Проповеди на праздники:


Беседа в день Феодосия Печерского. 1842 г.

Приидите ко Мне вси труждающиися и

обременении, и Аз упокою вы (Мф.11:28).

Так призывал к Себе некогда иудеев Господь Иисус! Каждый раз, когда только торжествуем мы память преподобных, церковь повторяет для нас сие звание Спасителя в каждое общее моление верных к преподобным она приглашает нас сим гласом к неложному в своих обещаниях. И ныне, в память успокоенного по сему гласу преподобного отца нашего Феодосия, мы слышим сладкий сей глас, приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы.

Идем ли мы на глас зовущего? Ищем ли облегчения для отягченных сердец своих там, куда приглашают нас? Ищем ли отдохновения для измученного духа у Того, Кто Сам изъявляет желание успокоить нас? Или мы и не чувствуем, что отягчены бременем несносным, трудами безотрадными; не сознаем, что имеем нужду искать отрады и утешения по гласу Божественному? Знаем ли, что это за бремя, от которого хотят освободить нас? что это за покой, которым обрадовать нас обещают?

Может быть, многим, привыкшим слушать лишь приглашения льстивого мира, не доставало ни времени, ни случая внятно слышать Божественное звание небесного Утешителя. Может быт, настоящее, внимание к сему званию откроет, при помощи благодати, полноту значения слов Господа.

Приникнем убо ко гласу зовущего, приидите ко Мне. Кто это зовет к Себе? Вечный Сын вечного Отца, для нашего спасения соделавшийся Сыном человеческим.

Великим делом считают, и справедливо, когда земной царь, вместо того чтобы силою власти заставлять повиноваться себе, приглашает самых противников своей власти к общению в дарах, любви своей. Царь неба и земли чего не властен требовать от рабов Своих? К чему не силен Он принудить тех, которые о Нем едином живем и движемся и семы? (Деян.17:28). Но нас зовет к Себе благость непостижимая. И как зовет?

Мало того, что Творец промыслитель в чудном творении Своем говорит нам о Своей воле. Видимая природа дивным строением своим зовет нас к прославлению Творца своего (Пс.18:2), и нестроением служения суете возбуждает воздыхания о покорении её и человека суете (Гим.8:21–22). Происшествие жизни человеческой то говорят о карающем суде Божием, то возбуждают к хвале и благодарности Вышнему (Пс.5:12, 77:34). Обратимся ли к собственному сердцу нашему? Здесь также дает видеть Себя Бог разумов, здесь начертан закон Божий, здесь слышим суд Божий о нас (Рим.1:19–20, 2:15). Но мир не уразумел Бога своего премудростью. Глаголющеся быти мудри объюродеша.

Благость Божия возвестила Свою волю в непосредственном откровении. Говорила с людьми чрез патриархов и праведников. Повелела Моисею начертать закон в письменах. Проповедовала чрез пророков. И, однако, должна была жаловаться на непокорность людей Своих. Людие мои, что сотворих вам? Или чим оскорбив вас? Или чим стужих вам? Отвещайте Ми (Мих.6:3).

После того как многочастно и многообразно глаголал Бог чрез пророков, в последние дни глаголет Он в Сыне Своем, которым и века сотворил (Евр.1:1). О! как велика, как непостижимо-велика любовь Отца небесного, пославшего Сына Своего! Как необъятно-велика любовь Сына Божия, нисшедшего к чадам греха и тления, для проповедания воли неба! Братия! если глаголанное ангелами слово было твердо, и всякое преслушание против него поражаемо было праведным мздовоздаянием; то, как убежим от гнева Божия, если будем не внимательны к Сыну Божию?

Чего требует от нас любовь вечная? Приидите ко Мне, говорит она. Ко Мне обратитесь, и не ищите другого. Не найти вам другого, кто бы заменил вам Меня. Никакая человеческая мудрость не отыщет вам, кто мог бы быть тем, чем Я могу быть для вас. Страсти людские могут обещать нам, слушатели, многое; но не ожидайте от них ничего, кроме скорбей; мудрость людская может строить обольстительные мечты счастья и покоя, может, принимая вид набожный, уверять, вот здесь или там-то Христос. Но не верьте, вас хотят обмануть обманутые мечтами. Внимайте единому Господу.

Приидите ко Мне, говорит Он. Не многого требует от нас Господь. Ни в гору самарийскую, ни в Иерусалим не зовет он для совершения служения Богу (Ин.4:21). К Нему везде можно быть близким, поскольку Он Сам везде. Ни пустыня, ни город не приблизят и не отдалят нас от Него, если сердце наше не отдалить вас от Него. Покайтеся и веруйте во евангелие, – вот чего требует от нас Господь, чтобы приблизиться к Нему. Искренняя, кающаяся вера в единого Спасителя, – вот тот путь, по которому надобно идти всем и каждому. Сему поучал Господь в продолжение всей земной проповеди; это подтверждал Он всеми великими деяниями своими – чудесами и пророчествами. Апостолы повторяли то же учение. Без покаяния и веры нельзя быть близким к Господу. Покаяние есть осуждение всему дорогому для самолюбия нашего; вера есть стремление души в Спасителю душ. Покаяние отрекается от себя; вера влечет душу к Господу. Нельзя быть вере в душе, пока не будет покаяния, поскольку нельзя искать помощи в небе, пока не отречется душа от надежд на себя или на что-либо земное. Покаяние без веры также напрасный труд, поскольку без надежды на Искупителя оно будет только мукою душе, тогда как кающаяся вера совершает то самое, чего требует Господь гласом своим, приидите ко Мне.

Кто ж те, которых с такою кроткою любовью призывает Господь? Приидите ко Мне, говорит Он, вси труждающиися и обременении. Трудящихся и отягченных бременем призывает Он. Но кто сии труженики и обремененные, которых отзывают от трудов их? Не те ли это обремененные, которые труждаются по состоянию или званию своему? Нет, те и другие исполняют волю Божию. Тяжки труды житейские, но легкая праздность – просторный путь к аду. Тяжело иго обязанностей звания, но Господь никогда не слагал с нас сего ига. Господь зовет тех обремененных, которые еще не возложили на себя ига Его, возьмите иго Мое на себе, говорит Он далее им. А труд земледельца, труд торгующего, труд служащего отечеству сами по себе не мешают ни возлагать на себя ига Христова, ни носить его. Низка доля земледельца, – особенно, когда отягчен он бедностью. Но что до того? Это не мешает спасению его, напротив сближает его с путем истинного христианина, с путем смирения и добровольной нищеты. Он должен еще благословлять Господа за свою смиренную долю, так как иным богачам слишком трудно отказываться от богатства, чтобы идти смиренным и тесным путем Христовым. Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает, говорит апостол. Рабом ли призван? не печалься, но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе. Призванный бо о Господе раб свободник Господень есть (1Кор.7:20–22). Учение Христово не отменяет земных состояний; оно изменяет только нравы людей.

Итак, кто же те труженики и обремененные, которых зовет к Себе Господь? Кому надобно переменить свое бремя, свою ношу тяжелую, на легкое иго Христово?

Если бы сказали мы, что Господь призывает к себе иудеев, отягченных игом закона и предрассудков, то мы сказали бы мало. Хотя положение иудеев было жалко, хотя Христос Иисус был послан прежде всего к погибшим овцам дома Израилева, но Он есть Спаситель не одних иудеев. Бог Отец послал Его Спасителем миру (1Ин.4:14). Пусть же идут к Нему все обремененные, которым надобно заменить бремя свое благим игом Христовым.

Какая тяжелая ноша, которую возлагают на нас привычки и страсти! Обычаи и правила, которые заставляют рабов своих наблюдать мир, не бремя ли томительное? Блистательны мечты мудрости человеческой, как и мечты книжников; но чего они стоят? Между тем хорошо было бы, если бы они оставались только мечтами. Ад и похоть не рекут, довлеет, говорит мудрый (Притч.30:16). Страсти мучат душу ненасытностью и упорством. Каждая из них, быв удовлетворена, лить только более раздражается, большую возбуждает жажду, большее томление. Между тем, чего стоит удовлетворить какой-либо страсти? Пронырства, хитрости, притворное унижение пред высшими, вражда с равными – неизбежны на пути честолюбия. То ошибки и неудачи непредвиденные, то враги сильные, вооружаемые нашим же счастьем, то сомнения об успехе при встрече с препятствиями, иногда только мнимыми, то здоровье, истощенное трудами и порывами ревности, – вот обыкновенные спутники к предметам каждой страсти! Если, привыкая ко греху, не чувствуют его бремени изнурительного, легче ли от того? Дикое животное несется с возложенным на него ярмом по стремнинам, и чем кончит бег свой? Или упадет в пропасть и погибнет, или падет истощенное в силах. О! если бы вовремя остановился несчастный труженик страстей!

Одни реже, другие чаще, но каждый чувствует тяжесть виновности своей по обличениям внутреннего судии – совести. Самый рассеянный грешник иногда в самом рассеянии, а еще, чаще в часы уединения, приходя в себя, отягощается мыслями о соделанных грехах. Случается, что совесть до того начинает поражать его укорами, что хотел бы он бежать сам от себя, – но куда бежать? Раненый елень бежит по лесу гонимый болью от раны, но рана остается в нем. Эту тяжесть совести носят даже и те, которые стараются очищать душу свою. Ибо кто из нас без греха? Разность в том, что чем более очищают сердце свое, тем яснее видят грехи и слабости свои, тем живее и чаще ощущают свою виновность. Вот почему сильный царь израилев изнемогал, подобно страждущему болью в костях, от тяжести сознания грехов? Несть мира в костех моих, говорил он, от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс.37:4–5). И с этою ношею ничего не остается делать, как идти на голос призывающего, приидите ко Мне вси труждающиися и обременении.

Достигнуть совершенства добродетели нельзя без скорбей. Путь идет в гору, узок и тернист. То плоть тревожит давними привычками и движениями нечистыми, или, не выдерживая напряжения бессмертной души, ослабевает и изменяет духу; то самолюбие искушает, внушая душе льстивые мысли о себе, прельщая благами мира, или поражая скорбью о лишении их; то устрашают гонения мира, неизбежные для решившихся жить благочестиво; то примеры и льстивые внушения века домогаются увлечь за собою. Вот почему и св. Павел говорил о себе, не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе. Вижду ин закон, во удех моих, противувоюющ закону ума моего. Окаянен аз человек! Кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим.7:18, 23–24).

Наконец, сколько между нами томимых бедствием, страданием, скорбями! Они живо чувствуют, что находятся в числе труждающихся и обремененных, – даже столько живо чувствуют, что желалось бы, чтобы чувствовали легче, слабее.

Аз упокою вы, говорит небесная любовь ко всем обремененным. Обещание верное! Ибо говорит Господь.

Иисус Христос облегчает отягченных бременем греха. Если кровь козлов и тельцов не могла очистить совести людской, это естественно. Но, когда Сын Божий добровольно приносит Себя – непорочного в жертву за грешников, жертва вполне соответствует своему назначению. Она, как дело беспредельной любви, выше всех подвигов воли сотворенной. Она как дело любви Сына Божия, достойна оскорбленной правды Божией. Она, как дело добровольной любви, без сомнения с любовью принята Отцом небесным. Никакая тяжесть грехов твоих, бедная душа, не может превышать цены подвигов Сына Божия.

Господь Иисус есть покой для беспокойных, беспорядочных, стремлений духа нашего. Тогда как тщетно блуждают по предметам мира, ища успокоения в мятежном мире и шуме страстей, тот, кто приходит к Иисусу, обретает в Нем и мудрость Божию и силу и утешение. Аз есмь путь и истина и живот, говорит Он. Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже (Ин.14:6, 6:35).

Господь Иисус успокаивает труждающихся под игом закона, на тернистом пути добродетели. Упорство страстей, непреодолимое для сил человеческих, побеждается силою, посылаемою Сыном от Отца; скорби, невольно чувствуемые в борьбе со своенравными прихотями плоти и самолюбия, услаждаются утешениями благодати. Любовь, возбуждаемая сплою Духа, не находит тяжкою никакой заповеди. Вот почему тот самый, который вопиял, окаянный я человек, – восклицает в восторге духа, благодарю Бога моего Иисус Христом Господом нашим. Бессильный сам по себе, он вопиет, вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13).

Кто терпел такие лютые страдания, какие терпели мученики Христовы? Но не видим ли, что они то радовались среди страданий своих, то мгновенное получали исцеление истерзанным членам своим? Кто ж действовал в них? Господь Иисус, за которого страдали они. Так, Господь Иисус есть покой наш среди всех бедствий видимых. Он, как Всесильный, может отвратить или пресечь несчастье, уничтожить причины страданий и водворит мир. Он как победитель смерти и всякого зла, может среди самого бедствия открыть в человеке чувство благополучия и самое страдание растворить удовольствием. Надежда на Него не останется в стыде (Рим.5:5)

Приидите ко Мне, взывает теперь ко всем обремененным Господь наш. Приидите – Я упокою вас. Но всегда ли, братия, звать нас Он будет, а мы не слушать? Всегда ли голос любви Его долготерпеливой будет оглашать нас, а мы не внимать ему? Нет! теперь говорит Он, приидите ко Мне, а там скажет некоторым, отойдите от Меня проклятые в огонь вечный. Теперь обещает успокоить, а там возгремит, приготовьте червь и смрад, огонь и геенну для непослушных рабов.

Итак, последуем лучше призыванию любви Господа нашего; приидем, приблизимся к Нему, чтобы в неуклонном пребывании с Ним наслаждаться покоем Его и славить святое имя Его, во веки. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх