Беседа в храме города Майфилд,1907 г.
Мы слышали, братья, слова святого апостола Павла, читанные днесь на Литургии: вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего (1Кор.6:12). Все позволительно христианину, но не все полезно; все позволительно, но и позволенным он должен пользоваться так, чтобы оно не возобладало им, не сделало его покорным рабом своим. Сегодняшнее евангельское чтение и показывает на примере блудного сына, к каким печальным последствиям приводит человека неправильное пользование дозволенным и неумелое употребление свободы.
Некто имел двух сыновей; и сказал младший из них отцу: «Отче, дай мне следующую мне часть имения»; получив и собрав все, он пошел на дальнюю сторону (Лк.15:11–13). Младший сын чувствовал избыток сил, ему хотелось их применить на деле, хотелось пожить самостоятельно, свободно, без опеки, без стеснений, быть может иногда и лишних со стороны старика-отца. И такое стремление молодого сына, одно, само по себе, предосудительного не заключало; оно допустимо, но, как и можно было ожидать, оказалось не на пользу: никем не стесняемый, не удерживаемый, вдали от любящего родительского ока богатый молодой человек расточил все свое имение, живя распутно; друзья, вино, женщины довели его до печальной нищеты; пока были деньги, он постоянно веселился, а потом пришлось пасти ему свиней.
Вероятно, иные из его удовольствий были позволительны, но в должных границах. Слово Божие не осуждает радостей земных: «Ешь с веселием хлеб твой, – говорит Премудрый, – и пей в радости сердца твоего вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим; да будут одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей; наслаждайся жизнью с женою твоею, которую любишь и которую дал тебе Бог. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых будешь говорить: нет мне удовольствия в них, но помни, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.9:7–9; 11:9). Чистые радости и невинные удовольствия вполне позволены христианину, ими скрашивается горечь житейская; но если кто в них полагает весь смысл жизни, делает их целью своею, живет только для того, чтобы есть, пить и веселиться, во все дни предается им, тогда такой – раб своих страстей и погибший человек; его ожидает та же печальная участь, что и блудного сына. И вот святая Церковь и Христовою притчею о блудном сыне, и словами святого апостола Павла желает предостеречь нас и научить правильному пользованию удовольствиями и правильному употреблению свободы. Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но да не обладан буду от чего (1Кор.6:12). К свободе призваны вы, братья, но да не будет у вас места своеволию и произволу. Помните, что свобода ваша не должна быть поводом к угождению себе, но любовию служите друг другу (Гал.5:13).
Пользуюсь также настоящим нашим молитвенным собранием, для того чтобы сказать вам и прощальное слово свое. Вам, конечно, ведомо, что я отхожу от вас и со многими вижусь последний раз. При таких обстоятельствах приходит мне на мысль трогательная первосвященническая молитва Христа Спасителя к Отцу Небесному.
Готовясь расстаться с учениками Своими, Спаситель молил Бога Отца, чтобы Он соблюл их, как доселе соблюдал их Сам Христос, сохранил от неприязни, да не погибнет никто из них, освятил их истиною Своею и объединил их во взаимной любви (см. Ин.17). Молитва эта зовется первосвященнической, ибо Христос молится в ней как Пастырь, Первосвященник о пастве Своей, об учениках и верующих в Него по слову их. По образу Пастыреначальника нашего Христа и я, готовясь расстаться с вами, уходя от вас в иное место, прежде всего возношу к Отцу Небесному молитву о пастве моей бывшей. Между архипастырем и паствою есть союз, и союз этот более всего проявляется во взаимных молитвах. Жизнь наша сложилась так, что лишь некоторые из паствы имеют соприкосновение с архиереем по делам, а остальные видят его только в храме совершающим богослужение и возносящим молитву о пастве. Обычно архиерея, прибывшего в епархию, паства встречает во храме. Молитвою начинается его служение пастве и молитвою – «прощальным богослужением» – заканчивается оно. Впрочем, и по отшествии архиерея в иное место ничто не возбраняет ему молиться за бывшую паству, ибо для духа нет пространственных препон и любы николиже отпадает (1Кор.13:8).
И вот настоящая, при отшествии моем от вас, молитва моя к Отцу Небесному та, чтобы Он соблюл вас в истинной вере и уберег от неприязни вражией. Спаситель, отходя от мира сего, опасался за судьбу немногих учеников Своих, оставшихся пред лицем многих врагов. Симоне, Симоне! се, сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу; Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращься утверди братию твою (Лк.22:31–32). Как и нам не опасаться за малое стадо наше?! Как легко ветер может погасить свечу, горящую в открытой комнате! Как легко волны морские могут потопить гребца в утлой ладье! Мы не можем похвалиться здесь ни численностью своею, ни знатностью, ни богатством, ни ученостью, – тем, что ценно в глазах мира сего. Мы сильны здесь только истинною, правою верою, но и сие не от нас, а Божий дар (Еф.2:8), об умножении которого в нас и надлежит просить Господа.
Отче праведный! К тому несмь зде, и сии в мире суть. Не молю, возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни. Отче святый! Святи их во истину Твою и соблюди их во имя Твое; не о сих токмо молю, но о всех верующих, о всех тех, коих дал Ты мне некогда, да знают они Тебя истинного Бога, и да пребудут в Церкви Твоей святой и в вере православной.
Вы же, братья, разойдясь отсюда и возвратившись к тем, кои послали вас сюда, утвердите и братию свою в вере и любви к святому Православию. Чему вы здесь научились истинному, честному и праведному, что слышали и видели доброго, то и сами творите, и другим поведайте о том.
Аз же и по исходе моем потщуся всегда память о вас творити (см. 2Пет.1:15). Господь со всеми вами (2Сол.3:16).