Проповеди на праздники:


Беседа в неделю 24-ю. Апостольское учение об антихристе

Апостольское учение об антихристе, предлагаемое во втором послании к солунянам весьма важно, оно касается мирового события; им решается загадочное смешение добра со злом в мире. Личность антихриста, имеющего сосредоточить себе зло, действующее ныне по частям, показывает собою значение частных явлений зла, так нередко обманывающих собою многих. При таком значении предмета не дивно, что начиная с первых времен христианства, очень много трудились над уяснением откровенной мысли об антихристе. Не дивно и то, что многие попытки объяснения были не удачны. С XVI века реформация пустила вход мысли о папе-антихристе; в отечественной церкви с XVII века распространены самые дикие толпы раскольничьи об антихристе.

В предостережение от толков своеволия, рассмотрим не человеческое, а боговдохновеяное, учение ап. Павла об антихристе, предложенное во 2 послании (2Сол.2:1–17).

Содержание апостольского учения кратко может быть выражено так, апостол предостерегает солунян относительно дня Христова (2Сол.2:1–2); указывает на времена великого дня – на предварительное появление антихриста (2Сол.2:3–7); представляет судьбу антихриста и его слуг (2Сол.2:8–12); прилагает учение свое к жизни христиан (2Сол.2:13–17).

Молим же вы братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем к Нему собрании не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ниже посланием, аки от нас посланным, яко уже настоит день Христов. Да никто же вас прельстит ни по единому же образу (2Сол.2:1–3).

Солуняне в след затем, как приняли евангельское учение о крестном пути ко спасению, подверглись кровавому гонению со стороны язычников (1Сол.2:14). На земле все восстало против них. Им оставалась только вечность. В таком положении желания и надежды их обращены были к небу, они ждали утешения только от Господа Иисуса. Апостол во время пребывания своего у солунян утешал их мыслями о пришествия Христовом, грозном для нечестивых и отрадном для праведных (2Сол.2:5); и в первом своем послании к ним много говорил о том же (1Сол.1:10, 2:19, 3:13, 4:13–17, 5:1–4, 23). Но при тяжести скорбей, тяготевших над солунями, – они стали нетерпеливо ждать пришествия Христова; а иные перетолковывали учение апостола во вред себе и другим; уже настоит день, говорили некоторые, переходили с этою вестью из дома в дом, возбуждали волнения и не занимаясь делами звания кормились на счет труда других. «Слышим, говорит апостол, что некоторые у вас поступают беспорядочно, ничего не делают, а суетятся» (2Сол.3:11). И вот апостол успокаивает возмущаемых людьми пустыми.

Молим же вы братие. Не смотря на несомненность будущего пришествия Христова, заклинаем вас тем же пришествием и всеобщим собранием к Нему. Таково значение здесь слова молим. И в первом послании к солунянам (1Сол.4:1) молим – Εροτωμεν употреблено в значении усильного прошения, заклинания.

Напрасно некоторые хотели понимать под пришествием Христовым суд над Иерусалимом за кровь Христову. Приидет прославитися во святых своих, сказал пред тем апостол (2Сол.1:10), что очевидно относится к последнему пришествию Христову, и никак не может быть приложено к суду над Иерусалимом. В 1 послании он соединяет пришествие Христово с воскресением мертвых (1Сол.4:15–16). Ясно, что это есть последнее пришествие Господа.

Молим о пришествии Господа и нашем собрании о Нем. Апостол в первом послании своем сказал, что все истинно верующие, как восставшие от мертвых, так и оставшиеся до того времени живыми, все вместе восхищены будут в сретение Господне на облацех на воздусе и с Ним останутся неразлучно (1Сол.4:17). Их-то разумеет апостол, когда говорит, о нашем собрании. Для них такая блаженная судьба – предмет пламенных желаний. И этим-то упрашивает апостол солунян. Побуждение сильное, напоминание о предназначении блаженном.

Не скоро подвизатися вам от ума, σαλευσθαι– колебаться, как бывает с кораблем во время бури (Лк.21:25). Живое, картинное, изображение состояния солунян! Возмущаемые и своими мыслями и особенно внушениями людей не твердых в вере солуняне обуревались и колебались подобно кораблю, так что от робости и неопытности подвергались опасности погибели. Апостол умоляет не волноваться до того, чтобы теряться в уме, от ложных толков, будто уже наступает день Христов, предавая так скоро забвению наставление апостола.

