Проповеди на праздники:


Беседа в Неделю 20-ю. 1843 г.

(Лк.7:11–16).

Ныне чтенное Евангелие повествует нам о чудесном воскрешении сына вдовы наинской. В этом событии различаются у евангелиста три обстоятельства, встреча при входе в Наин, воскрешение юноши и чувствования народа.

Идяше Иисус во град, нарицаемый Наин, и с Ним идяху ученицы Его мнози и народ мног. Якоже приближися ко вратом града, и се изношаху умерша. Иисус шел с учениками в Наин, небольшой город галилейский, и, при входе в Наин, встречается мертвец. Казалось, встреча случайная, в которой заметить нечего. Так, по крайней мере, судят многие о событиях ежедневных и проходят мимо событий без внимания. Но правы ли эти люди? Они были бы справедливы, если бы в мире все шло так же без мысли, без ума, без порядка, как без мысли, без ума, без порядка идет жизнь их. Но оттого, что людям хочется жить, как случится, мир Божий не перестает идти по известным, определенным для него путям. Волос с головы нашей не падет без воли Отца небесного. И воробей не остается без надзора Всевышнего. Всему назначено время, вес, мера; бурны волны океана, но и их движения – в воле Божией; желания грешной души не соответствуют воле Отца небесного, и оттого так не основательны, так безотчетливы, но и тем есть границы – карающее правосудие, и тем воля всевластная определяет конец, соответствующий её планам. Все мы живем под управлением Промысла, и каждый шаг наш известен Ему и Им рассчитан.

Се изношаху умерша, сына единородна матери своей. Какая проповедь для следовавших за Иисусом! Умер юноша в цвете лет, и – юность не защитила его от холода смерти; напрасны были слезы матери, вдовы одинокой; ни друзья, ни знакомые, ни дальние, ни ближние не закрыли его от удара смерти. Как не задуматься при сей проповеди? Любезный собрат! думаем ли мы с тобою, что и нам придется умереть? Или – мы живем так, как будто никогда и не умрем? Наинский юноша, как видно, не принадлежал к той молодости, которая беспечно расточает свежесть жизни, не занимаясь ни одною важною мыслью; и мать-вдова не была из числа тех вдов, которые, пространно питаясь, живы умерли. О том и другой совсем другое показывает приближение к ним Господа. Но между нами – так ли? Между нами и старость, думает только о том, как бы пожить. Жизнь обманывает, нас каждый день, каждый час, и мы становимся осторожнее. Каждый день говорит лам о смерти; то там, то здесь перестают жить, когда думали только наслаждаться жизнью. Самая жизнь наша походит на смерть больше, чем на жизнь; ибо с каждым дыханием лишаемся мы частиц своей жизни. И однако ж думаем ли мы о смерти? Готовимся ли к переходу за предел гроба? Твердо ли помним, что ожидает нас за границею сей жизни? Жизнь на земле дана нам на приготовление к вечности, и лишь только переступим за гроб, потребуют у нас отчета за каждую минуту жизни на земле. Где же приготовление наше к вечности? Что будет со мною, Господи, если сей час будет последним моим часом на земле? О, «Господи! даждь ми память смертную и умиление». Братия! несомненно, что мы умрем, но, когда и как – не знаем. Зачем же мы так беззаботно живем здесь? О, если бы помнили мы о смерти! Как легко было бы нам жить на земле для вечности! Скорби о временном не тяготили бы нас таким бременем; удовольствия мирские не влекли бы к себе души нашей неудержимо; страсти плотские не доводили бы нас до безумия. Взгляд на кости сухие, оставшиеся после изнуренного земными заботами тела, показывал бы нам, как пусто все, что не приближает нас к Господу, как напрасны, как бесполезны труды наши для земли. Взор на тело согнившее сказал бы нам, что тело без духовного сокровища, без дел богоугодных менее, чем земля и пепел, что слишком безрассудны мы, когда для тления и смрада губим душу на вечность. Гроб-проповедник – наставлял бы нас, что удовольствия земли не на радость нам, если не пользуемся ими для славы Божией, для спасения грешной души, что все земное останется на земле и нам надобно явиться на суд Божий только со своими делами. Если бы помнили мы о смерти и суде, благодать Божия, как роса небесная, нисходила бы на души наши, усмиренные мыслью о смерти. Помощь Божия нисходила бы к нам после каждой молитвы, одушевленной стремлениями к небу, а не к земле.

Нечаянная встреча каинская, нечаянна только со стороны людей, так как не от них зависит то, что случается в мире, но она не нечаянна со стороны небесного Владыки нашего; Он во всем показывает нам, что не желает смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему, все обстоятельства, и малые и великие, располагает Он так, чтобы возбудить в нашем сердце раскаяние и любовь к воле Его святой.

Посмотрите на матерь наинского мертвеца, какую милость получает она при нечаянной встрече.

И та бе вдова, и народ от града мног с нею. И, видев ю Господь, милосердова о ней, и рече ей, не плачи. Горько было положение вдовы, одно было утешение у неё на земле, и то взято; один был сын, сын любимый, как только можно любить единородного, и тот похищен смертью, она осталась одна на земле. Как печальна была судьба её, показывает и то, что народ из града мног был с нею, подвигнутый её скорбью. С горестью безотрадною следовала она за гробом сына. Мог ли кто-либо утешить ее так, как нужно было для души её? Народ от града мног с нею, но он не мог возвратить ей радости сердца её. И вот, тогда как не было надежд человеческих, является сила Божия. Какая нечаянность! Какая чудная встреча! Смерть встречается с жизнью, безутешная скорбь с Источником всех утешений, беспомощная немощь с всесильною силою Божией. Так, близок в нам Господь со своею помощью и тогда, как теряем мы все на земле. Люди и счастье, богатство и известность в свете, природа со своими дарами, – все может оставлять нас, но не оставляет один Господь.

С какою любовью принимает участье в безотрадной вдове Господь и Спаситель наш!

И видев ю Господь, милосердова о ней, и рече ей, не плачи. Поймите сию чудную любовь Того, Кто есть Владыка миров видимых и невидимых. Царь и Господь всей вселенной обращается с вниманием к бедной вдове, принимает участье в её скорби и, тогда как та не произнесла ни одного слова мольбы, Сам, побуждаемый любовью, поспешает утешить скорбящую. Видев ю Господь, милосердова о ней. И как милосердова? Вопль безотрадной матери Он слышит еще издали. Можно понять, каков был этот вопль, сколько было в нем тревоги душевной. Как роса небесная нисходит тихо на жаждущую землю, так утешает Господь страждущую матерь. И рече ей, не плачи. Сколько кротости в этом участии, сколько нежности в этом утешении, сколько силы в этом успокоении! Какая возвышенная кротость, какая величественная простота, какая нежная власть! Не без намерения сказал евангелист, Господь милосердова. Точно, это есть дело Богочеловека.

Какого рода ни была бы скорбь твоя, сетующая душа, – думаешь ли ты, что к тебе не относится голос небесной Любви, не плачися? О не думай того. Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, говорит небесная любовь. Слышишь ли? Всех обремененных зовет к Себе любовь, для всех готов у неё покой. Страсти наши обещают много развлечений, много приятностей, но, как скоро бедное сердце узнает, что слишком горьки удовольствия страстей! Ум человеческий строил много систем человеческого счастья, но, как непрочны оказались все построения ума, не проникнутого евангельским духом! Только сладчайший Иисус додает для всех горестей земных верные утешения. Ничье сердце не разверзается так пространно для страждущих странников земли, как открыто сердце Господа Иисуса. Никто не в состоянии так утешить растерзанную скорбями душу, как утешает Господь Иисус. Вдовы и сироты, больные и бедные, идите к Господу Иисусу! Он утешит всех вас, всем подаст помощь, как бы тяжки ни были скорби и бедствия ваши. Он знает наши немощи и болезни, ибо Он Сын человеческий; Он может подать всякую помощь, ибо Он Сын Божий, истинный Бог.

Посмотрите, что сделал Он для безнадежной вдовы?

И приступль коснуся во одр, носящий же сташа. Довольно было и того, что Христос коснулся одра, и несшие умершего поняли, что Он хочет творить что-то необыкновенное. И, точно совершилось необыкновенное. И рече, юноше! тебе глаголю, востани. И седе мертвый, и начат глаголати; и даде его матери его. Здесь действует только глагол Его, востани. Чей же глагол может быть так могуществен, как глагол Его? И рече, востани, – и седе мертвый. Мертвый встал по одному слову. Только Владыка жизни и смерти может так действовать. Только Его слово дает небытию бытие. – Так, в наинском чуде, Христос Иисус торжественно показал, что всемогущество, которое одно может давать жизнь мертвому, существенно Ему, – что Он есть Сын Божий, Сын равный Отцу, как всемощный, что Он, как и Отец, имеет жизнь в Себе и может даровать ее тому, кому захочет. Благоговей, душа христианская, пред Господом твоим! Если Он готов, по любви Своей, являть тебе помощь, то Он, по могуществу, может. Он – Владыка жизни и смерти. Мрачнее всего будущность за гробом. Того же самою силою Своею, коею возвращал Он жизнь расстроенным частям организма телесного, исцелял сухие руки, давал слышание глухим, зрение слепым, исцелял прокаженных, возвращал жизнь целому безжизненному составу телесному, – тою же силою, тем же глаголом, воззовет Он некогда к жизни мертвых целой вселенной.

Прият же страх всех и славляху Бога, глаголюще, яко пророк велий восста в нас, и яко посети Бог людей своих. Чувства народа, пораженные действием всемогущества, прежде всего выразились страхом; видели и чувствовали, что с ними всесильный, с ними Бог Сам с Его могуществом, и – естественно было устрашиться. Кто, чувствуя близость Всемогущего, не исполнится священного трепета? Если мы, тогда как Бог всегда и везде присущ нам, так мало ощущаем страха пред Его великим именем, то это потому, что каждому из нас надобно молиться, «Господи! всели в мя корень благих – страх Твой в сердце мое». Свидетели чудотворного воскрешения, возбужденные благоговением, славляху Бога. Благодарным сердцем возносились к Богу, – Единому творящему чудная; к Нему относили то, чего никакая сила земная не могла совершить. Благодарно говорили, Пророк велий восста в нас, посети Бог людей Своих. Что разумели иудеи, говоря о явлении пророка? После того, как давно уже не было между ними ни одного пророка, приятно было встретиться с мыслью о явлении, какого бы то ни было, пророка. Но иудеи ожидали тогда одного известного пророка. Они и предтечу Иоанна думали признать пророком не каким-либо обыкновенным, а пророком-Мессиею. Так и теперь они говорят не просто о пророке, а о пророке великом, Пророк велий восста. Так, нет сомнения, что они признают в Иисусе Христе того пророка, которого обещал Моисей Израилю, когда говорил, пророка от братии твоея, якоже мене, составит тебе Господь Бог твой (Втор.18:15). Сего-то пророка видят в Иисусе свидетели наинского чуда. Отселе получают особенный смысл и слова, посети Бог людей своих. Израиль видит, что наконец удостоил его Бог давно ожиданного посещения, послал Мессию, которого желали видеть и не видели пророки и праведники.

И изыде слово сие по всей Иудеи о Нем, и по всей стране. Везде – во всей стране иудейской и в сопредельной ей Галилее распространилось известие о необыкновенном чуде и великом чудотворце; везде говорили с утешением духовным о великом посещении Божием.

Для нас, братия, известно не одно чудо наинское. Нам открыто в полном свете, кто для нас Иисус Христос; не только чудеса евангельские, тысячи чудес в истории времен после Иисуса возвещают нам, что Христос Иисус есть Господь и Спаситель наш, единый достопокланяемый и славный. Но об имени ли Иисуса говорим мы между собою? К славе ли имени Его относятся вести, передаваемые нами каждый день? О чем ежедневные беседы наши? Беседа о любимом предмете – самая приятная беседа для любящего сердца. Подумайте же, сколько любви в нас к Господу Иисусу, когда у нас в немалом числе каждодневных разговоров едва ли найдется один о Спасителе и спасении! Мало того, ныне уже как будто стыдятся говорить с другими о вере и имени Иисуса; не признают за нужное освящать, по крайней мере, утро и вечер благодарною хвалою Господу Иисусу; не считают за нужное и того, чтобы иметь пред очами образ Спасителя своего и Господа; к чему, говорит, все это? О, как велика холодность наша к Тому, Кому должен быть посвящен каждый взор, каждый слух, каждое слово наше!

Братия! не будем легкомысленны в жизни нашей. Будем внимательны к путям Божиим. Будем признательны в благодеющему нам Господу, чтобы славить великое имя Его вкупе со Отцом и святым Духом. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх