Проповеди на праздники:


Беседа в день Пятидесятницы. 1847 г.

В день веселия духовного о ниспослании святого Духа приличнее всего, слушатели, беседовать о самом пришествии святого Духа. И как важен, как велик предмет сей сам по себе! Сколько в нем света для ума, сколько утешения для сердца!

Обстоятельства сошествия святого Духа изобразил нам св. Лука. Обратимся же к его повествованию.

Три предмета изображает нам в своем повествовании о святом Духе св. Лука:1) состояние учеников Христовых пред нисшествием святого Духа; 2) самое нисшествие и 3) суд людской о сем событии.

1) Егда скончавахуся дние пятидесятницы, быша вси единодушно вкупе. В таком состоянии были избранные Христовы пред принятием святого Духа. Не разделенные местом не разделены были и душами. Господь Иисус, в последнее свидание с ними, повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча – силы святого Духа (Деян.1:8). Верные Христовы так и поступили. Они пребывали все вкупе – в одном месте, в одной горнице; никто не думал отлучаться куда-либо из Иерусалима; они ждали Утешителя; Утешитель стал единственным предметом их мыслей и желаний. Бе же имен народа вкупе, яко сто и двадесять (Деян.1:16), – в том числе, и пресвятая Дева, в том числе, кроме двоюнадесяте, и седмьдесять апостолов. Всех было сто двадесять человек, – и все были единодушны, у всех была душа одна, сердце одно; сто двадесять сердец слились в одно чувство; сто двадесять умов соединились в одну мысль: прекрасное зрелище! Конечно, не были тревожимы сии души движениями самолюбия: иначе они не могли бы соединиться союзом духовным; они расторгли бы и союз местный. О! там, где живут подобные страсти, там не бывает союза мира; или, если и бывает, то ненадолго, на время, – держась на взаимном договоре разных страстей, – договоре столько же непрочном, как непрочны, переменчивы прихоти нашего сердца! Но благоволит Господь о чистом, святом, союзе сердец. Идеже два или трие собрани во имя Мое, говорит Он сам, ту семь посреде их. О сем-то союзе не земном Он молился к Отцу: да вси едино будут: яко же Ты Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут (Ин.17:21). О нем-то Он повторял неоднократно ученикам своим: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, яко же возлюбих вы (Ин.15:12). О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35).

Апостолы исполнили волю Сладчайшего, исполнили, творя плод духовный – молитву. Сии вси бяху терпяще единосущно в молитве и молении (Деян.1:14). Они молились, поскольку слышали наставление: просите, и дастся вам: толцыте, и отверзется, т.е. без нас самих ничего не дадут нам; молились, поскольку не считали себя достойными обещанной им благодати, – страшась Того, Коего глас поколебал некогда землю; молились, поскольку самое желание Утешителя, самое стремление к Нему вседушевное было уже молитвою. И сколько времени протекло в этой единодушной молитве? Девять дней; девять дней не преставали молиться, – девять дней, не смотря на ясное, непреложное, обещание Спасителя об Утешителе, молились крепко. Верно, слушатели, молитвы нужны нам, – молитвы не кое-какие, приготовление не короткое; нужны, хотя Господь наш – как Всеведущий, знает и без нас, чего мы требуем, и как благий и премудрый готов и может устроить полезное нам. Они нужны не Богу сердца нашего, а нам бедным: нам, поскольку мы должны непрестанно повторять – остави нам долги наша, не введи нас в искушение, подаждь нам, яже на потребу; нам они нужны, поскольку мы молитвою очищаемся и становимся способными к принятию даров благодати. Если мы думаем, что можем быть и без молитвы, то мы в заблуждении; беспечное к небесному, но не к земному, сердце наше обманывает нас; не потому мы не молимся, что будто надеемся получить все без молитвы; а потому, что не желаем, не ищем всего нужного для бессмертной души нашей: ибо можно. не желать, и не молиться.

