Беседа в день святых верховных апостолов Петра и Павла. 1842 г.
Подвигом добрым подвизахся, течение
скончах, веру соблюдох (2Тим.4:7).
Так говорит о себе святый апостол Павел!
Если бы нужно было для кого-либо из предстоящих здесь доказывать, надобно ли, достоит ли чествовать святых, то мы могли бы указать на то, что говорит о себе Павел. Ибо не произносит ли апостол хвалы, не воздает ли чествования подвигам, какие совершила в нем и чрез него благодать Христова, когда говорит, подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох? Не говорит ли он этою хвалою, что истинное христианство не отказывается отдавать уважение подвигам людей Божиих, подвизавшихся для Бога? Но, благодарение Господу! множество празднующих в память святых апостолов, радостное, благоговейное торжество, каким чтят тысячи великих проповедников славы Христовой, – само собою показывает, что не имеем нужды обращаться к словам апостола за мыслью о чествовании святых. Между тем и без того слова апостола представляют так много назидания, утешения, поучения, что опасаюсь, могу ли объяснить все содержание их, если решусь на это. Вашими молитвами, верховные апостолы, да подастся свет и сила разумению и слову моему!
Подвигом добрым подвизахся, говорит апостол. Жизнь свою, свою деятельность апостол сравнивает с деятельностью борца. И сколько трудов, сколько борьбы испытал учитель языков! Сколько опасностей перенес он! Какое изумительное зрелище страданий представляет нам жизнь его! «в трудах я был многих, так повествует сам он, в ранах, в темницах, многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне по сорока ударов без одного; три раза били меня палками, однажды камнями побивали; три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, испытал беды на реках, беды от разбойников, беды от единоплеменников, беды от язычников, беды в городе, беды в пустыне, беды в море, беды между лжебратиями. В труде и изнурении, часто во бдении, в гладе и нужде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:24–27). Мужи браней! кто из вас представит подобный список службы, в котором было бы столько бед жизни, сколько подвигов против смертей?
Да, братия! жизнь истинного христианина – жизнь ежедневных страданий, страданий часто неожиданных, и страданий тяжких. Не от нас зависит дать другой вид жизни во Христе, вид более приятный, более легкий, нежели каков он есть. Если угодно, вы можете избрать другой путь, путь, который называется и есть путь широкий, путь гладкий, путь без страданий и скорбей; только можете быть уверены, что этот другой путь поведет вас не иначе как в ад. Выбирайте тот или другой путь, это от вас зависит; но свойств и следствий избранного пути не пытайтесь переменять, труд не принесет пользы. Лазарь лежал на гноище, потому что он решился быть праведным Лазарем; богач каждый день веселился, потому что хотел быть роскошным богачом; один отдал душу воле Божией и – страдал; другой предан был страстям и – жил весело, доколе жил только телом. Перечтем лики святых Божиих, кто из них жил так, как жил роскошный богач? Прославлены Господом патриархи, но они были странниками и пришельцами на земле, во всю жизнь искали грядущего града; в здешнем же мире не знали, где и на чем остановиться душою. Прославлены пророки, но какова была участь их? Люди жестоковыйные, говорит апостол Стефан к иудеям, кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие праведника (Деян.7:51–52). Во времена христианские, за апостолами следовали мученики и исповедники. И ужас обнимает душу, когда читаем, каким лютым терзаниям, и с каким зверством подвергали их враги имени Христова. А ваша жизнь, преподобные, Божии святители, человеки блаженные, ваша жизнь не была ли также жизнью борьбы и подвигов? Кто из вас не скажет о себе, позором мы были для света; свет забывчиво веселился и нежился; то спал он и дремал в беспечной неге, то пробуждался для того только, чтобы искать, как говорит он, развлечения; а нам спать было некогда, нам покоиться не доставало времени; и свет, улыбаясь, называл нас странными, если только не гнал нас злобно. Утешься же бедный странник земной! если другие на твой счет питаются прохладно, а твоя жизнь полна скорбей, знай, что на тебе лежит печать Божия, его же любит Господь, наказуем. Знай, что крест есть знамение последователя Христова, – знамение, с которым открыть для тебя вход в вечное блаженство.
Впрочем, апостол говорит не просто о подвиге, о трудах, о неприятностях жизни; он говорит о добром подвиге, подвигом добрым подвизахся. Предписывая тот же добрый подвиг ученику своему Тимофею, он яснее определяет, что это за подвиг, которым и сам он мог утешаться в душе, и который предписывал другим, подвизайся, говорит он, добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь (1Тим.6:12), т.е. подвизайся тем добрым подвигом, который имеет в предмете своем веру Христову, стремись к вечной жизни, трудись для вечной истины, для вечной святости, а не для времени.
Так, братия, не важно еще, если мы только трудимся, но не разумеваем, для чего трудимся, чего домогаемся. Несчастный корыстолюбец не спит ночи, измучен дневными заботами, весь занятый корыстью, но к чему труды его изнурительные? Страшно подумать, – на погибель. Ибо можно ли ждать другого? Забыта вера, забыто человеколюбие, забыт страх Божий в заботах о деньгах. И ты, бедный страдалец честей и власти, каких мук не терпел, смотря на возвышение другого! Тебе нет покоя среди происков, которыми ты подкапываешься под доброе имя и честь другого. И к чему все это? Только для того, чтобы несколько лишних колебаний воздуха, несколько звуков, пробегающих отозвалось в душе твоей тревожными волнениями. Какой суетный труд! какой неблагодарный подвиг! Но, если учитель языков говорит о своем подвиге, как о добром подвиге, то, имея в виду недобрые подвиги других, без сомнения, более всего имеет в виду недобрые подвиги недобрых учителей. Кто же это такие учители?
Прежде того, как сказал он Тимофею, подвизайся добрым подвигом, писал он, ты же, о человече Божий, бегай сих (1Тим.6:11). Кого же сих? людей, говорит он, которые страдают страстью к состязаниям и словопрениям, порождающим зависть, распри, злоречие пустые споры (1Тим.6:4). Бабьих басней отрицайся, сия воспоминай засвидетельствуй пред Господом не словопретися, что не служит ни на куюже потребу, а на разорение слышащих (2Тим.2:14). Вот преимущественный предмет обличения в апостольском слове о добром подвиге. Совести каждого предлагаю на суд, не относится ли это обличение апостольское к тем братиям нашим, которые ведут споры, отделяются от церкви, лишают себя таинств из-за слов? Ревность к отеческому преданию – дело доброе. Но ревность бывает и неразумная, осуждаемая словом Божиим. Подумай, любезный мой, стоит ли предмет твоей ревности того, чтобы из-за него добровольно отлучал ты себя от церкви и благодатных даров её? Не имею нужды пока говорить тебе, что твое глаголемое отеческое предание не так древне, как ты думаешь, – уверяю тебя только словом апостола, что ни отцы не хотели, чтобы ты питал вражду из-за слов, не заключающих особенной мысли. Подумай осмотрительно, с заботою о своем спасении, в чем состоит спасительная вера? В чем состоит спасительное благочестие? В предметах ли твоего словопрения? Прочитай евангелие, прочитай учение апостолов, найдёшь ли ты там хотя одно слово о том, о чем идут споры между твоими братиями? Нет! и так следуешь ли ты здравым словам Господа нашего? следуешь ли учению, которое по благочестию? Или же, не состоит ли все дело твое в бабьих баснях? Осмотрись, не люди ли, которые обращают благочестие в средство к прибыткам, поддерживают тебя в неразумном ревновании, отчуждающем тебя от церкви? Осмотрись? – дело идет о спасении души твоей; дело идет о том, что весь твой подвиг жизни может остаться подвигом недобрым, подвигом ни на куюже потребу, а на разорение тебе и слышащим. По любви к твоему спасению воспоминаю тебе сие и, следуя апостолу, заклинаю не словопретися.
Апостол, продолжая в наставление другим изображать свою жизнь, говорит, течение скончах, веру соблюдох, – законный подвиг мой кончился, верность Господу соблюдена. Когда говорит это апостол? Он видит пред собою мученическую смерть свою: аз уже жрен бываю (2Тим.4:6); видит себя при самом конце жизни, время моего отшествия наста. И вот в какое время обращает он взор на свое прошедшее, на дела своей жизни. Прежде того он говорил, задняя забывая, в предняя же простирался, со усердием спешу к почести вышнего звания (Флп.3:13). Прежде того он не хотел смотреть назад – на путь, пройденный им в славу имени Христова, а весь занят был только тем, чтобы идти вперед, ближе и ближе становиться к цели путешествия. Жизнь его и прежде была такова, что он мог бы говорить, на ней нет пятна. Но, прежде чем окончен был путь, апостол заботливо помышлял, что дела его еще не кончены, что цель еще не достигнута. что почесть, обещанная высшим званием, еще не дана.
Так, братия, апостол примером своим учит нас тому же, чему поучал Господь в откровении ангела ефесской церкви: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр.2:10), тому же, чему поучал Он же ангела фиатирской церкви, побеждающему и соблюдающему дела мои даже до конца дам власть на языцех (Откр.2:26). Надобно подвизаться до гроба; и только при дверях гроба можно, если кому дано будет благодатью, говорить душе, подвиг кончился, теперь время успокоиться. Многие превосходно начинают путь спасения, и потом живут совершенно иначе, совсем – не во спасение. Как горько смотреть на такие примеры! Конечно, не многим, очень не многим дается свыше оставаться всю жизнь с неизменным пламенем в душе; со многими из благочестивых случалось временное ослабление в ревности к добру, временная сухость в чувствах, временные ошибки и довольно значительные. Чем же предохранять себя от того ослабления, которое решает собою погибель души? Не дозволяй себе засматриваться на добро, которое, при помощи благодати, успел ты сделать; иначе оттого ты и ленив к трудам, – оттого ты и занять собою. Заметил за собою леность? Понуждай себя к трудам, не прощай себе ошибок, а обличай их в себе строго. Воздыхай о немощах, молись о помощи небесной, и таким образом возгревай в себе любовь к Господу. Пагубно останавливаться на пути с уверенностью в своем совершенстве; пока не кончен подвиг, не время покою, или же это будет покой погибельный. Только тогда приближаемся мы к цели, когда идем к ней, не останавливаясь; для каждой минуты жизни нашей назначено свое дело; следовательно, если остановился и на минуты в покое, то много потеряю для вечности. Бдите и молитеся, сказал Господь. Иначе нельзя надеяться на успех. Духовное бодрствование не допустит до бедственного сна греховного, молитва будет низводить благодать, необходимую для нас слабых.
Молитвами верховных апостолов благодать Господа нашего Иисуса Христа да укрепить, да утвердит нас во всяком деле благом. Аминь.