Беседа в день архистратига Михаила. 1855 г.
Откуда убо имать плевелы? (Мф.13:27).
Как не редко, смотря на события мира грешного, приходится предлагать себе вопрос, откуда эти плевелы? Вот, например, события дней наших – как они диви! Два христианские народа стали под знамя лжепророка Магомета и, следовательно, врага Христова и упорно домогаются унизить, обессилить христианский народ, чтобы поддержать народ лжепророка. Не странное ли это явление? Откуда эти плевелы? Кроткий Авель и кровожадный Каин, покорный Иаков и жадный до корысти Исав – какие крайности! Что за смешение зла с добром, злобы с добротой ангельскою? Давно стал трудиться и долго трудился ум человеческий над решением вопроса о происхождения зла в мире. И как не завидны плоды трудов его! О! как не дорожить нам учением Твоим, небесный Учитель наш! Ты и вопрос о судьбах мира, который так долго решали и не решили отвлеченные созерцания философов, решаешь притчею близкою к понятию каждого поселянина, притчею о плевелах.
Слушатели мои! притча о плевелах предложена нам в ныне чтенном евангелии. И будьте уверены, в день празднования ангелам не без заботы и о расположениях наших к ангелам предложена эта притча.
Рассмотрим же ближе притчу Спасителя о плевелах.
Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися царствие небесное человеку, сеявшему доброе семя на селе своем (Мф.13:24).
Человек посеял доброе семя, ничего более, кроме чистого, свежего, хорошего семени не бросал в землю. Не доброе ли семя сеял еси, говорят и близко знающие (Мф.13:27). Посеял на селе своем – на своем поле, обработанном своими руками, где все сделано для доброты поля. Это – образ! Кто ж этот сеятель? Что значит поле? Спаситель сам объясняет то и другое. Сеявый доброе семя есть Сын человеческий, а село есть мир (Мф.13:37–38). Он – воплощенная благость Божия, Он, которого самое воплощение есть чистое пшеничное зерно для человечества (Ин.12:24). Он один есть сеятель добра. Не прерывая труда, сеет Он семя – с самого начала мира. Он посылает и слуг своих для сеяния слова Божия, но и истины небесные – Его собственность и слуги действуют по Его воле и Его силою. Он – свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин.1:9). Кто бы ни был истинно просвещенный, Он просвещен Им; кто бы ни был воодушевлен любовью к добру, Он воодушевлен Им; кто бы ни возросл до полного духовного совершенства, он возвращен Им. Он – Слово вечное, Им сотворено и держится все; Он Бог и – от Него ничего кроме добра (Ин.1:2–3). А село есть мир. Поле Его, на котором Он сеет – вселенная, а не какое-либо общество именующихся чистых людей, не какое-либо общество святых душ. Весь мир – нынешнее царство Его на земле, за которым последует небесное царство Отца, как жатва с поля переходит в житницу.
Таково происхождение всего доброго в мире!
Спящим же человеком, прииде враг Его и всея плевелы посреди пшеницы и отыде. Егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие. Пришедше же раби господина, реша, господи, не доброе ли семя сеял если на селе твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им, враг человек сие сотвори (Мф.13:25– 28).
Какое глубокое учение о происхождении зла!
Егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелии. Когда хлеб взошел и стал колоситься, тогда явились и плевелы. А до того их не было видно. Восточные плевелы по виду очень похожи на зерна чистой пшеницы, так что трудно и отличить их, а между тем это растение одно из ядовитых, от него кружится голова и сильно тошнит. Не такова ли история и всего худого в нас? Скоро ли узнаем мы в себе действие страстей? Иуда, конечно, думал быть бережливым, а не страстным до денег, когда стал носить ковчежец; он даже и тогда, как уже был в душе вором, говорил, можаше миро сие продано быти и датися нищим. Несчастный не видал себя. Только тогда, как стал предателем Господа своего, увидел, кто он таков и – повесился. О! «Господи! просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой, укрепился на него». Други мои! Зло не кажется нам злом в начале. Возьмите, какую угодно, страсть, она сперва бывает не заметна или является под каким-либо видом добра; лишь разрушительные последствия открывают ее нам. Если нечистые помыслы свободно входят в сердце твое, страшишься ли ты их? Ты считаешь это за малость. Но что будет потом? Когда Давид смотрел нечистыми очами на Вирсавию, ему не думалось, что за тем последует прелюбодеяние с намеренным убийством, и, однако, последовало. Такова история каждого греха!
Диавол сеет плевелы, говорит Господь, спящим человеком. Итак, не надобно спать. Трезвитеся, бодрствуйте (1Пет.5:8). Наблюдайте за своим сердцем, осматривайте чувства и влечения свои, поверяйте их словом Божиим, писаниями отеческими, опытами духовными. О! если бы мы были внимательны и осторожны, как много худого не было между нами. Иначе смотрите, какой ныне надзор у родителей за детьми! Или ничему не учат, или учат многому, но не страху Божию, позволяют читать книги самые пустые и сторонятся от одной – самой нужной. Что перенимают в обществе? Образованность европейскую, отвечают полусонные, и не посмотрят, что это не более, как язычество, язычество ветренное, легкомысленное, жадное лишь к удобствам земным и вовсе беззаботное о своей судьбе загробной. О! проснитесь, добрые люди!
Враг человек сие сотвори. Вот начальное происхождение зла! Вот начальный виновник грехов! Враг человек сие сотвори. Не Бог виновник зла. От Него лишь одно добро; Он все сделал для нашего спасения. Если бы кто стал искать в Боге хотя бы повод к злу, он поступил бы против доброй совести; он говорил бы против Христа Господа, тогда как не только учение, но и самое явление Богочеловека в мире есть живая улика всякому предположению о общении святости с злом. Хозяин поля говорит о плевелах, не я их сеял, враг человек сие сотвори. Как не знать хозяину, что делал и чего не делал он на поле? Сын Божий говорит, а плевелы суть сынове неприязнении, а враг, всеявший из, есть диавол (Мф.13:38–39). Как не знать Сыну Божию того, что происходит в мире? Он – Творец мира и Он же держит все глаголом силы своей (Евр.1:4). Люди не донимают силы диавола, – они выдают его за плод воображения. Но люди не понимают и себя. Иначе долго ли увериться, что в учении Сына Божия, Того, кто сшел с неба, чтобы учить только истине, мысль о диаволе решает вопрос о происхождении зла в мире? Диавол отличается здесь от злых людей, он – сеятель плевел, а они плевелы; в нем начало зла, а они – произведение. Враг человек сие сотвори. Есть и в нас, наклонность к злу; еще в юности она открывается в вас, прилежит человеку помышление на злая от юности его (Быт.8:21). Но откуда в нас эта наклонность к злу? От диавола, испортившего человечество в самом корне его. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, потому что истины нет в нем (Ин.8:44). Он не переставал и не перестает питать и развивать в людях наклонность к злу. Он, как голодный лев ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8). Не любя истины и добра для себя, он не любит их ни в ком другом и любя ложь и нечестие в себе он сеет их между людьми, на их пагубу. Он – враг Бога и всего Божьего.
Спаситель оправдывает не только Творца мира, но и промыслителя о мире в отношении к злу.
Раби же реша ему, хощеши ли убо, да шедше исплевем я (плевелы)? Он же рече, ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно и пшеницу. Оставите убо расти обое купно до жатвы (Мф.13:29–30).
Тяжело верным рабам смотреть на то, что вместе с верными чтителями имени Божия живут безопасно нечестивцы и теснят их. Как благоговейные рабы, они благоговейно спрашивают воли Божией о нечестивых и – Господь открывает им свою волю.
Чего же хочет Господь в отношении к нечестивым? Не хочет ли Он того, чтобы мы равнодушно смотрели на зло, на грехи и нечестия? О! нет! Он благоугодно выслушивает рабов своих, когда с скорбью говорят они о плевелах и называют их своим именем. Он гневается на то, когда принимаем мы черное как белое и белое наравне с черным (Ис.5:20). Не осуждается ли им строгость гражданских властей, наказывающая злодеев или отражающая мечем меч бессовестного соседа? И того нет, Господь говорят с служителями церкви своей и учит тому, чему должно и чему не должно быть на духовном поле Его, а не в гражданском обществе.
В чем же состоит воля Его?
Благоговейные рабы спрашивают Господа, нет ли воли Его на то, чтобы нечестивые истреблены ими, как истребляют сорную траву на поле? И Господь отвечает, нет! Точно также двое учеников Его, огорченные жестокостью самарян, предлагали Ему, хощеши. ли, речем, да огнь снидет с небесе и потребит их? И Господь запретил им (Лк.9:54–55). Итак, вот в чем воля Его! Нет, сказано решительно и ясно на вопрос об истреблении грешников с земли. Духовное поле – не то, что обыкновенное поле, на котором вырывают траву сорную. Рабы не засевали этого поля, не видали того, как посеял на нем плевелы враг Божий. Не им и решать последнюю участь духовных плевелов; это дело хозяина. Оставите расти обое купно до жатвы. Господу угодно, чтобы и добрые, и худые оставались на земле до последней развязки всему.
Да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно и пшеницу. Господа так добр к рабам Своим, что объясняет им почему они не могут полоть духовного поля, и почему угодно Ему оставить вместе с пшеницею и плевелы до жатвы? Верные рабы, рабы умные, хорошо отличают на поле созревшую пшеницу от созревших плевелов. Но пока поле покрыто только зеленью, и они могут принять пшеницу за плевелы и вырвать растения добрые. Что значит земная жизнь подвижников благочестия? Борьба с грехом и борьба до гроба, совершенство же их на небе. Мало ли бывает между ними таких, которые в течении жизни переходят по духу из зрелости в детство и из детства в зрелость, или же среди пути испытывают падения? Мы, пожалуй, и их примем за плевелы. Между тем искушения мира дела лукавых людей, их злоба и лесть, только очищают душу, только помогают ей яснее и яснее видеть свои немощи, глубже и глубже чувствовать виновность свою и мало по малу ослаблять в себе силы греха. Золото очищается огнем от примеси. Смешение людей добрых и худых в мире доставляет первым тысячи случаев, усовершаться в добре, приобретать терпение, кротость, смирение, незлобие, любовь. Как дозволить рабам полоть плевелы? Корни плевелов так переплетены в земле с корнями пшеницы, что и самые усердные рабы, выдергивая плевелы, ненамеренно испортили бы много дорогих растений. Жизнь праведных на земле тесно связана с жизнью людей грешных, и узами родства, и сходством расположений души и обстоятельствами внешними, так что и легкое потрясение в участи одних не обходится без потрясения в жизни других. С другой стороны, Бог благ и к худым. Он не хочет смерти грешников, а желает, чтобы уразумели они истину и спаслись. Теплотой благости своей, живительными лучами любви своей Он желает размягчить ожестевшие сердца их и возбудить в них жизнь новую (Рим.2:2–6). Он поставляет в виду их примеры благочестия в своих избранных, как улику их лености, как уроки их невежеству, как обличение их худой жизни. И один ли Савл сделался Павлом? Как много беззаботных язычников обратилось в пламенных исповедников веры при взгляде на самоотвержение и твердость мучеников! Хвала и слава Тебе, дивный промыслитель наш! Малое, как и великое растение, слабый, как и сильный, чтитель добродетели – на твоем попечении. Ты столько же благ, сколько и мудр. Кто, кроме Тебя знать может, когда настанет пора великой жатвы Твоей? Кому, кроме Тебя может быть известным, когда созреют все предназначенные для блаженства рабы Твои и исполнится мера беззаконий людских. О! любовь вечная! дай нам силу и ревность, быть хотя слабыми пшеничными растениями, только бы не оказаться плевелами.
И во время жатвы реку жателем, соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я, а пшеницу соберите в житницу. А жатва кончина века есть, а жатели ангелы суть (Мф.13:30, 39).
Нельзя быть всегда плевелам вместе с пшеницею. Хозяин поля разборчив и правдив. Настанет кончина века и – правда Божия откроется во всем её величии.
Чего не поручил Господь земным рабам своим, то поручит Он Ангелам. Пусть не мечтают, что ангелы – мечта. Это – действительность грозная, как действительны земные слуги Господа; знающим мир духовный они известны в виде духов ведения высокого и сильного могущества. Ангелы, по воле Господа, соберут от царствия Его вся соблазны и творящие беззаконие, соберут нечестивцев со всей вселенной и не ошибутся ни в ком, соберут соблазнителей и соблазненных, учеников и учителей нечестия и – как страшно будет там видеть друг друга! Как страшно будут они мучить одни других упреками и проклятиями! Свяжите их в снопы, грешников разделят на ряды, соединят гордых с гордыми, рабов гнусной плоти с подобными им, на муки обманутых надежд, умножаемые очевидностью их. И не озарит нечестивых ни один луч небесной надежды, небо скроется от них. Но не в том одном мука нечестивым. Плевелы сожещи, нечестивые ввержени будут в пещь огненну (Мф.13:42). Там и здесь – огонь. И, конечно, огонь геенны не будет тоже, что огонь, питаемый плевелами, но будет огонь и огонь тем более страшный, тем более жгучий, что не будет огнем нынешнего мира. Ту будет плачь и скрежет зубом. Какое страшное изображение! Внутри холод, а совне огонь; внутри отчаяние и ужас, а совне жгучий пламень. Страшно впасть в руки Бога живого (Евр.10:31), так страшно, что на нынешнем языке и изобразить того нельзя. Вы, которые творите жизнью соблазны, не думая о вечности! Одумайтесь, осмотритесь, как не долго стоять вам плевелами среди пшеницы. Кругом вас ходит жнец и жнет старца и цветущего юношу, сильного мужа и слабого младенца. Дойдет он и до вас. И где вы окажетесь? Творящие беззаконие ввержени будут в пещь огненну. О! кайтесь, пока есть время для покаяния; исправляйте жизнь, пока есть средства для исправления.
Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Мф.13:43). Подвижники правды и благочестия! тяжела жизнь ваша на земле, жизнь, чернимая клеветою и поношениями, но там озарит вас слава, как свет солнечный; там ждет вас блаженство, которого здесь и понять нельзя.
Имеяй уши слышати да слышит, сказал в заключение Господь, давая знать, что слишком твердо надобно помнить притчу Его о плевелах.
О! лики небесных духов – исполнители будущей грозной воли Всевышнего! Теперь еще время благости; помолитесь за нас, да ниспошлется нам сила употребить во благо время благости, к славе Триединого Бога. Аминь.