Апостолы молились и, когда единодушием и молитвою, незаметно для них самих, очищались и уготовлялись к принятию Духа святого, наступил пятидесятый день после пасхи иудейской: скончавашася дние пятидесятницы. День сей быль один из самых торжественных в церкви иудейской; весь народ иудейский стекался в храм благодарно воспоминать синайское законодательство. Ибо в пятидесятый день, по исходе евреев из Египта, Господь, в громах и молниях, дал закон на Синае. Апостолы не пошли в храм, куда торжественность праздника ветхозаветного призывала всех иудеев в пятидесятницу. Это уже показывает, что они ожидали, не исполнится ли в этот самый день обещание Спасителя о ниспослании нового законодателя. К тому же, самый день располагал к такому ожиданию: дух рабства, какой возлагал закон на своих подчиненных, заставлял воздыхать о другом законе, о законе духовной свободы; а день ознаменованный объявлением закона рабства, получившим уже обещание нового закона представлялся самым приличным для обнародования сего закона. И чаяние апостолов исполнилось.

2. И бысть внезапу с небесе шум, внезапно произошло движение воздуха. Что ж это такое? бысть внезапу, следовательно, не что-либо обыкновенное: бысть с небесе шум, тогда как ветер идет не сверху вниз, а с той или другой стороны света; следовательно, это не было действие обыкновенного ветра: с небесе шум, следовательно, это не было и действие землетрясения, хотя и подвигнудись толпы народа; яко носиму дыханию бурну, – шум происходил такой, какой бывает во время бури от сильного движения ветра, было нечто похожее на явление бури, но только похожее, похожее по силе, а не по свойству. И исполни весь дом, идеже бяху седяще. Шум наполнил весь дом, но вне храмины апостольской все осталось в обыкновенном положении. И явишася им разделены язы́цы яко огненны, – показались средь храмины в воздухе огни; но то не были огни обыкновенные или молниеносные; они не палили и не убивали; они были только похожи на огни – яко огненны язы́цы. Носясь над главами учеников, они опустились на них, и опочили: седе же на едином коемждо их.

Что ж это за бурные, огненные силы, наполнившие одну ив иерусалимских горниц? Кто, и для чего нисшел в таком виде? Спаситель обещал послать Духа, иже от Отца исходит; – Утешителя, Который Своею мудростью должен наставить на всякую истину, своею силою чудодейственно избавлять от всякой беды (Ин.15:26, 14:26), Который, разделяя властью коемуждо, якоже хощет (1Кор.12:11), всюду присутствует. Так, нисшедший в иерусалимскую горницу есть сам Бог Дух. Но откуда приходить, и куда нисходить все наполняющему Собою? Недоумение сие разрешает св. Златоуст: «по нужде, говорит он, так выражает писание о Боге». Подлинно, нельзя же говорить другим языком с теми, которые, быв облечены плотью, знакомы с одним языком земным; нельзя изображать для нас духовных действий Божиих так, как они сами в себе суть. Когда писание говорит, что там или здесь является Бог, туда или в другое место приходит Он, то это значит, что оно говорит о явлении силы Божией в ощутительном для лас виде, об откровении Его действий в знамениях видимых. Животворящая сила Божия все живить, всюду действует, но иногда обнаруживается она более ощутительным образом, по силе власти своей, и для некоторых становится более близкою, по мере вместимости их. Так, сошествие святого Духа в иерусалимскую горницу не есть, собственно, сошествие святого Духа, а ощутительное явление силы Его, обнаружение особенного присутствия Его. Подобное было в раю для Адама, при Илии на Хориве, при Моисее на Синае.

Дух Святый бе присно, есть и будет, поет церковь. Не в первый раз Он открывается миру; не в первый раз Он начинает действовать на неустроенные стихии бытия человеческого. Им просвещаемые глаголали святые Божии человеки. Им всяка душа живилась, какая только была истинно живою. Тем не менее явление Его в иерусалимской горнице есть явление особенно важное. Оно составляет начало особенного общения Божества с человечеством. По совету Триипостасного, Сыну Божию не навсегда надлежало оставаться на земле видимо; за Ним вслед должен был низойти на землю святый Дух. Аз истину вам глаголю, говорил Сам Христос, уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин.16:7). Почему же Дух святый не пришел прежде, чем оставил землю Христос Господь? Не у бо бе Дух святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.7:39), говорит евангелист. Прежде, чем прославлено было человечество Иисуса Христа, и прославленное сделалось как бы органом для сообщения Духа святого людям, – люди, по грубости и плотяности своей, не могли непосредственно принять обилия Духа святого. Но человечество Искупителя, просветленное славою Божества по вознесении на небо, по тесному соединению своему, с одной стороны с Божеством, с другой с человеками, открыло собою пресвятому Духу ближайшую удобность излить дары благодати на апостолов, и чрез них на все человечество. Это-то значат слова Христа Господа о святом Духе: Он от Моего приимет. Сын Божий совершил дело Свое на земле – дело искупления людей. Дух благодати нисходит, чтобы соделать людей способными к усвоению себе заслуг Искупителя, просветить, очистить, освятить сердца людей. Дело освятителя грешного рода человеческого Он начинает – нисшествием своим на апостолов.

Что же означали видимые знамения явившегося в сионской горнице? Были ли это только знаки присутствия Духа святого? Но, в таком случае, для чего их несколько? Всего вероятнее, что эти знаки заключали в себе указание и на свойства нисшедшей благодати. Чудный огнь, наполнивший сионскую горницу, выражал то, что Дух святый, как огнь невещественный, действует двумя силами: светом и теплотой, – светом веры, теплотой любви; Он озаряет умы апостолов истинами высокими и возжигает в них. любовь к святости, для озарения и обновления целого мира. Огни явились в виде языков, это было знаком даруемой способности говорить разными языками, для возбуждения ума и сердца. Некогда многоязычие, быв следствием нечестивого замысла человеческого, рассеяло племена и народы. Теперь же языки указывают в будущности благодетельные перемены, имеющие произойти при посредстве дара слова, – соединение рассеянных многоязычием племен под кров одного всеобщего училища истины. Некогда огнь и буря, сопровождавшие законодательство синайское, соответствовали силою своею строгости закона: кротость огня, почившего на апостолах, показывает, что новый завет дышит не судом, а милостью; дыхание же ветра, предшествовавшее явлению огня, говорит о том, что благодатная Сила, открывающаяся светом и теплотой – все проникает, все наполняет, ничем не удерживается, – тонко и быстро, как дыхание: внезапу бысть шум.

Исполнишася вси Духа свята. Апостолам и прежде сообщены были дары Духа святого. Воскресший отверзе им ум разумети писания (Лк.24:45), даровал силу вязать и решить (Ин.20:23); но теперь, по мере очищения деятельного, они получили обильнейшие дары благодати. Доселе мысли их не совсем были чисты; доселе земные, человеческие пожелания часто входили им на сердце. Господи, аще в лето сие устрояеши царство израилево, вопрошали они Его пред самым Его вознесением (Деян.1:6). Теперь душа их изменилась; они – иные и по уму, и по сердцу. Теперь не частный дар Духа прияли они, как, например, дар прощать грехи, но всю полноту даров Духа святого; не одно благовоние духовного бальзама разлилось в душах их, – самый бальзам Духа наполнял сердца их; не какой-либо луч света коснулся ума их, но полный свет озарит умы их; божественное дыхание проникло и оживотворило всю душу их. И весь мир духовный и вещественный стал иный в умах и сердцах их. Им открылись тайны Божии, которых не могли узнать никакие мудрецы мира. Простые рыбари, питомцы народного закона, стали учителями всемирными и мудрецами непобедимыми.

