Беседа в неделю 13-ю
Притчу слышасте человек некий бе
домовит, иже насади виноград (Мф.21:33).
Притча о винограднике произнесена вслух иудеев, для их вразумления. Притчу слышасте, как говорит Господь иудеям, обращая внимание их на значение назидательной притчи. Притчу слышасте, говорит Он и нам, братия. Для того и записана притча в св. Евангелии, чтобы мы слушали ее. Для того повторяет ее вслух нам святая церковь, чтобы поучались мы из нее спасению. Если мы благоговейные слушатели Христовы; надобно слушать притчу Христову.
Человек некий бе домовит, иже насади виноград и оплотом огради его и ископа в нем точило и созда столп и вдаде и делателем и отыде (Мф.21:33).
Человек домовитый или хозяин дома означает Бога владыку всего мира. Виноград – иудейский народ, избранный Богом. Оплот – ограда, точило – яма, которую выкапывали в винограднике, чтобы выдавливать в ней вино из ягод; столп – башня, которую ставили для наблюдения за целостью сада. Все это – образы попечения Божия о иудеях. Ограда закон, данный иудеям; точило – жертвенник, на котором источалась кровь жертв прообразовательных, указывавших на лучшую жертву Искупителя мира. Башня – скиния, замененная потом храмом. Делатели виноградари – первосвященники, учителя и вожди народа. Ах! как много сделано благостью небесною для иудеев! Св. Лука говорит о господине виноградника: отыде на лета многа. Что это такое? Отыде – дал время для развития насажденного виноградника и принесения плодов, под заведыванием приставников. Господь не стесняет свободы человеческой, а предоставляет пользоваться его по усмотрению. Иудеям предоставлено было по воле их принять заповеди и обетования Божия и служить Богу свободно, к счастью своему. Чего желает для людей благость небесная, как не того, чтобы свободным произволением устрояли счастье свое вечное? Лета многа обнимают время от Моисея до появления первых пророков, о которых говорится далее.
Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем, прияти плоды его. И емше делатели рабов ею, ового убо биша, ового же убиша, ового же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшие первых и сотворити им такожде (Мф.21:34–36).
Плоды, каких ожидал Бог от иудеев, – суть дела благочестия и чистой веры. Рабы, посланные к иудеям, были пророки. Они должны были видеть с утешением в иудеях высокие добродетели достойные забот Божиих, но видели пороки языческие и обличали их. Они должны были вести иудеев к высшему совершенству и озаряли умы их новыми и более ясными наставлениями о Спасителе мира, но встречали со стороны иудеев упорство и ненависть. Неблагодарность и злоба иудеев были так велики, что они поступили с посланниками Божиими, как с преступниками общественными. Иных из них били и заключали в темницу, как Ананию (2Пар.16:17–20) и Михея (3Цар.22:24, 27); других побили камнями, как Азарию (2Пар.24:20). Бог посылал рабов своих пророков одних за другими. Но с новыми послами поступали, как и с прежними. За обличения платили им побоями и смертью. Спаситель в другой раз прямо говорил иудеям, «вы дети тех, которые избили пророков». И потом прибавлял сердечную жалобу свою, «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе» (Мф.21:31, 37). Апостол Павел так изображает судьбу рабов Божиих, «иные замучены были; другие были подвергаемы посмеянию и побоям, также узам и темнице; камением побиваемы были, перепиливаемы были, от меча умирали» (Евр.11:35–37). О! вожди – вожди народа! тяжка ваша ответственность пред Богом. Если иные злодеяния совершает народ и без вашего непосредственного участия, без ваших соизволений на то, и тогда суд Божий возлагает на вас вину, потому что вы должны были воспитать в народе благочестие, а воспитали в нем нечестия и жажду крови невинных.
Последи же посла к ним Сына своего, глаголя, усрамятся Сына Моего (Мф.21:37).
Терпение небесного Владыки не истощалось злыми делами людей. После того, как иудеи то прогоняли, то убивали посланников небесных, Отец небесный открыл пред лицем иудейского народа самый поразительный опыт любви своей. После рабов послал Он для вразумления людей Сына Своего, или как передает св. Марк, «имея одного Сына любезного, напоследок и Его послал» (Мк.12:6). Св. Лука дополняет картину любви словами, «что Мне делать? Пошлю Сына Моего возлюбленного» (Лк.20:13). Потрясающая картина любви небесной! Притча говорит: посла к ним Сына, глаголя, усрамятся Сына Моего. Всеведущий знает все, что есть и что будет. Но любовь небесная как бы не хочет знать того, что люди не воспользуются новыми опытами благости её и продолжает являть благость; любовь небесная желает, чтобы люди поняли величие новой благости её и выставляет пред ними это величие; «указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться». Сын Отца небесного является в притче как свидетель истины Божией, как небесный и самый великий учитель. Христос Иисус точно начал служение свое людям призыванием к покаянию и вере.
Покайтеся и веруйте во евангелие, так проповедовал Он. И какой обильный свет небесный принес с собою на землю Сын Божий! Какое чистое, какое высокое, какое всеобъемлющее учение предлагал Он людям! Как сильны были наставления Его! «Никогда не говорил человек, как говорит сей человек», сознавались даже некоторые из иудеев. И чем же все кончилось?
Делателе же, видевше Сына, реша в себе, сей есть наследник, приидите, убием его и удержим достояние ею. И емши его изведоша вон из винограда и убиша (Мф.21:38–39).
Здесь притча переходить в пророчество и в пророчество такое, которое открывает не только будущие дела, но и самые тайны сердец. Господь изображает ту печальную действительность, которая открылась спустя несколько дней после беседы. По повествованию св. Иоанна, вот что было спустя дня три. Первосвященники и фарисеи в собрании составили совет о Иисусе, «что делать? Говорили. Этот человек творит много чудес. Если оставим Его, то все уверуют в Него и придут римляне и завладеют и местом нашим, и народом». Каиафа решил: «лучше нам, чтобы один умер за людей» (Ин.11:48–50). Видите, что было на сердцах? Боялись того, что великий чудотворец привлечет всех к себе. Боялись, что потеряют они значение свое в народе, лишатся столько дорогой для них чести и власти, останутся без первенства в винограднике Божием. Господь видит, что происходит в сердцах врагов Его, видит яснее и далее, чем видят они сами. Они прикрывают тревоги самолюбия кровожадного видами любви к отчизне, но Господь открывает им, что, собственно, происходит в глубине сердец их. Он говорит им, что только по своекорыстным видам они решаются на убийство, убием Его, да наше будет достояние (Лк.20:14). И на уме нет того у этих людей, чтобы вспомнить, сколько уже пролито святой крови св. пророков. Вместо того, чтобы из жизни отцов поучаться страху Божию, они решаются убить величайшего из пророков, Того, Кого сами же признают чудотворцем. Изумительное ослепление! Слова, удержим достояние его, – без сомнения слова не умные. Умно ли думать, что господин виноградника или Отец небесный оставит не наказанною смерть Сына Своего, или не в силах отнять собственность из рук похитителей наглых? Но разве страсти наши могут говорить и поступать умно? Их обыкновенное дело отуманивать ум и доводить нас до глупостей. Враги же Иисуса, как открывал Сам Он, действовали под влиянием князя тьмы, открытого врага власти Божией (Ин.14:30; Лк.22:31, 23:53). Так страшное решение произнесено, и оно выполнено, как предсказано в притче. Преданный Пилату, как враг кесаря, Иисус выведен из города на место, нарицаемое лобное (Лк.23:33) и там распят. Апостол Петр говорил иудеям об иудеях, что они не знали, что делали, распиная Иисуса (Деян.3:17). Да, они не понимали тайны примирительной смерти Христовой и не признали в Иисусе Мессии (Деян.13:27). Но все это отчего? Оттого, что заняты были только одною землею и не думали о духовном, ожидали от Мессии только земного величия, земного счастья, земной власти. Оттого-то хотя и видели по временам духовное величие Иисуса, но увлеченные страстями земными убили Начальника жизни (Деян.3:15). О! земля – земля! как пагубно обаяние твое для духа бессмертного!
Егда убо приидет господин винограда что сотворит делателем тем? Глаголаше ему: злых зле погубит их и виноград предаст иным делателем, иже воздадят Ему плоды во времена своя (Мф.21:40–41).
Если бы вопрос Спасителя предложен был самым несправедливым, самым несовестливым судиям, и те, по крайней мере из опасения показаться худыми людьми, отвечали бы, злодеев предаст смерти, а виноград передаст другим. Так поступили и книжники. Враги Иисуса произнесли приговор самим себе, конечно, не поняв на первый раз, что дело идет о них самих. Св. Лука замечает, что некоторые прибавили, да не будет (Лк.20:16). Это значит, что эти поняли, к кому относится приговор правды и ужаснулись. Ужаснулись всего более того, что виноградник отнят будет из рук их и передастся другим стражам, другим начальства м.
Он же воззрев на них, рече, несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла... Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды его (Мф.21:42–43).
Людям, занятым землею, не хотелось видеть в смиренном Иисусе Мессию и потому не хотелось допустить, чтобы относился к ним грозный суд Божий. Но Спаситель обличает их словами псалма и произносит решительный приговор о их участи. Псалом 117 сами иудеи признавали за пророчественную песнь о Мессии и его церкви. «Народ предшествовавший и сопровождавший», встречая Иисуса как Мессию в Иерусалиме, повторял в восторге слова псалма, «благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21:3). Апостол Петр говорит в синедрионе о Иисусе, «Он есть камень пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла» (Деян.4:11). Так пусть фарисеи и книжники отвергают Иисуса, но они тем самым выполняют над Ним пророчество о Мессии. Они бросают Его как камень ни к чему негодный, но по воле Божией Он оказывается в основании здания, при соединении двух углов. После того, что ожидает иудеев? Отнято у них будет царствие Божие и передастся народу, который приносить будет плоды. Так с твердостью сказал Господь вслух иудеев. Несчастные иудеи! они и поныне бродят ни всему свету, рассеянные гневом Божиим за смерть Сына Божия.
Притча о виноградарях прямо относится к иудеям, но косвенно касается она всего рода человеческого и каждого человека в особенности. Войди в себя, кто бы ты ни был. Не вложил ли Бог и в твое сердце семя любви к благочестью? В детстве служили тебе оградою родители, родственники, учители. Ты живешь в обществе христианском. Сколько тебе уроков для добра! Пред тобою слово Сына Божия. Ты читал и чувствовал, как оно животворно. Пастыри и учители церкви – стражи нового винограда Христова, они по долгу заботятся, чтобы сад Божий был с плодами ожидаемыми. Не думай, что безнаказанно могут пренебрегать их наставлениями. Любишь ли ты Господа Иисуса, как требует любовь Его к тебе? Христианам дано более средств для выполнения воли небесной, чем иудеям. О! не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией, излившейся на нас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарными пред такою любовью. Иногда ты вовсе забываешь о своем Господе и живешь умом и сердцем по своим прихотям, как отступник и мятежник. Сказать ли тебе, что из того будет? Если все станешь идти этим путем, участь твоя будет подобна участи иудеев. Все лучшее умрет в тебе; чувство добра и благочестия, которое услаждало тебя, притупится. Страшись страсти иудейской к земным выгодам, распявшей Сына Божия! Иначе можешь дойти до того, что отнимется у тебя царствие Божие.
Пожалуй, и ныне в след за ложными пророками говорят, мир, мир меж нами! Но на долго ли это? Что значит эта жажда разнузданности для страстей, закутывающаяся именем гуманности, человечности? Не ею ли дышали избивавшие пророков? Ложные пророки улыбались новизнам развратного язычества, которые жадно перенимаемы были у соседей народом иудейским. Не видно ли того же и ныне? Там и здесь раздаются возгласы против отсталости в мыслях, против обветшалой веры, против византизма; там и здесь требуют новой веры, новой жизни, – жизни и веры по уставам материальных порядков. Но не смущайся тем, чтитель истины Христовой! Кто упадет на камень сей – разобьется, и на кого он упадет – того раздавит, так сказал Господь наш и – слово Его не изменится. Слово Его исполнилось над иудеями, исполнилось над другими врагами Христовой истины, исполнятся и над каждым новым врагом. Истина Христова, при всем том, что нападали и нападают на нее, не переменит своего места, она камень неподвижный; она неизменима и незаменима; она вечна, как вечен Бог. Ничего, кроме замешательства в мыслях, кроме жалких противоречий себе самим и вечным законам правды не найдете в словах людей, которые восстают против Христовой истины, чем более, чем упорнее они восстают на нее, тем очевиднее становится их слабость и несостоятельность. Они – жалки. Сын Божий после того, как убит был людьми, явится еще раз, только в виде Судии и тогда преступных людей.
Братия! долг каждого из нас хранить виноградник Христов, святую веру и её установления. – Дороже святой веры ничего нет для нас на земле. Оберегайте ее от вольномыслия и вольнодумства, за ними вслед идут мрак и пагуба. Не доверяйте учителям лжи, они могут говорить красно, но в словах их яд для умов и сердец; это волки одеты в овечью шкуру. – Повинуйтесь пастырям церкви, им вверены слово Божие и таинства; кто слушается их, слушается не людей, а Бога.
Долг каждого из нас возделывать виноградник Божий, приносят плоды, ожидаемые Господом. Пользуйтесь благодатными средствами спасения. Как не дорожить спасением вечным? Жизнь коротка, а вечность беспредельна. Ходите достойно звания, в которое призваны вы небом, со всяким смиренномудрием и кротостью (Еф.4:1–3). Звание христианина высоко, много надобно трудиться, чтобы выполнять его.
О! да продлится над нами милость Твоя, незаменимый Спаситель наш! Аминь.