Ни ужасатися ниже духом – не приходить в ужас от духа (Мф.24:6). Здесь разумеется ложное учение выдававших себя за вдохновенных людей, так как истинное пророчество не может говорить несогласного с откровением Божиим. Это тот же дух, о котором говорит ап. Иоанн, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир (1Ин.4:1–3). Св. Тимофею апостол Павел указывает на духов льсти (1Тим.4:1). Солунян возмущали такие люди, которые говорили, будто им по вдохновению известно, яко уже настоит день Христов; возмущали духи обольстители, о которых апостол говорил, да никто же вас прельстит.

Ни словом, ни писанием, аки от нас. Обольстители старались подкреплять свою ложь словесным, вымышленным ими, наставлением апостола и даже посланием, которое будто бы писал апостол. В предостережение от такого обмана апостол показывает, как отличать подлинное послание его от подложных.

Таким образом апостол, не ослабляя ожидания Судии все ленной, удерживает солунян от доверия толкам суемудрия, будто уже настает день Христов.

Яко аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, сын погибели и т.д. (2Сол.2:3) Апостол дает при сем самим читателям подразумевать слова, день Христов не наступит, пока и т.д. подобная умолчания (Лк.13:9; Рим.5:12). Что разумеется у апостола под отступлением? Ныне легко понять, что напрасно относили это к отступлению от власти римской. Она давно пала без всякого значения для времени антихриста. Но принимая здесь духовное отступление мало видеть в нем одно уклонение ума от правых мыслей веры. Отступление по библейскому употреблению означает уклонение от веры и благочестия, иначе нечестие всей души (2Пар.29:19; Иер.2:19). И Спаситель говорит о последнем времени, «по умножению беззакония охладеет любовь многих» (Мф.24:12). Следовательно, напрасно протестанты усиливались частные своеволия папизма возвести в значение отступления последних времен. Принимают это отступление за одно с отступником. Но это значило бы без всякой нужды, по произволу, отступать от буквального значения слова. Сам апостол говорит, что сын погибели увлечет за собою не веровавших истине (2Сол.2:10–11). Следовательно, неверие людей, или что тоже отступление, предполагается предшествующим явлению и обольщениям сына погибели; и отступление относится не к отступнику, а к другим лицам. В послании к Тимофею апостол писал о последнем времени: в последние дни настанут времена люта, будут бо человецы самолюбиви, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителям противящиеся, сластолюбцы, паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:1–2). Таким образом апостол указывает в будущем времени, во времени пред появлением антихриста, зарождение полного отступления от веры и благочестия, которое к явлению антихриста раскроется в ужасающем размере.

И открыется человек беззакония. Как о Христе Спасителе говорится, что Он, действующий ныне между верующими и в их сердцах невидимо, некогда явится видимо для суда всеобщего, так и человек греха, ныне незримо действующий в людях грешных, в свое время явится видимо.

Кто этот человек беззакония?

Блаженный Августин видит в сыне погибели «не одно какое-либо лице, но всю область тьмы, борющуюся с истинною церковью Христовою» (De civii Dei). Подобную мысль принимали некоторые из наших раскольников беспоповцев.

Но вся связь мыслей показывает, что у апостола Павла человек беззакония – лице неделимое. Он не только человек беззакония сын погибели, но он явится в лице Христовом и будет действовать как лице сильное. Апостол говорит, что этот человек в известное время откроется. Но дух антихристианский действовал уже при апостолах, ап. Павел говорит о врагах креста Христова (Флп.3:18–19); апостол Иоанн, прямо сказал, и ныне антихристы многи быша (1Ин.2:18). В своем описании сына погибели апостол отличает сего человека погибельного от других погибающих, которых он будет главою.

Не есть ли этот человек беззакония сам диавол? Но апостол называет его человеком; и, следовательно, это не диавол в образе человека и не воплощенный диавол. Апостол Иоанн в откровении своем говорит, и сотворит вся малая и великия, богатые и убогия, свободные и работные, даст им начертание на десней руце их или на челе их, да ни кто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имат начертание или имя зверя или число имени его (Откр.13:16–17). По этому описанию антихрист будет каким – то властителем земным, который в звании царя, будет выдавать законы и управлять людьми.

Последуем за изображением его у св. Павла. Человек беззакония, по изъяснению св. Иринея, «орган, вместилище греха, величайший грешник, какому не было и не может быть подобного» между людьми; иначе раб и творец греха (Притч.6:12; Ис.55:71).

Сын погибели – определенный на погибель и виновник погибели многих (Откр.17:8, 11).

Противник – кому? Последующее показывает, что антихрист будет противиться Богу и всему священному (2Сол.2:4); Спаситель говорит, что он будет выдавать себя за Христа (Мф.24:5).

Превозносятся паче всякого глаголемого Бога или чтилища. Гордость его будет так велика, что он будет ставить себя выше всякого Бога, верно ли или не верно признаваемого за Бога. Чтилище σεβασμα то, что считается за предмет священный и чтится благоговейно. Для антихриста ничего не будет священного, кроме его самого. Тайновидец говорит о звере, и даны ему уста, говорящие гордо и богохульно (Откр.13:5).

Яко же ему сести в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко бог есть. Что это за храм (ναος) Божий, где будет гадиться антихрист? Храм Божий, но самому названию, не есть храм глаголемого бога, а храм Бога истинного. Итак, можно разуметь или храм иерусалимский, который назывался и был храмом Бога истинного, или общество верующих так как апостол говорит, не весте ли, яко храм Божий есте вы (1Кор.3:16), или храм христианский. Но не следует понимать здесь первого, так как апостол знал печальную участь иерусалимского храма, предсказанную Спасителем, а мы и из истории знаем, что все попытки восстановит этот храм были бесполезною борьбой с решением неба. Да и если бы антихрист воздвиг в Иерусалиме храм, это был бы храм антихристов, а не Божий. Если же понимать под храмом Божиим верующих, то в таком случае у апостола слова, показуя себе яко бога, были бы напрасным тождесловием; тогда надлежало бы выразить мысль апостола так, будет являться в виде Бога между верующими и будет показываться богом. Одно из двух изречений – лишнее. Да и собрание верующих тогда не было бы храмом Божиим, а сонмищем сатаны. После сего остается разуметь под храмом Божиим храм христианский. Правда, христианский храм нигде в нов. завете не называется храмом (ναος) Божиим, но он называется церковью Божией, собранием Божиих людей (1Кор.11:22), что по смыслу одно и тоже с храмом Божиим (1Кор.3:16). Подтверждением тому, что у апостола под храмом Божиим разумеется освященное здание, служить и то, что, по его словам, антихрист будет ставить ниже себя всякое чтилище. И так антихрист будет садиться в храме христианском как бог, и обольщенные им будут по его требованию покланяться ему, как Богу. Иначе он будет вытеснять из храмов христианских служение Христу Господу и введет поклонение ему антихристу как Богу. Тайновидец говорит, и отверз он уста, чтобы хулить Бога, хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе... И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца закланного от создания мира (Откр.13:6, 8).

Может ли это быть? Ужели такой грубой лжи и нечестия не отвергнут с презрением чтители единого Бога? И когда же? Тогда как верующие будут обогащены опытами времен прошедших, когда познания их о истине могли бы быть и обширнее, и чище.

В объяснение этой странности апостол говорит, что антихрист будет показуя себе, яко бог есть. Чем же? Знамениями и чудесами, о которых говорит далее 2Сол.2:9. Но так как эти знамения и чудеса, по словам самого апостола, будут ложные, то все еще остается сомнение, как могут люди – христиане дойти до такого ослепления, что станут покланяться ложному богу? Путь к тому откроет в душах их нечестие сердечное. Любве истины прияша, говорит апостол, сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут еси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде (2Сол.2:10–11). Вот психологическое объяснение явления странного и страшного! По благоволению к неправде, по отвращению от истины принимают самую грубую ложь. В известной мере тоже явление оказывается и ныне. Сколько гениев сколько полубогов, создано уже в христианском мире! Не видим ли, до какого странного и страшного самообольщения доходили даровитые люди, под влиянием забывчивой гордости? Не говорим о сильных военачальниках, о великих государях. Вот известный Аввакум! Человек, пред взором беспристрастным, – образец самого печального невежества. Как, казалось, такой осязаемый невежда мог казаться себе и другим человеком не пошлым? И, однако, гордость его была непомерная, он выставлял себя и учителем непогрешным, провидцем Божиим, таким, пред которым все современное должно падать в прахе. Нечестие ума и сердца идет вперед.

Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? (2Сол.2:5). Уже и тогда, как апостол устно проповедовал солунянам истины небесные (Деяния гл. 17), он говорил им о втором пришествии Господа и о событиях, которые должны предшествовать ему. Почему говорил о том апостол? Конечно, по тому случаю, что какие-нибудь учители иудейские, не расстававшиеся с мечтами о царстве Мессии, сообщили солунянам неправильное толкование пророчеств; апостол, проповедник чистой истины, передал солунянам верное наставление о пришествии Христовом. Но, как видно, не все солуняне воспользовались учением апостола.

И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое время (2Сол.2:6). Удерживающее – то, что сдерживает, что препятствует (Рим.1:18; Лк.4:42). Что же такое препятствует явиться антихристу? По словам Феодорита это есть отступление всех язычников от идолопоклонства; тогда только явится антихрист, когда откроется царство Христово; а царство Христово откроется по уничтожении идолопоклонства. Феодорит, очевидно, поставляет в соотношении удерживающее с отступлением; он в этом справедлив, но у апостола показывается отступление от веры, а не отступление от идолопоклонства. Потому надобно, найти другое явление, соответствующее отступлению. Отступление отворяет двери антихристу, удерживающее не пускает его. Итак, удерживающее с характером и свойствами совершенно противоположными отступлению. Там холодность к истине, – здесь должна быть любовь к истине; там нечестие, здесь благочестие живое. Так не трудно было понять солунянам, не трудно понять и нам, что препятствием появлению антихриста служит искренняя любовь христиан к чистому евангельскому учению, видная и в опыте. Пока христиане держатся евангельского учения, не взирая на гонения со стороны мира, пока любовь их к Господу жива и плодотворна; это сдерживает власть злодействующего в мире; это не допускает ему усиливаться до того, чтобы открылся человек беззакония. «Когда настало время, Бог послал Сына своего» (Гал.4:4), так и для явления антихриста есть свое время. С какого года начнется это время, знает только Бог. Дело христиан твердо помнить, что живое благочестие – твердая защита против антихриста.

Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне дoндеже от среды будет (2Сол.2:6). Тайна беззакония вызывает на мысль тайну благочестия (1Тим.3:16). Хотя беззаконие и благочестие противоположны одно другому, но в действии того и другого есть сходство. Тайна благочестия начинается в человеке, в народе, в человечестве с малого и незримо достигает разных возрастов. Точно так тайна беззакония началась еще во времена апостолов, с людей, смешивавших в душе своей светлые христианские мысли то с оземленившимся иудейством, то с грубым язычеством; это беззаконие непрерывно действует в истории мира, являясь то в том, то в другом виде и время от времени растет незаметно (1Тим.4:1, 7; 2Тим. 2:14, 17; 1Ин.2:18–19, 4:2–4). Не дивно, что люди успехи беззакония считают за прогресс человечества. Рационализм и материализм не принимаются ли за прогресс человечества, тогда как первый есть прогресс гордости духа, а второй – прогресс скотской жизни. Беззаконие не так легко высмотреть, как кажется другим, оно прикрыто своею тайною, обольщающею видимостью добра, истины, пользы. На деле все это только видимость, а не действительность, но легко ли узнать это? Казалось, не трудно понять, что самолюбие и жизнь животная – основные нечестия в человеке и человечестве и потому успехи их – успехи беззакония. Но первое дело, и самолюбие, и жизнь животная, наша собственность, как не защищать их, с сознанием и без сознания? Затем, чего не говорят, чего не делают, чтобы дать полный простор тому и другому? Тайна беззакония деется с успехом.

Дoндеже от среды будут εκ μὲσε γενται. Эго выражение употребляют о лицах и вещах, которые сходят со сцены действия, так что более не выказывают своей силы. Да измется от среды вас содеявый сие (1Кор.5:2), значит, пусть в вашем обществе не будет деятелем соделавший такое беззаконие. Изыдите из среды их (Кол.2:14), живя в мире будьте мертвыми для мира, не участвуйте в его делах нечестивых. И так слова, дoндеже от среды будут, значат, пока не перестанет обнаруживать свою силу.

О ком же это говорится? Кто этот держай? Прежде всего несомненно, что удерживающее и держай – не одно и тоже. Апостол ясно и определенно отличает одно от другого, показывая в одном событие, в другом лице. Златоуст и другие понимали под удерживающим власть римской империи. Но давно уже очевидно стало, что эта власть не была страшна для антихриста, она пала очень давно, а антихрист против ожиданий давних не явился. Странно понимать под удерживающим властителя земного, какого-либо верховного представителя власти и порядка человеческого. Будто человек, кто бы он ни был, и может с успехом противодействовать такому страшному лицу, каков антихрист! Будто представитель всей возможной власти человеческой и может сдерживать того, кто действует за одно с сатаною! Нет удерживающий антихриста должен быть с силами более, нежели человеческими, должен быть с помощью Божества. Таким образом остается видеть под удерживающим Духа Утешителя. Это так должно быть и потому, что и удерживающее антихриста – любовь к истине и святости возможна в людях только при действии Святаго Духа. Следовательно, как скоро есть любовь святая в людях, то это значит, что в них есть Дух святый. «Если бы он говорил о Духе, то говорил бы не обинуясь, но ясно», замечал Златоуст. Напротив, он потому и говорит не прямо, что каждому истинному христианину известно, кто противодействует злу в человечестве, кто оживляет грешного человека. Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (1Кор.3:16), говорит апостол.

Итак, антихрист явится тогда, когда любовь к истине и святости охладеет в людях и грехи людей заставят Духа Утешителя предоставить их собственным их силам.

И тогда явится беззаконник, его же Господь Иисус убиет духом уст своих и упразднит явлением пришествия своего (2Сол.2:8).

Апостол не ограничился тем, чтобы показать солунянам явление страшного антихриста. Любя их, он к утешению их открывает и участь этого страшного врага Божия и человеческого.

Убиет духом уст своих. Это предсказал еще пророк Исаия в пророчестве об отрасли Иессеевой, Мессия поразит землю словом уст своих и духом устен убиет нечестивого (Ис.11:4). В этом пророчестве дух устен отвечает слову уст. Итак, и у апостола дух устен тоже, что слово Господне. уст в значении силы сокрушающей сравнивается с сильнейшею бурею (Иов.4:9; Прем. 5:23, 11:20). Таже мысль и здесь. Господь Иисус так легко и всецело низложить антихриста, что дунет на него и он исчезнет, иначе скажет слово и его не будет. Убиет. В апокалипсисе Иоанна говорится, что антихрист живой снизойдет в ад (Откр.19:20). Соединяя одно с другим, получаем такую уверенность что антихрист словом Господним определен будет на погибель неизбежную; и так как он будет человек, а переселение человека с земли в другой мир невозможно без преобразования организма телесного; то нисшествие антихриста в ад соединено будет с мгновенным изменением тела его, к увеличению его мучений.

Упразднит: отнимет силы для деятельности, с уничтожением порядка дел его (1Кор.15:24, 26; 2Кор.3:7); иначе прекратит беззаконное преобладание антихриста. Чем же? Явлением пришествия Своего, величием и славою, с какими явится Он да суда над вселенною, так как это будет явлением славы великого Бога (Тит.2:13), единого могущественного Господа господствующих (1Тим.6:15).

Его же есть пришествие по действу сатанину, во всякой силе и знамениих и чудесех ложных и во всякой льсти неправды в погибающих (2Сол.2:9). Связь с предыдущим такая: упразднит, хотя сила антихриста будет страшная. Пришествие по действу сатанину означает ли только появление, рождение по действу сатанину? Хотя известно, что и в самом рождении существа скрывается зародыш будущих способностей, имеющих развиться в последствии, но, если бы одно рождение антихриста совершилось под влиянием сатаны, он был бы человеком беззаконным, но не мог бы назваться человеком беззакония, равносильным самому беззаконию, в нем могло бы оставаться еще кое что человеческое. Итак, пришествие антихриста по действу сатанину означает всю вообще земную жизнь его, устрояемую под влиянием сатаны. По откровению Иоанна «дал ему (антихристу) дракон (сатана) силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2). По объяснению Дамаскина, «всякое дело сатаны примет он на себя, и вся мощь диавола соединится в нем».

Во всякой силе и чудесех ложных. Слова эти иногда бывают в писании синонимическими и только служат оттенками необыкновенного явления. В круге дел антихриста будут дела необыкновенные и разного рода, которые будут казаться чудесами, но это – не истинные чудеса, возможные только для Промыслителя вселенной и Его посланников; это будут ложные чудеса, иначе явления необычайные, которые несправедливо будут считаться чудесами, – каковы были дела Елимы волшебника (Деян.13:8–9) или знамения лжехристов и лжепророков (Мф.24:24). Дела антихриста соединены будут «со всякими обольщениями погибающих». Вот объяснение тому, почему необычайные дела антихриста будут знамениями и чудесами. Знание сил природы, очень возможное для ученика сатаны, соединяться в нем будет со всеми обольщениями, на какие только способен любимый сын сатаны, обманы ловкие и наглые, десть бессовестная, обещания и угрозы громкие – все будет пущено в ход.

Зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавшие истине, но благоволившие в неправде (2Сол.2:11–12). Дальнейшие объяснение страшного явления! Слушатели антихриста будут люди, которые любве истины неприяша, люди не возлюбившие истины, погибающие, не захотевшие верить истине (2Сол.2:12), открытой Христом Господом (Гал.5:7; Рим.2:8) и худо известной им из другого источника. Следствием такой холодности к небесной истине будет то, что по Божию попущению они полюбят вместо истины ложь и верить будут обману, примут от всей души вместо истинной ложную религию. Послет действо льсти – равносильно выражению, предаде их (язычников) Бог в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28). Бог никогда не хочет ни того, чтобы грешник обманывался, ни того, чтобы погибал он. Но так как грешник хочет обманываться, то Бог попускает исполняться воли грешника. За то, что люди благоволили к неправде и не верили истине, откроется над ними суд правды Божией; за то, что не хотели они верить истинным чудесам, поверят они ложным. И как это легко бывает с гордостью человеческою, на её посрамление! Считают ни почем великие дела Божии; – и падают в страхе пред ловким обманщиком. Не ходят в храм Божий и идут к ворожее.

«Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала чрез освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению. И так братия, будьте постоянны и сохраняйте предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос – да утешит ваши сердца и утвердит вас во всяком слове и деле благом» (2Сол.2:13–17). Так апостол прилагает наставление свое о антихристе к солунянам! Люди, которые уславливают собою явление и силу антихриста, показаны вам (2Сол.2:10–12). Таковы ли вы, чтобы смущаться за себя и волноваться мыслью, что настал день Господень? Вовсе нет. За ваше положение надобно благодарить Господа. Вам остается быть только твердыми в учения неба, переданном вам словесно ли или в послании (1Кор.15:3). Помощь небесная для вас готова. С радостью молю Господа о новых успехах ваших. Так говорил апостол.

Если бы после сего спросили мы себя, не явился ли уже между нами антихрист? Не настал ли день Господний? С твердою уверенностью сказали бы мы, нет. И сказали бы не от себя, а следуя наставлению апостола. По его наставлению, явлению антихриста, должно предшествовать отступление от веры и благочестия и уже за явлением антихриста последует день Господень. А по милости Господа Иисуса в церкви русской искренно любят веру и св. благочестие. В ней благоговейно чтут слово Божие, не дозволяя произволу каждого толковать изречение его по-своему. В ней очевидны действия Духа Утешителя – различные чудеса и дарования духовные, те действия, при которых невозможно явление антихриста. Пусть некоторые холодны к вере и благочестью; но это плевелы среди пшеницы, а когда же не было плевелов? Пусть люди темные и своевольные блуждают по производим сердца и не хотят соединиться с св. церковью. Такие были еще и при апостолах, и еще больше их было после того – кафары, новатиане, донатисты и т.д. Да приведет их Бог в познание истины! Нам остается, как и солунянам, быть твердыми в вере, преданной нам Богом и возрастать в совершенстве христианском в любви к Богу и братиям.

Да подаст нам сладчайший Спаситель наш силы для преспеяния во всяком деле благом! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх