовал, «свет с неба светлее сияния солнечного озарил меня» (Деян.26:13). Свет полудня уступил сиянию света небесного; сияние солнца тускло было пред сиянием небесным. И какого полудня свет? Полудня восточного, палестинского, полудня самого ясного и светлого! Итак, это – не блеск молнии. Ученый Савл очень знал атмосферическое явление и не мог назвать его чужим именем. Тем более это не призрак воображения. Явление сопровождалось очевидными физическими изменениями. Так это – свет Божий, это – слава Божества. В таком свете явился Иисус, преследуемый Савлом. И Анания (Деня.9:17), и Варнава (Деян.9:27) говорят, что Павлу явился на дороге Господь Павел видел Иисуса в прославленном человечестве. В земной жизни Иисуса видим одно такое же явление. На горе Фаворской Иисус преобразился; лице Его сияло как солнце, ризы Его были белы, как снег. Петр, Иаков и Андрей в восторге смотрели на эту славу, и приведенные в смятение – пали. На Савла видение навело ужас, и он пал слепой. Какова слава Господа Иисуса! Каково же величие, в котором явится Он для совершения суда над вселенною! Как разнообразны будут действия славного явления того на людей!

Савл не только видел свет, но слышал слова Господа, предлагал вопросы и получил ответы. Спутники его, по словам Луки, «стояли в оцепенении, голос слыша, а никого не видя» Деян.9:7); по словам Павла, «свет видели и пришли в страх, но слов Того, Который говорил, не слыхали» (Деян.22:9). Это значит, что сияние света до того поразило их, что они стояли исступленными, слышали голос, но не понимали слов. На столько они были вразумлены, чтобы понять и передать необычайность события. Сияние света небесного было в полдень, это – не призрак! Поражение света испытали спутники Павла до того, что приходили в исступление. В их глазах зрячий Савл стал слепым. Чудо осязаемое и особенно для Савла. Явление Господа было, собственно, для Савла, а не для спутников его Они – только свидетели.

«Савл, Савл! что ты Меня гонишь?» говорил голос Савлу. Савл, так низко думавший о Назорянине, вовсе не думал, чтобы явившийся в такой славе был Иисус. Кто ты, Господи? спрашивал он и услышал ответ, «Я Иисус, которого ты гонишь». Савл преследовал верующих. Но Христос – живет в верующих, кто преследует их – преследует Его. Он одно с ними. Он глава – они члены; в страданиях членов принимает участье и глава. Савл преследовал Иисуса и потому, что по неведению. по ослеплению ревности, ненавидел все дело Иисуса, Его учение, Его жизнь, Его дела. Как должны страшить душу христианскую те люди, которые примером жизни и словами неразумия своего отклоняют от Христа Господа души, искупленные кровью Его. Они, делая зло душам христианским, гонят Самого Христа Господа.

«За какое доброе дело хочете вы убить Меня? спрашивал Иисус иудеев. Точно так спрашивает Он теперь и Савла. Никакая злоба врагов не может отыскать пятна ни в жизни, ни в учении Иисуса. Напротив, Он так свят, так покорен воле Отца небесного; Он дышит такою любовью к людям, что только благотворит им; учение Его – такой чистый небесный свет, какого не видала вселенная. «Савл, Савл! за что же ты Меня гонишь?» Спрашивает, дышащий любовью.

Бедное человечество! Бедная душа моя!

Савл гнал Иисуса по неведению. Он знал Его только в том виде, в каком изображали Его заклятые враги добра – фарисеи и книжники. Злостные толки худых людей увлекли пылкую душу его на худой путь. Думая быть человеком Божиим, он оказывался врагом Божиим.

Сохрани Бог от того состояния, когда душа, увлекаясь страстями, начинает любить грех до того, что ей ненавистным становится добро.

«Трудно тебе идти против рожна». Пастырь гонит стадо овец, с длинным и острым шестом в руке. Может ли овца идти против этого шеста, которым гонят ее? Если бы стала бороться с острым жезлом, то изранила бы только себя. Точно так напрасна, неумна борьба против учения Христова, явная ли она, или тайная. Напрасны гонения, воздвигаемые одним, многими, всеми. Все это будет только несчастьем для гонителей. Невер, нечестивец, сколько бы ни восставали против истины и благочестия, ничего не сделают истине и благочестью. Ясна, светла истина, как свет Божий; тепло, живительно благочестие, как жизнь Божия. Невер и нечестивец, ненавидя их, преследуя их, наносят только себе бесчестие и пагубу, потому что оказываются врагами того, что всего дороже для человека, врагами высокого, чистого, святого, без чего человек – не человек. Так показывает и история церкви христианской! Так показывает и история лиц!

«Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что надобно делать» (Деян.9:6). Так сказал Господь, по сказанию Луки. Но св. Лука опускает здесь кое-что. По повествованию самого Павла, переданному св. Лукою в другом месте, Господь сказал ему и свою волю о его служении церкви. «Встань и стань на ноги твои. Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем тому что ты видел и что открою тебе, отторгая тебя от народа иудейского и от язычников, к которым ныне посылаю тебя открыть им глаза, дабы они обретались от тьмы к свету и из под власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение в грехах и часть наследия с освященными» (Деян.26:16–18). Таково было общее очертание деятельности Павловой в отношении к другим! Павел в последствии говорил галатам, «я и получил евангелие и научился ему не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал.1:12). Все, что надлежало проповедовать другим, Павел узнал от Самого Господа; а что ему надлежало делать с собою, о том он должен узнать в Дамаске, тому научит его Анания.

Когда Савл понял, кто говорит с ним, он «в трепете и ужасе» спрашивал, «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян.9:6). Явление Господа произвело потрясающее действие на Савла, сопровождавшееся решительно переменою его; он уже не гонитель Иисуса; он трепещет пред Ним; он ожидает только воли Его, готовый выполнять ее, во что бы то ни стало; он решился на все, что угодно Господу; своей воли он более не хочет знать и отдает всего себя Господу. Когда привели его слепого в Дамаск, то три дня «не ел он и не пил» (Деян.9:9). Он горько раскаивался теперь в прошлом заблуждении. Эта скорбь так была искренна, так была глубока, так сильно терзала душу его, что ни пища, ни питье не шли на ум Савлу. Он долго, долго и после того помнил – помнил до гроба, что был он «хулитель и гонитель, и обидчик» (1Тим.1:13), что гнал он церковь Божию (1Кор.15:9). Он ничем не извинял вины своей пред Господом; признавал себя врагом Божиим, достойным всякой казни. Терзаемый покаянием, «он теперь молится», как говорил Господь Анании (Деян.9:11). О чем молится? О том, чему научало раскаяние, о прощении грехов, о том, на что указывало небесное явление, – о ниспослании сил, необходимых для лучшей жизни, чтобы любить и проповедовать то, что дотоле гнал он. «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Меня» (Деян.9:16), так говорил теперь Господь Анании о Савле. Господь видел, что кающийся и признательный Савл готов страдать за Него, и обещает Савлу свою всемощную помощь, с которою не сокрушать Савла никакие страдания. Высоко звание, к которому призван Савл, но на кого возлагает Господь более тяжести, чем на других, тому посылает и более сил. «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1:5), так говорил сам Павел. Каких страданий не перенес Савл за Господа ИисусаI И краткий перечень, какой он делает страданиям своим (2Кор.11:20–32, 12:9–12), изумителен.

Брат мой! Если ты особенным образом возбужден на подвиги благочестия, если получил ты довольно света и теплоты душевной с неба, будь верен призванию небесному, чтобы идти путем тернистым и тесным. Кого взыскал Господь милостью своею, не имел ли Он права ожидать от того искренней готовности переносить скорби и нужды за славу имени Его? Не довольствуйся первыми чувствами раскаяния, оно свято, но еще должно принесть плоды, достойные любви искренней. Не смущайся и горечью бед готовых, Тот кто призвал тебя, даст тебе вытерпеть столько, сколько и не думаешь. Опыт научит тебя, что значит терпение; по опыту узнаешь, что «от терпеливости происходит опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3–4).

Савл обращен был одним явлением Господа! Как это так? В глубине души Савловой было доброе и прежде того, он любил закон Божий. Он ошибался, допускал увлечения и страстность человеческую, но зерно души его было доброе. Без того – пусть говорят ангелы, пусть воскресают мертвые пусть является Господь в громах и молнии, нечестивец содрогнется и останется нечестивцем. Если бы Савл не верил в Моисея и пророков, дивный свет и обличение Господа приняты были бы также, как приняты испорченными фарисеями чудеса Господа, «если Моисея и пророков не слушают, то хотя бы кто из мертвых воскрес, не по верят» (Лк.16:31).

Не говори, Бог милостив, дождусь чуда, и тогда иной буду. Иным тебя без тебя не сделают. Делай твое дело, пользуйся тем, что дано тебе; не пропускай мимо глаз милостей Божиих; исполняй волю Божию, открытую о тебе в писании. О, Боже мой! если я, такой грешник, и еще живу, и еще каждый день и каждый час льются на меня дары твои, не чудеса ли это благости Твоей? И я остаюсь холоден к ним, не благодарю за них, не каюсь в моем недостоинстве, не приношу плодов покаяния! Чего же жду я себе? Брат мой! пренебрежением к дарам Божиим мы призываем на себя гнев Божий, а не милость Божию. Удобряй почву сердца твоего покаянием и страхом Божиим, чтобы семена слова Божия могли укрыться в глубине души твоей и дать после ростков стебли с зерном; призывай молитвою росу и дождь благодати на засеянную землю, без того явится засуха и погибнет все.

Молясь, молитва все даст тебе. Савл молился, и чего не получил! И язычники, и иудеи, и свои, и чужой, были против Савла; но с благодатью Божией, данною по молитве, он победил все, – победишь и ты.

Проповеди на праздники:

Наверх