Беседа в 5-ю неделю поста, на литургии, о жизни Марии Египетской. 1848 г.
Святая церковь предлагает в сия дни покаяния пример и молитвы подвижницы Марии египетской. Читали ли вы, слушатели, историю сей жены, дивной покаянием? Повторите, если читали, тем более послушайте, если никогда не читали и не слушали. Читают же историю беззаконий, часто самых бесстыдных беззаконий. Как же не послушать историю покаяния историю дивных подвигов для вечного спасения? Ужели кому-либо больше нравятся зловония греха, чем благовония добродетелей? Если так, худо очень худо. Пусть поспешать исправить испортившееся обоняние, чтобы совсем не потерять его. На сей раз предложу вам одну часть жития чудной Марии.
Семнадцать лет жила Мария для одного греха, в богатом торговом городе Александрии; семнадцать лет вела жизнь самую нечистую, утопая в любодеянии; семнадцать лет была сосудом диавола, отвратительным для Господа. Называю жизнь теми именами, какими именовала ее сама Мария, будучи святою. Пожалуй, люди найдут другие названия этой жизни. Чего не бывает у людей! У них есть и невинные слабости, и грехи, чуть не равные добродетелям. Но не льститеся братия, говорит нам апостол, не льститеся братия, ни блудницы, ни малакии царствия наследити не могут.
Мария, по побуждениям греха, отправилась в Иерусалим на праздник поклонения кресту Господню. По примеру других, она пошла и в иерусалимский храм. Но неудержимая на путях преступной жизни она никак не могла переступить порога святилища. Три, четыре раза покушалась она войти в храм. Но каждый раз тайная, незримая сила не допускала ее в храм Божий. Неукротимая грешница в первый раз задумалась, чувства взволновались, в совести раскрылась мрачная картина протекшей жизни. Она увидела наконец, что есть Всевышний, которому гнусны дела её; увидела, что нет общения между его – сосудом мерзостей и храмом Всесвятого, нет общения между ею, которая погубила столько душ, и тем, Кто положил душу Свою за спасение душ, нет общения между его – вместилищем нечистоты, и тем крестом, на котором пролита кровь пречистого Агнца и Сына Божия. Горькие слезы полились из глаз её; она поражала грудь свою ударами, в безнадежии. Терзаемая скорбью, взглянула и увидела она на стене притвора икону Богоматери! и луч надежды блеснул в мрачной душе её. Она обратилась к Пресвятой Деве с мольбою – явить ей бедной грешнице милость, вознести молитву её к Сыну Господу и открыть доступ к животворящему кресту Его; она произнесла твердый обет не жить более для греха, а посвятить себя Господу, на раскаяние и слезы. Молитва была услышана. Новое усилие войти в храм не было остановлено. Она вошла и, пораженная милосердием приемлющего такую грешницу как она, поверглась пред животворящим древом, орошая землю ручьями слез. Еще раз, поручив себя защите Богоматери пред Её образом, Мария отправилась за Иордан на трудный подвиг покаяния. Так произошла благодатная перемена в бывшей грешнице!
Много мыслей возбуждает сокрушенная Мария. Во глубине греха была она. Но отвергнута ли небом? Нет! Преклонилась к слезам её Матерь Божия и преклонила к ней Сына Своего. Грешник! как бы глубоко ни паль ты в бездну греха, смотри на грешницу Марию, не отвергнутую небом. Не допускай до души отчаяния. Обратись в сокрушении сердца к Господу. Провел ли ты большую часть жизни в забвении о Боге, в рассеянной, нечистой жизни? Вспомни, Мария не скоро образумилась; пришедшая в себя – принята небом. Будет ли тебе дано знамение о готовности принять тебя или нет, о том нет нужды заботиться. Слово Господа верно, как и дело. Живу Аз, глаголет Господь – не хощу смерти грешника, но еже обратиться и живу быти ему. Для людей вернее всего, когда слово запечатлено клятвою; и Господь снисходит к этой людской немощи; с клятвою уверяет, что не хочет Он смерти грешника. Будь же уверен, грешник, что Господь только ждет твоего обращения. Смиряйся в душе пред Господом, становись вместе с мытарем на задней стороне храма, считай себя недостойным взирать на небо и тайны святые; но будь с упованием на благость неба. По примеру Марии, моли преблагословенную Деву, моли молитвенников неба, дабы они предстали за тебя недостойного пред престол великого Бога и испросили тебе милость Его. И это смирение – будь уверен – принято будет, как лучшая жертва.
Мытари и любодейцы прежде вас входят в царствие Божие (Мф.21:31), сказал Спаситель фарисеям и книжникам. Это слово исполнила на себе Мария. Благодать Божия коснулась её сердца не напрасно; искра Божия, явившаяся в мрачной душе её, ре потухла; пробужденный голос совести не замолк. Быть не может, слушатель мой, чтобы и нас с тобою, в то или другое время, не касалась благодать Божия. Искупитель, призвавший к Себе Марию, и ныне Тот же пастырь добрый, ищущий заблудших овец; Он и ныне ударяет в двери сердца нашего разными случаями, то неудачами нашими в делах или болезнями, то благословением путей наших. Но что же? Мы – беспечные, или пропускаем без внимания прикосновения благодати, или, хотя и трогаемся ими, но скоро забываем их. Как много надобно нам плакать, чтобы Господь не поразил судом праведным нашей невнимательности к Его попечению о спасении нашем!
Во дни Спасителя притекали к Спасителю великие грешники – мытари, блудницы, разбойники, но фарисеи, люди соблюдавшие, по наружности, законность и приличие, редко, весьма редко обращались к Нему с искреннею душою. Так и ныне люди, знатные праведностью своею, не думают, что им должно каяться. Они говорят, «в чем нам каяться? Слава Богу, – мы не разбойники, не блудники, не воры; а малых грехов Бог не взыщет». Несчастные! они не видят, не чувствуют, что цепь дневных, ежечасных, так называемых, малых грехов их стала уже так длинна, что давно конец её висит в аду; они не видят, что эта цепь, скрепляемая ими каждый день, каждый час, повторением, грехов, так крепка стала, что им не разорвать ее холодными бездушными молитвами. Други мои! самое страшное состояние души – это состояние гордой бесчувственности и самонадеяния беспечного.
Молитва мытаря оправдала его, от того что она была молитвою сокрушенного сердца, молитвою души, полной чувства виновности пред Господом. А надменному фарисею не помогли даже пожертвования в пользу храма. Молитесь, други мои, усердно молитесь, с сокрушением души, как грешники. Ибо все мы грешники пред Господом. Все мы должны принадлежать Ему, как Его создания; все в нас должно служить Ему, а не греху. Он так благ, что все сердце должно служить Ему, и все кости наши должны исповедаться Ему. Потому-то, кто ни тепл, ни холоден, тому глаголет Он, имам изблевати тя от уст Моих. Устрашимся холодности к вечному спасению. Присмотримся к себе внимательно; испытаем себя совестью строгою. Пересмотрим жизнь нашу по всем заповедям, поверим с законом все действия, все отношения наши. Перечтем преступления, не оставляя ни одного без правдивого суда. Не станем извинять себя ни общею слабостью, не помешавшею святым быть святыми, ни примером многих; в аду будет место и многим, если не покаемся все. Не станем ссылаться на благость Божию, которая блага не для того, чтобы мы были грешниками, неблагодарными пред нею. Будем судить себя, как бы стояли мы пред судом Господа, грозного в правде. И тогда-то покаяние наше может быть так же животворно, как покаяние св. Марии.
Приглашая любовь вашу выслушать продолжение истории св. Марии, в следующую литургию, молю Господа Иисуса, да ниспослет Он свет Свой в сердца наши, чтобы узрели мы, по примеру Марии, множество грехов наших и прославили благость Его, долготерпевшую нам. Аминь.