Беседа в 5-ю неделю поста, на утрени, о жизни Марии Египетской. 1848 г.
Мы оставили в прошедшей беседе св. Марию на пути её в пустыню, куда удалилась она для подвигов новой жизни. Посмотрим теперь на жизнь её в пустыне.
Когда преподобный старец Зосима увидел в первый раз Марию в глубоко-дикой пустыне, он до того поражен был её видом, что думал – пред глазами его не человек, а дух. Так измождена была плоть её! От солнечного зноя она вся почернела; волосы были белы, как волна. Приняв ее потом за многолетнего пустынника, Зосима просил ее, бежавшую от него, остановиться для пользы души его, и услышав ответ, «авва Зосима! я жена, – брось мне твою мантию, чтобы прикрыла я наготу мою». Изумленный тем, что называют его по имени там, где никто не мог знать его, он уже не сомневался, что Бог открывает ему необыкновенную рабу свою. Когда он спросил о пустынной жизни её, она отвечала так, «если не ошибаюсь, – сорок семь лет, как оставила я св. город Иерусалим, и ни с кем с того времени не видалась. Сперва питалась я хлебами, которые принесла с собою, пока не вышли они, – потом растениями пустыни. Когда одежда моя износилась, много терпела я от зноя солнечного и от стужи. Часто до того ослабевала я, что не могла держаться на ногах и падала». Старец спросил о внутренних подвигах её. Она отвечала, «этот вопрос приводит меня в трепет, лишь подумаю я о тех страшных опасностях, которым подвергалась я, о тех нападениях, которые вытерпела я от испорченного сердца моего. Целые семнадцать лет испытывала я жестокие и непрестанные искушения. Когда начинала я есть, чувствовала, что мне хочется есть мяса или рыб египетских. Сильно хотелось мне пить вино. В миру я очень любила это питье, так что часто напивалась до излишества, а в пустыне не всегда имела и капли воды, чтобы утолить мучившую меня жажду. Мои беспорядочные страсти влекли меня и ко многому другому. Тогда я начинала рыдать и терзать мою грудь. Я предавала себя Матери Божией и вспоминала обеты, которые давала я пред Её изображением. Когда я долго таким образом плакала, поражая тело мое ударами, то внезапно свет озарял меня и покой возвращался в сердце мое. Часто мучения старых страстей моих, казалось, гнали меня вон из пустыни. Тогда бросалась я на землю, орошала ее слезами, возносила сердце мое к Пресвятой Деве, и Она никогда не отказывала мне в защите». Так говорила Мария.
Не правда ли, други мои, – страшны были искушения Марии? Жестоки подвиги её? Чудна помощь, посылавшаяся ей с неба?
Страшны были искушения Марии оттого, что слишком раздражены были страсти долгою жизнью в грехе. Как надобно нам страшиться, други мои, чтобы не раздражать в себе страстей долговременным снисхождением к их алчности! Счастливы юные души, если со дней юности начнут покарать себя игу заповедей Христовых. Иначе, чем долее живут по воле страстей, тем тяжелее возвращаться на путь спасительный. Страсти, удовлетворяемые в течении лет, чем далее, тем более становятся дики, неукротимы, разрушительны. Отсекайте в себе дурные пожелания, укрощайте худые наклонности, в самом их начале, пока они еще не окрепли в душе. Часто утешают себя мыслью, что та или другая слабость маловажна, что в том или другом грехе еще успеют исправиться. Проходят годы, начинают чувствовать, что жили худо, решаются отказываться от давней слабости. Но слабость так возобладала душою, что не чувствуют себя в силах преодолеть ее, и то, что в начале так легко было победить в себе, теперь требует подвигов жестоких.
Невыразимо – жестока была борьба, которую вытерпела Мария, со страстями. Но путь к царствию Божию и для каждого тернист. Худые привычки увеличивают тяжесть подвигов для подвижника спасения. Но кто бы ты ни был, друг мой, на небо нельзя взойти без труда. Просторная дорога, гладкий путь, веселая жизнь ведут в ад. Царство Божие, говорит Спаситель, берется с силою (Мф.11:12). Итак, выбирай одно из двух – вечное блаженство и здесь труды, или покой на земле и вечные муки за гробом.
Итак, благословляй Господа, когда Он посылает тебе скорби и бедствия, отнимая пищу у страстей и налагая на них узду против твоей воли.
Впрочем, если путь к царствию Божию труден, то это не значит того, что жизнь подвижников благочестия беспомощна и безотрадна. О, нет! Близок Господь ко всем призывающим Его искренно. Помощь Его готова для каждого, кто просит помощи. Смотрите на св. Марию. Господь не медлит подкреплять и утешать рабов Своих, когда это нужно. Как бы ни были сильны страсти, как бы ни была жестока борьба, воздвигаемая ими; просите помощи свыше, – и помощь подана будет. Чем сильнее восстанет буря греховная на душу, тем неотступнее просите и приимете; – получите желаемое, когда, оставив всякую надежду на себя, повергнете пред Господом и свои грехи, и свои немощи; когда воззовете из глубины души, Господи! беден я, грешен я. погибаю, спася меня Спаситель мой! И он подаст спасение, утешит, подкрепит, обрадует, так что забудете все горечи и исчезнут все препятствия. До какого торжества над немощами нашей природы, до какого торжества над самою внешнею природою возвышала благодать Божия подвижников благочестия! Посмотрите на св. Марию, эту утопавшую некогда во грехе грешницу.
Св. Мария, говорит история её, просила старца Зосиму принесть ей в великий четверток будущего поста тело и кровь Спасителя. В начале поста, сказала она ему: «ты не сможешь выйти из монастыря». И точно в следующий пост Зосима лежал болен, когда братия пошли за Иордан для уединенных подвигов. Когда приблизится великий четверток, Зосима уже выздоровел и пошел на берег Иордана с телом и кровью Господа, которую нес в чаше, взяв и корзинку плодов. Вечером он увидел святую на противоположном берегу. Она ознаменовала воду крестом и пошла по ней, как по твердой земле. Подойдя к старцу, она, по выслушании символа веры и молитвы – Отче наш, причастилась святой евхаристии и, воздев руки на небо, произнесла в слезах, «ныне отпущаеши рабу твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром; поскольку видели очи мои спасение души моей». Обратясь к Зосиме, оно сказала, «прости меня за труд, который причинила я тебе, но не откажи мне еще в милости – в следующий пост приди на то место, где в первый раз говорила я с тобою». В следующий пост Зосима с прочими братиями пошел в пустыню. Первою заботою его было отыскать святую и спросить об имени её, что доселе забывал он сделать. Когда пришел он на место, нашел ее уже мертвою. На теле её лежала надпись, которая говорила, что усопшая называлась Мариею, а вместе означен был день, когда почила она. Зосима похоронил ее в могиле, которую выкопал посланный Богом лев.
Так подвизалась и почила в пустыне св. Мария.
Позволят ли мне ублажить пустыню, воспитавшую для неба св. Марию? Да, блаженна пустыня, возвысившая до такой чистоты такую грешницу. Чем была Мария, живя в шумном мире! Гнусною грешницею. Чем стала Мария, подвизаясь в пустыне? Ангелом на земле.
Но скажут, к чему эта похвала пустыне? Разве нельзя найти спасения в мире?
Не сомневаюсь, друга мои, что и в городах, и в селах находят спасение рабы Божии. Не сомневаюсь, что на всяком месте можно и должно благословлять Господа. Но, подумаем и о том, зачем Мария, начавшая покаяние в городе Иерусалиме, удалилась доканчивать покаяние в пустыне? Ужели ошиблась она? Ужели допустила дело ненужное, бесполезное для души? Конечно, не скажете, что легче могла ошибиться св. Мария, чем мы, грешные. Мария испытывалась в пустыне, и испытывала пустыню сорок восемь лет. А согласитесь, опыт – великий учитель, это не то, что мечты людей, которые говорят о духовных предметах только понаслышке, и потому знают о них столько же, сколько слепые о цветах. Послушаем и другого учителя, ни для кого непререкаемого, – слово Божие. Бе отходя в пустыню и моляся, говорит Евангелие о Спасителе (Лк.5:16). Седите ту, Дóндеже шед помолюся тамо – на пустынной горе, говорил Спаситель пред крестною своею смертью (Мф.26:36). Что значат сии действия Спасителя? То, что чистая молитва требует всевозможного отлучения души от всего сотворенного, чтобы всецело быть с Господом, – то, что для совершения совершеннейшей молитвы и самый чистый дух, каков дух Богочеловека, имел нужду в пустынном удалении от мира. Вот одобрение пустыне в непререкаемой жизни Богочеловека! Если же сам Господь Иисус находит пустыню нужною даже для Себя, то что сказать нам немощным о себе? О, Боже мой! как мы легкомысленны во всем, что относится к спасению нашему! Мы представляем себя так крепким, что считаем для себя соблазны мира ничем. А на деле и легкая скорбь до того возмущает дух наш, что мы совершенно теряемся; на деле и пустые забавы мира до того занимают собою, что мы бегаем за ними точно, как дети. Нет, не будем обманывать себя. Кроме того, что мир разнообразием предметов, нужд, забот развлекает внимание наше, в нем целые толпы образов, раздражающих ваши слабости, страсти, похоти. Сочтите тысячи прихотей, развлечений, приличий, необходимостей дома, семейства, общества, придуманных тщеславием, роскошью, страстью к деньгам. И измерьте взором сердце ваше, – не отзывается ли оно более или менее, чаще или реже, на каждое прикосновение предметов и принадлежностей века грешного? Не забудьте и того, что измерить все слабости сердца, увидеть все язвы, наносимые ему грешным миром, почувствовать всю цену духовной чистоты, возможно не иначе, как при озарении сердца светом благодати. О! как не сказать после того, блаженна пустыня, воспитавшая св. Марию для неба! Те, которым открывал Господь всю немощь их и возбуждал жажду служить Ему без развлечений, не находя в себе сил противоборствовать миру, бежали из мира, как Лот из Содома, чтобы повторять с апостолом, не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр.13:14). Другое дело, по сознанию немощей своих, по недостатку сил, нужных для пустыни, но отваживаться на подвиги пустыни; это прилично христианскому духу смирения; это значит, что христианская жизнь имеет свои степени совершенства, как и в дому Отца небесного много обителей. Потому не опасайтесь, не позову я всех в пустыню. Желаю только, чтобы все сознавали свои немощи; желаю, чтобы страшились, все страшились обольщений грешного мира.
Владыко Господи! молитвами святыя матери нашея Марии сохрани умы и сердца наши от губительных стрел мира и страстей. Аминь.