И начаша глаголати иными языки. Тогда, как сердце полно было огнем небесным, душа кипела жизнью новою, произошла перемена и в органе слова, – в проводнике духовного. Евреи по племени, галилеяне по месту рождения, апостолы умели говорить только на языке еврейском, и притом на худшем наречии его – галилейском, но осененные Духом, они начали говорить языками иностранными. Иными языки, самые эти слова говорят, что исполненные Духа святого говорили языками, которых прежде не знали. Христос Иисус обещал, что верующие в Него возглаголют языки новы, и называл это знамением, чудом (Мк.16:17); а вовсе не было бы никакого чуда, если бы одушевленными произносились только нечленораздельные звуки. Свидетели иерусалимского явления были свидетелями того, что апостолы говорили на языках различных народов; дар говорить разными языками известен был в последствии и в церкви коринфской (1Кор.14:22). Яко же Дух даяше им провещавати, сильнее нельзя было сказать для выражения того, что иерусалимские верующие говорили разными языками. Яко же даяше – указывает не на содержание речей, а на вид языков, которым каждый говорил, по действию святого Духа.

И поведаша величия Божия. Дивно, что несвободные волнения, произведенные стороннею силою, были вместе действиями высше свободными, и являлись делом самых свободных и разумных сердец: и поведаша. Это от того, что действовал Дух свободы и разума. Под Его влиянием апостолы вещали величия Божия, прославляли чудные дела и совершенства Божии, которые теперь открылись для них в особенной полноте и ясности, восхваляли Того, Кто обещал совершить в них и совершил чудесную перемену.

3. Но что между тем делает мир – свидетель события столь чудного? Что думают, что говорят о событии люди плотские.

Подвигнутые шумом бурного дыхания и хвалебными гласами ста двадесяти человек, пришедшие на праздник стеклись к храмине апостольской. Все изумились. Грек и римлянин, ливиянин и мидянин, услышали свои природные звуки из уст не учившихся галилеян; пред ними, в слух каждого, не знакомые с иностранными языками говорит языком парфянина и египтянина, кападокийца и критянина – обитателей Европы, Азии и Африки. Мало того. Простые люди вещают величия Божия, открывают истины, выражают чувства столь высокие, столь святые, с какими никто из предстоявших не был знаком. Все это налагало перст на уста говорливой мудрости человеческой, и поражало предстоявших ужасов. Ужасахуся же вси и недоумевахуся, друх ко другу глаголюще: что убо хощет сие быти?

Но скоро нашлись люди, для которых показалось слишком простым делом все, что ни происходило с апостолами. Что тут, говорили, удивительного? Вином исполнены суть. Вино вывело из обыкновенного порядка, вино причиною веселости их, шума и говорливости. Таков суд людей о деле Божием!

Удивляться ли сему? Мир всегда ошибается, когда судить по-своему о действиях благодати Божией. Сколько хулы наговорил он после иудеев о событиях апостольской храмины! Сколько клевет произнесено им на святых Божиих только потому, что не понимали их! Как поступали, и поступают люди мира каждый раз, когда бывают свидетелями явлений необыкновенных, изумляющих своею сверхъестественностью? К несчастью, слишком скоры бывают на то, чтобы о всем судить, на все давать свои мнения, все измерить мерою своего рассуждения и опытности земной. Гордость возбуждает, самозабвение оправдывает прозорливую пытливость. Начинают сперва необыкновенное подводить под уставы обыкновенного; а потом не верят ничему необыкновенному. Пусть, если уже хотят знать, что-нибудь, остановились бы на вопросе: что убо хощет сие быти? Пусть рассмотрели бы наперед необычайное явление со всех сторон. Пусть измерили бы, далеко ли простираются познания их о природе, чтобы выше-естественное объяснять из уставов естественного. Тогда гордость их смирилась бы. Тогда сказали бы: все Божие – выше человеческого; святые Божии – выше людей ежедневных, евангелие Божие – выше, учения мудрецов земных, и всему Божиему остается только верить. Дивно ли, слушатели мои, что Бог действует так, как хочет? Нет, дивно одно, что мы не знаем, как мы немощны, как нужна нам помощь Божия на каждом шагу, тем более, в деле спасения расстроенной грехом души нашей. О, если бы мы себе рассуждали, себя испытывали, себя дознавали; не быхом осуждены были тогда мы только молились бы!

Помолимся утешителю истинному, да приидет, просветить, очистит ны от всякия скверны, и спасет души наши. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх