Беседа в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 1858 г.
Не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте (Филип. II. 4).
Торжественно и благодарственно пред Богом воспоминая ныне, что в сей день Бог «вознес избранного от людей своих» (Псал. LXXXVIII. 20), Благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича, исполняем, благоверные Россияне, праведный и прекрасный долг. Царь, по священному закону наследия, мирно восходящий на престол, и мирно простирающий благотворную власть над царством, как свет утра над землею, есть высокий дар Божественного Провидения народу, и благонадежный залог его благоденствия.
К благоговейному воспоминанию воцарения, последовательно будет присоединить внимательное воспоминание, что вместе с оным дали мы пред Богом обет верности Благочестивейшему Самодержцу нашему. Обет сей тверд царственным законом, тверд именем Божиим, тверд у каждого из нас сердечным к Царю расположением, так что, если бы на кого между нами пало нарекание в нарушении сего обета, сие болезненно поразило бы не только его, но и всех. Но чем более все мы дорожим верностию к Царю: тем более каждый из нас должен быть внимателен, чтобы иметь сие качество в полной силе и в совершенной чистоте.
Царь, по истинному о Нем понятию, есть глава и душа царства. Не возразите мне, что душою государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но1 закон в хартиях и книгах есть мертвая буква: ибо сколько раз видено было в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а, между тем, преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела их, а, между тем, они расстроиваются! Закон, мертвый в книге, оживает в действователях: а верховный государственный действователь, и возбудитель и одушевитель подчиненных по закону действователей, есть Царь. Итак, Царь, по истинному о Нем понятию, должен быть душою царства.
Как душа и тело суть едино; так Царь не отделяет Себя от царства Своего: а потому и верности требует Себе от нас, не только как лицу отдельному, но и как живущему общею жизнию с царством; требует верности не только для Себя, но и для блага царства. Из сего следует, что вполне верен Царю тот, кто, смотря по своему положению в царстве, так располагает своею деятельностию, чтобы она всевозможно соответствовала законной воле Царя и Его попечению о благе общем и частном. Чистоту верности определит внимательному его совесть, если внутренно будет ему свидетельствовать, что он требуемые верностию дела творит по чувству долга и по любви к Царю и Отечеству, а не по своим личным видам, и не покрывает благовидными делами, как личиною, побуждения незаконные и порочные.
Чтобы сии мысли о верности с успехом вводимы были в жизнь общественную и частную, и обращаемы в соответственные дела, для сего нет ничего лучше, как то, чтобы верные сыны царства земного последовали руководству, какое в слове Божием дано верным сынам уготовляемого и чаемого царствия небесного: «да тожде мудрствуете вси, туже любовь имуще, единодушни, единомудренни, ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще; не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте» (Фил. II. 2–4).
В великом обществе, при множестве и разнообразии предметов и дел, о которых нужно «мудрствовать», – рассуждать, составлять законы, правила, определения, и приводить их в действие, неизбежно большее или меньшее разномыслие. Но если разномыслие усилится: то неукрощаемая борьба мнений может послужить не к созиданию блага общественного, а к разрушению. Итак, желающие быть верными благу общественному, старайтесь, сколько можно, «да тожде мудрствуете вси», да будете «единомудренни». Но как достигнуть единомыслия, когда во множестве людей, при разности свойств, образования, направления, неизбежны разные воззрения на предметы и различия мнений? – Для сего старайтесь быть «единодушни». Поставьте общественное благо2 средоточием ваших стремлений. Соединитесь в желании общего блага. Добрая воля человека имеет великую и благотворную силу над его собственным умом; и умы других удобно преклоняет к себе добродушие. Когда страсти не разделяют сердец: истина беспрепятственно входит и соединяет умы.
Есть препятствия и единодушию общественному. Люди имеют много частных желаний и личных видов, которые их разделяют, или производят, вместо соединения, столкновение. Против сего апостольское слово дает следующее наставление: «не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте».
По закону общества позволительно искать «своих си», – своих потребностей, своей безопасности, своего спокойствия, даже своей выгоды и своего преимущества: но при неограниченности человеческих желаний, если не поставить предела исканию «своих си», то общественное благо будет растерзано; и даже основание общества потрясено будет; пoелику основание общества состоит в том, чтобы пожертвовать большею или меньшею долею небольших3 сил и средств личных и частных4 и за то воспользоваться великими силами и средствами общественными. И, пoелику выгоды и преимущества некоторых членов или части общества нередко отражаются на других ограничением их выгод и преимуществ: то чем неумереннее одни будут искать своих выгод и преимуществ, тем более будут располагать других к недовольству и противодействию, от чего может возникнуть в обществе внутренняя вредная борьба. Будьте же предусмотрительны; предохраните себя и других от неприятностей и затруднений; ограничьте ваше искание «своих си»; и, что еще лучше, сверх сего «и дружних кийждо смотряйте»; старайтесь, сколько можно, чтобы ваше довольство не только не препятствовало довольству других, но и благоприятствовало ему.
Имеющий власть, не ищи только «своих си», – не люби властвования произвольного, не управляемого законом, справедливостию и благостию; «смотряй... и дружних», – умеряй твою власть, поколику сие совместно с соблюдением порядка, и не стесняй свободы подвластных, поколику она полезна и незлоупотребляема5: тем более чтима будет власть, тем вернее будет повиновение.
Но и ты,6 находящийся под властию, не ищи только «своих си», – не домогайся своекорыстно и своенравно7 уменьшения твоих обязанностей пред властию и расширения твоей свободы; «смотряй... и дружних», – помышляй, что имеющий над тобою власть, имеет ее для устроения и охранения8 твоего блага; и дай ему для сего средства в твоем добровольном повиновении и в неуклонном9 исполнении твоих обязанностей. Тем более ты будешь любезен власти; тем более ты доставишь удобства ея попечению о облегчении твоих трудностей, и об улучшении твоего положения.
Обладающий богатством, не ищи только «своих си», – умножения богатства: «смотряй... и дружних», – не упускай случаев оказать помощь нуждающимся; не избирай для умножения твоих стяжаний таких средств, которыя стесняют или истощают других.
И ты, смиренный земли, каким-нибудь для других трудом снискивающий себе насущный хлеб, – и ты не «своих си» только, но и «дружних смотряй...»; не о том только помышляй, чтобы верно иметь хлеб и плату за труд; но так же верно, без небрежения, опущения, подлога, обмана, делай данное тебе дело в пользу других, как верно и без ущерба10 желаешь получить твое воздаяние.
Так во всяком звании и состоянии, возбуждая и направляя11 нашу деятельность, не самолюбием и своекорыстием, а доброжелательством и любовию к ближним вообще и в частности, мы можем, каждый в свою меру, содействовать благу и благоустройству общественному, и явиться истинно верными не только пред Царем и отечеством, но и пред Богом, Который «верному в мале» воздаст «многим» во царствии Своем (Лук. XVI. 10). Аминь.
* * *
1 В рукописи автора сии слова вписаны после.
2 В рукоп. автора прежде стояло: «желание общественного блага».
3 В рукоп. автора прежде было: «частию малых».
4 В рукоп. автора это вставлено после.
5 В рукоп. автора вместо сего прежде стояло: «безвредна».
6 В рукописи автора сих слов прежде не было.
7 В рукописи автора сих слов прежде не было.
8 В рукописи автора сих слов прежде не было.
9 В рукописи автора сих слов прежде не было.
10 В рукоп. автора эти слова вписаны после.
11 В рукоп. автора прежде вместо сих слов было: «управляя».
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.