Проповеди на праздники:

Беседа в день обретения мощей преподобного Сергия и Тезоименитства Его Императорского Высочества Благоверного Государя и Великого Князя Сергия Александровича, 1858 г.

Беседа в день обретения мощей преподобного Сергия и Тезоименитства Его Императорского Высочества Благоверного Государя и Великого Князя Сергия Александровича, 1858 г.

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Матф. XI. 29).

Господь наш Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает им успокоение. «Обрящете покой душам вашим». «Аз упокою вы» (Мф. 11:29, 28). Кто из нас не нуждается более или менее в покое души1? Одни обременены усильным по необходимости трудом; другие стеснены скудостию; иные огорчены и затруднены встречаемым недоброжелательством и несправедливостию; иные страждут от болезней; иные утруждены внутренним противоборством греху и чувством своей виновности пред Богом; иные сами себя лишают душевного2 покоя, и потом тщетно ищут его, предаваясь гневу, зависти, ненависти, корыстолюбию, честолюбию, ненасытимой алчности чувственных удовольствий.

К какому бы кто ни принадлежал роду лишенных покоя, всех призывает к Себе милосердый Господь; всем предлагает верное средство достигнуть покоя. Какое средство? – «Научитеся, – говорит, – от Мене». Сделайтесь учениками Господа Иисуса; принимайте и исполняйте Его учение: «и обрящете покой душам вашим». Господь присовокупляет, что Он «кроток... и смирен сердцем», частию ободряя и поощряя нас, чтобы мы не усомнились приступить к столь высокому Учителю, частию указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое от Него должно принять, для обретения покоя душам.

Может быть, скажут: как можно нам прийти ко Христу, и научиться от Него? Это возможно было Апостолам, которые более трех лет были при Нем неотлучно, и слушали Его учение; отчасти это возможно было и народу иудейскому, который часто окружал и сопровождал Его, и оставался при Нем иногда до трех дней непрерывно. Можем ли мы подобным образом приближиться к Нему, и внимать Ему? – Решаюсь утверждать, что можем. Исследывайте вместе со мною сию возможность.

Когда Христу Спасителю, по воскресении Его, надлежало оставить землю и вознестись на небо: тогда и человеческая предусмотрительность могла ожидать, кольми паче от всеведения Его не скрыто было, что разлучение с Ним Апостолов будет сопровождаться для них не только тяжкою скорбию, но и крайнею опасностию от врагов веры. Благости Его свойственно было предварительно утешить их, подкрепить, обнадежить. Как же Он сие исполнил? – Он сказал: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. XXVIII. 20). Сие обещание не ограничивается одними Апостолами; оно простирается и до нас, и будущих после нас, потому что простирается «до скончания века». Что, думаете, по сему обещанию даровал Господь ученикам Своим? Неужели одну мысль о Его присутствии? Было ли бы сие достаточно для утешения их, подкрепления, обнадежения? – Без сомнения, Он даровал им Свое присутствие в силе и действии; даровал возможность созерцать Его мысленно, сердечно, а при благопотребности и образно, принимать от Него сокровенные внутренние3 внушения, а при благопотребности и слышать глас Его, утешающий, укрепляющий, наставляющий, как сие особенно ясно открывается в житии Апостола Павла.

В другом изречении Господь соединяет обещание присутствия Своего с условиями, при которых оно возможно. «Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; – и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. XIV. 21, 23). Видишь, христианин, ученик Христов, что Господь хощет явиться тебе; что ты можешь иметь Его твоим гостем, даже сообитателем, если только ты будешь исполнять Его заповеди, если возлюбишь Его. Исполни предлагаемое тебе условие: и приимешь исполнение обещания Его. Когда ты имеешь гостя: ты можешь беседовать с ним, благорасположенно и благонамеренно вопрошать его, и получать желаемые ответы. Следственно, когда Господь желает быть твоим гостем: то готовит тебе и то, чтобы ты свободно вопрошал Его о пути и средствах твоего мира и спасения, и получал от Него наставление и руководство. С тех пор, как Он сказал: «приидите ко Мне» (Мф. 11:28); – «научитеся от Мене»; – Он ожидает, чтобы ты пришел, и поучался от Него.

На сие можете вновь возразить, что непосредственное приближение ко Христу и наставление от Него есть жребий учеников Его совершенных, душ облагодатствованных. Не спорю. Скажу, однако, что путь к совершенству и для нас не есть недоведом; по крайней мере, начало его не скрыто от нашей совести, вступление на него не заграждено ничем от нашего сердца и воли, кроме нашего невнимания к собственной душе. Сокровища благодати доступны всякому. «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Матф. VII. 7). Повторяю: сокровища благодати доступны всякому. «Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Матф. 7:8). В сем уверяет, сие обещает Сам «богатый в милости» (Еф. 2:4), Владыка сокровищ благодати: Он, конечно, верен в Своем уверении; готов Свое обещание, данное «всякому», исполнить для каждого из нас, только для каждого «просящаго, ищущаго, толцающаго».

Что нужно тебе, для приближения ко Христу и действительного с Ним общения? – Нужна, по собственному Его изречению, «любовь» к Нему, которая заключается в «соблюдении заповедей» Его. А что нужно для соблюдения заповедей? – Нужна сила отвергнуть свою греховную волю, свои страсти, свои незаконные вожделения, – нужна сила творить благоугодное Богу. Итак «проси...» ее прилежною, неотступною молитвою: и, по обещанию Господню, «дастся» тебе. Тебе нужна истина, которая бы верно показала тебе «путь заповедей» (Пс. 118:32), ведущий ко Христу, и охраняла тебя от распутий заблуждения, порока и самопрельщения. Итак «ищи...» ее в слове Божием, в учении и примерных для нас деяниях Святых: и, по обещанию Господню, «обрящешь». Тебе нужно окамененного земными пристрастиями сердца сокрушение, умягчение, оживление, отверзение, дабы с тобою могло совершиться то, что радостно исповедал о себе Богу один из праведных: «путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое» (Псал. CXVIII. 32). Итак, с усилиием веры, благоговейными желаниями, смиренными воздыханиями «толцы...» в двери милосердия Господня; – смиренным в молитве самоуглублением, призывая имя Господа Иисуса4, «толцы...» в дверь собственного твоего сердца: и, по обещанию Господню, должно уповать, что по мере твоего тщания о своем очищении, по мере веры и любви твоей, «отверзутся» тебе двери милосердия Господня, и Господь снидет; «отверзется» дверь сердца твоего, и Господь внидет. Тогда можешь не гадательно, а опытно уразуметь, что значит внутренно поучаться от Христа, как удобно и приятно «тещи ...путем заповедей» Его, когда Он «разширяет ...сердце» наше, и как верно чрез Него и в Нем «обретается покой душам». Но слово изнемогает пред благодатным действом в душах истинно верующих и христолюбивых, которое, по Апостолу, есть «тайна сокровенная, ...явленная святым», иже есть «Христос в вас, упование славы» (Кол. I. 26–27). Я желал только в труждающихся и обремененных грехами, «от нихже первый есмь аз» (1Тим. 1:15), возбудить деятельное желание истинного покоя души, и хотя издали перстом указать на путь к оному.

Господи Иисусе Христе, истинный живот и покой наш! При предстательстве обретшего в Тебе блаженный покой преподобного отца нашего Сергия, молим Тя, Сам невидимым влечением призови и привлецы нас к покою душ наших, обретаемому в вере и любви к Тебе, в умиротворенной благодатию Твоею совести, в уповании вечного блаженного покоя во царствии Твоем небесном, да славим Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

* * *

1 В рукоп. автора слов этих сначала не было.

2 В рукоп. автора слов этих сначала не было.

3 В рукоп. автора слов этих сначала не было.

4 В рукоп. автора слов этих сначала не было.



Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.


Проповеди на праздники:

Наверх