Беседа, сказанная в зале церковной школы, что на Галерной Гавани в Санкт-Петербурге, перед открытием внебогослужебного чтения
В книге псалмов Давидовых первое место занимает псалом, который начинается такими словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1–2). Это значит: счастлив тот человек, который не ходил туда, где собираются нечестивцы и советуются о делах нечестия. Кто это нечестивцы и какие дела их? Это люди, которые потеряли честь, которые Бога не боятся и людей не стыдятся. Это люди, готовые на всякое беззаконие; украсть, ограбить, обмануть, блудодействовать, пьянствовать – вот их дела. Счастлив тот, кто не ходит на собрания этих развратников; блажен, кто не слушает разговоров их.
А у кого все желание в законе Господнем, кто поучается в законе Господнем день и ночь, тот блажен: он будет как дерево, посаженное при потоках вод: оно даст плод свой в свое время, лист его не отпадет (Пс.1:3). Это значит, что такой человек стоит твердо; несчастья не сокрушат его; во всем, что он делает, имеет успех, потому что над ним почивает благословение Божие. Это благословение есть невидимая сила Божия, которая помогает благочестивому во всем добром и спасает его от всех несчастий, когда он молится о том. А если и постигнут его какие-либо бедствия, то он легко переносит их, и после таковых несчастий ему живется иногда еще лучше прежнего. Таков человек благочестивый, таков праведник. Он всегда ходит в храм Божий; он любит слушать и читать слово Божие – и не только слушает или читает он это Божие слово, но и старается жить по нему. Не так, не так нечестивые, не так, но как пыль, которую сдувает ветр с лица земли (Пс.1:4). Такова жизнь, таковы дела нечестивого грабителя, обманщика, пьяницы, развратника, хульника и безбожника. Все, что он делает, делает на ветер: нет благословения в делах его; он сеет много, а собирает мало; ест, но не в сытость; пьет, но не напивается; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидает многого, а выходит мало; что принесет домой, то Господь рассеет у него (Агг.1:6,9). Почему? Потому что он забыл Бога, не знает заповедей Его, не слушает слова Его и не исполняет его.
Есть благочестивая повесть о двух соседях. Оба они были клирики, то есть служили при церкви; оба занимались ремеслом: были швецы, то есть портные. Один из них имел много детей, жену, отца и мать, и ходил он всегда, каждый день в церковь; занимаясь в то же время своим ремеслом, питался всей семьей своей от этого ремесла. А другой, товарищ его, был искуснее его по ремеслу, но он не ходил в церковь и не только в будни, но и в праздник работал, однако же едва мог прокармливать себя. Завидуя своему соседу-товарищу, он однажды сказал ему с гневом: «Откуда ты и как разбогател? Я усерднее тебя занимаюсь работой – и, однако же, живу бедно». А тот, желая приучить его ходить в церковь, сказал ему: «Вот я хожу каждый день в церковь, и когда прохожу, обретаю на дороге разбросанное золото; от этого я мало-помалу разбогател. Если хочешь и ты со мной всегда ходить, то я буду заходить за тобой; если ты или я что-нибудь будем находить по дороге, будем делить пополам». Сосед поверил ему и начал ходить в церковь. Так как он стал ходить постоянно в церковь, то Бог благословил его, и он разбогател. Тогда сказал ему тот добрый советник: «Знаешь ли, брат, сколько пользы принес твоей душе и состоянию твоему мой обман ради Бога? Но поверь мне: я ничего не находил на земле, как думал ты. Не ради золота я хожу в церковь. Но так как Бог сказал: Ищите прежде Царствия Божия... и сия вся приложатся вам (Мф.6:33), то я так и говорил тебе, и хотя я солгал, но не согрешил, ибо и я приобрел, и ты нашел то, что я говорил».
Итак, счастье – в благочестии, счастье от хождения в церковь, счастье от слушания слова Божия и исполнения его. Испытайте – и сами узнаете истину этого.
Счастлив тот, кто ищет не наживы имущества, а обогащения познанием слова Божия. Блажен, кто любит наполнять себя не духом винным, а духом Божиим. Блажен, кто отверзает уста для славословия Божия: он будет вдыхать в себя духа благодати Божией. Благо тому, кто научится назидать себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах своих Господу. Они обогащаются словом Христовым; слово Христово делает человека духовным и вводит его в жизнь вечную.
Открывая настоящее собрание, мы желали бы дать вам, возлюбленные, возможность хотя раз в неделю слушать слово Божие, доставляющее человеку истинное счастье, – и не только слушать его, но и участвовать в пении псалмов и песней духовных. В числе других песнопений вы услышите здесь такие, которые прежде здесь не были воспеваемы. Это песнопения из так называемой «Лепты». «Лептой» назван сборник духовно-нравственных песнопений, заключающийся в двух книжках. Первая книжка этого сборника принадлежит основателю Алтайской миссии, мужу духовному, архимандриту Макарию (см. прим. 36). Свою книжку он называл «Лептой» в память той лепты, которую евангельская вдовица опустила в церковную сокровищницу. Немного принесла она, но в этом немногом было все достояние, которое она отдала с усердием и за это заслужила похвалу от Господа (Мк.12:42–44; Лк.21:1–4). И архимандрит Макарий, свою книжку предназначив к распространению в народе, считал это своей духовной лептой, приносимой им Господу.
Итак, помолившись и призвав Божие благословение на всех собравшихся здесь, начнем нашу первую здесь внебогослужебную беседу с пением псалмов и песней духовных.