Беседа с православными христианами в присутствии многочисленных старообрядцев в церкви села Белебелки Старорусского уезда 25 августа 1908 года
Православные христиане! Вы живете здесь среди старообрядцев, уклоняющихся от молитвенного и даже житейского общения с нами, православными. А между тем ведь это наши родные по плоти и по духу русские братья, с которыми вместе мы составляем один Великий Русский Народ. И сами эти старообрядцы исповедуют Единого и Того же Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в Которого и мы веруем и верой в Которого спасаемся вместе со всеми Святыми Церкви Вселенской и Российской, от века угодившими Богу. Они почитают, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, ту же Пречистую Деву и Матерь Спаса нашего -Пресвятую Богородицу и Владычицу Царицу Небесную. Прославляют и молятся тем же Святым Угодникам, которых и мы прославляем и в молитву призываем ко Господу Богу, да и имена крещения носят они, старообрядцы, тех же христианских Святых, что и мы православные христиане. То же самое старообрядцы имеют и Евангелие Господне, что и мы, то же богослужение православное совершают, что и мы, хотя оно у них и исправляется по старым книгам и обрядам. От лет древних, от времен Святого князя Владимира Равноапостольного было полное всесовершенное единодушие всего Великого Русского Народа в делах веры. Все, как один человек, едиными усты и единым сердцем славили без разделения на толки Великолепое Имя Пресвятой Троицы. Не было с этой стороны разницы между царем и последним крестьянином, между богатыми и бедными, между знатными и простыми, все одинаково исполнены были христианского спасительного благочестия. И красовалась, и славилась сим благочестием и святостью да набожностью вся Русская Земля на диво и благоговение иноземных народов. Дивясь и умиляясь тем, как высоко содержат спасительную веру Христову Русские православные христиане, иностранцы издревле и прозвали нашу страну «Святой Русью». Но недостанет мне и времени повествующу об этой благочестивой нашей старине, да и не о том у меня речь теперь с вами. Позавидовал такому нашему единодушному служению Христу Спасу древний враг нашего спасения диавол. Он еще в раю позавидовал райскому блаженству наших прародителей Адама и Евы, пребывавших во всецелом и смиренном послушании Творцу и Господу, и вложил в душу их нечестивую мысль, что Бог завидует их высокому блаженству, что Бог запретил им вкушение от древа познания добра и зла, опасаясь, как бы они через то не сделались и без Него как боги. Таким наветом лживым смутил он наших прародителей, рассорил их с Богом, разъединил их с Ним и ввел в грех отступления от Бога. А кончилось тем, что согрешившие и нераскаявшиеся наши прародители были изгнаны из рая Божественной жизни и пламеновидный Архистратиг Михаил не пускал их туда огненным мечом своим, ибо невозможно стало быть с Богом и наслаждаться общением с Ним тем, которые восстали на Бога и ушли от Него своим намерением, согласившись с виновником вражды – диаволом. Этот самый отец лжи и человекоубийца искони – диавол позавидовал благочестию и набожности высокой и нас всех Русских православных христиан. Не мог он терпеть того, что вся Российская Страна делается святою, богопреданною и, скажу больше, Царством Самого Христа Жизнодавца, убоялся он, что скоро и места ему не останется в Русской Земле и придется ему, как в первые века христианства во времена великих подвижников благочестия, бежать в «верхния страны Египта», – и посеял несогласие, а потом и вражду губительную между одинаково ревновавшими о спасении Русскими людьми. Две сотни с половиной лет тому назад исправляли на Руси богослужебные книги. Тогда ведь не было теперешнего легкого и дешевого способа печатания книг, как теперь; тогда книги переписывались особыми переписчиками; а у них бывало нередко так, что вкрадывались и ошибки, и описки, а следующий переписчик эту ошибку уже переписывал за правильное чтение, а иной еще и от себя прибавлял, думая пояснить что-либо малопонятное; так и искажались священные богослужебные книги. Дело дошло до того, что в них, как и в обрядах, мы уже оказались не согласными и с Греческой Церковью, от которой и крещение приняли при Святом Князе Владимире. Вот тут-то диавол и сделал свое коварное дело: в души неразумных ревнителей благочестия, о которых можно сказать словами Святого Апостола Павла, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10, 2), вложил совет непослушания такому очевидно правильному и необходимому делу. Но чтобы больше озлобить их против этого дела, он уловил их именно в самой их ревности о благочестии, научивши их стоять твердо якобы против порушителей всего христианского спасительного благочестия. А это исполнило их духа противления церковной власти и самим восточным Патриархам, которых надлежит слушать, как Самого Христа. А проявивши непослушание им, старообрядцы и от Церкви и всей ее благодати ниспали, откололись, нося в своих сердцах страшную ненависть и вражду ко всем нашим справленным книгам и обрядам, как к какому-то нечестию. Но смотрите, к чему привела старообрядцев такая их вражда к православной Христовой Церкви. С тех пор как они откололись от единости Христовой Церкви, произошел сразу же раскол среди самих старообрядцев. И прежде всего распались они на беспоповцев и поповцев. Беспоповцы решили, что теперь антихристово царство настало, а потому можно обходиться и без благодати священства, и без прочих Таинств спасительных. Как же это? Сказано Господом, что Церкви Его врата адовы не одолеют, а, по верованию старообрядцев, они ее одолели, ибо тайны спасительные прекратились. А между тем Сам Господь в Своем Евангелии твердо-натвердо сказал, что аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Или они не веруют и не слушаются сего нерушимого слова Христова? То же самое нужно сказать и о прочих Таинствах, коих лишены старообрядцы-беспоповцы, ибо они не имеют благодати священства. К ним принадлежат и живущие здесь федосеевцы, – живущие в плотской нечистоте, ибо не приемлют благословляемого Церковью таинства брака. Так и дошли беспоповцы до непослушания словам Самого Христа. Сознали это поповцы и решили, что без священства спастись нельзя. Но где же они взяли это священство, отпавши от Церкви? Да они берут так называемых беглых от нас попов. Какой хороший священник убежит от Церкви? Да и хороший убежавший уже через то самое откололся от Церкви, пока не раскается. А посему и Таинства беглопоповцев только видимость одну имеют, а благодати лишены, как не благословленные от Церкви-раздаятельницы даров Святого Духа. Кроме того, может оказаться и так, что и беглых попов не окажется, если никто не перебежит к старообрядцам от Церкви, – тогда опять беспоповщина начнется. Значит, дело непрочно. Вот издавна поповцы и искали себе хоть одного архиерея и нашли такого. Где? Да в немецкой земле заманили деньгами архиерея Амвросия, скверного ради прибытка ушедшего к ним без воли на то старшего над ним архиерея православного и за то всю жизнь до самой смерти каявшегося. Так и у приемлющих австрийское священство только одна видимость его оказывается, а подлинного смысла его они не имеют. Так и заблудились старообрядцы и не знают, как им: или выпутаться из беды, или же оправдать свое положение запутанное. А о тех бесчисленных толках и кривотолках спасовцев, филипповцев, рябиновцев, бегунов и прочих многоименных подразделений в старообрядчестве и говорить не приходится. А теперь с получением ими свободы исповедания они еще и больше начали делиться и дробиться. Съезжаются они на разные съезды и соборы, но никак не могут столковаться, а только еще больше разделяются и ссорятся, разъезжаясь с проклятиями и анафемами одна партия на другую. Дух противления и строптивости теперь еще больше обнаруживается. Прежде они могли свои споры да раздоры скрывать, а теперь при данной им свободе и оказывается, что кроме споров да разделений ничего у них и нет. Прежде их объединяла всех одинаковая вражда к Церкви Православной, а теперь это уже не имеет значения, ибо и они имеют свободу исповедания; по этому и обнаруживается вся их непрочность и несогласие. Так попутал их диавол, уловивши на непокорности Церкви из неразумной ревности о старом. А в то же время заправилы старообрядчества явно встали даже в ряды освободителей, оказывая им и сочувствие, и даже поддержку. Они в самое смутное время издавали явно революционную газету «Слово правды», а теперь издают журнал «Старообрядец», а один издает даже грязный журнал «Золотое Руно». И все это не простые рядовые старообрядцы, а заправилы и столпы старообрядчества, а следовательно, куда они ведут свое стадо? Явно в руки врагов Церкви и Отечества. Но смотрите – какое зло и для всего нашего дорого Отечества от такого разделения единокровных и единоверных Россиян. Те, которым желательна погибель нашего Царства, пользуются сим несогласием и расколом русских людей и на почве их несогласия сеют свою смуту, ссорят и вооружают всех против всех, так что все становятся как враги друг другу. Вместо того чтобы всем русским людям, как одному человеку, без раздоров дружно противостоять врагам и отразить беду от Родины, – мы даем лишь только силу врагам, чтобы они нас разделенных поработили и погубили Церковь и Отечество. И льется русская кровь, умножается грабеж и озорство, и усиливается безбожие и разврат среди русских людей, и вся жизнь наша все более и более разваливается. Так раскол и в себе самом носит зачатки разложения, открывающие великую для него беду и погибель, да и на всю нашу Родину накликает только беду и смятение на радость врагам.
А потому как бы хотелось и слушающим меня здесь, и отсутствующим, и даже по всей России старообрядцам сказать свое пожелание, чтобы оставили они это свое неразумное разделение с Церковью. Пусть они отбросят из своей души ту ненависть и вражду, которую питают к Церкви Православной. Пусть они не ругают нашего святого достояния, как ругают теперь в своей слепой злобе. Ибо они смеются над нашими обрядами и даже наше сложение перстов для крестного знамения обозвали насмешливо щепотью. Мы сими перстами молимся Господу Богу и Святым Его, мы им [крестным знамением] прогоняем силу вражию от себя, а старообрядцы смеются над сим нашим обрядом. Вот до какого озорства даже над святыней доводит дух противления и злобы на Церковь Христову! А мы, не похва-ляя этот ваш дух противления и скорбя о вашем ослеплении и неразумии, не высмеиваем и не запрещаем ваших старых обрядов. Ибо у нас есть воссоединившиеся с Церковью от раскола единоверцы, молящиеся по старым книгам и по старым обрядам. Я сам прежде, служа в другой епархии на Урале, устраивал два единоверческих монастыря; приходилось и Божественные службы совершать в них, разумеется по старым книгам и обрядам. Да вот и сейчас только что я был в Виджинской единоверческой церкви, – и там молился двуперстно. И не считаю всего этого за худое, не осуждаю старых обрядов, а совершаю все это, прославляя Единого и Того же Господа и Спаса, Которого прославляю и нашими обычными обрядами и книгами, Которого и вы прославляете своими обрядами. И вы – старообрядцы – отбросьте свою вражду против Церкви, свое глумление над церковными обрядами и воссоединитесь со Святой Вселенской Церковью, чтобы вместе с нами и со всеми повсюду православными христианами, оставивши вражду и нестроения, молиться едиными усты и единым сердцем Господу Богу и Его Святым, чтобы наслаждаться во спасение всей той благостыней и всем духовным богатством, которые только обретаются в Церкви Христовой, как Непорочной Невесте Христовой. Ибо вы, ради своего раскола с нами, лишены и такого духовного утешения, как нетленные Мощи Святых – и древних и новых. Скажу даже более: вы не признаете даже Святыми таких Угодников, как Святой Дмитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Иннокентий Иркутский, именем которого полна и оглашается вся Сибирская страна, все равно как дорого и близко всякому из нас русских имя Святителя Николая; не признаете и последнего новоявленного Чудотворца Серафима Саровского. А мощи их источают многоразличные чудеса всем с верой к ним приходящим; замолчать того, что совершается открыто перед всеми не ослепленными злобой, – нельзя. А вы всего этого богатства благости к нам Господней лишены, ибо сторонитесь от нас и от храмов наших Господних, гнушаетесь нашей святыни, боясь как бы не оскверниться, молясь с нами. Вот какая слепота и наваждение вражеское: мы утешаемся и умиляемся от Мощей Угодников и их жизни, их молитвами мы Господню милость приемлем себе во спасение, а старообрядцы боятся – как бы им от того не оскверниться! Не слепота ли это душевная, не наваждение ли это от врага искусителя, смежающего сердечные очи так помышляющих? Да сбросят старообрядцы эту слепоту душевную со своих сердец, да смирятся перед Господом Богом и в раскаянии да придут в ограду Церкви Христовой, чтобы вместе с нами исповедовать и славить Христа Жизнодавца, последующе всем подвижникам благочестия и Угодникам Господним. Пусть они оставят за собой свои старые обряды и книги; это им дано будет, как единоверцам. Но только пусть они воссоединятся с Церковью, примут от ее архиереев благодатное освящение. И радость велия и неизреченная будет на небе у Святых Ангелов и на земле у всех благочестивцев, а скорбь до злобы и скрежета зубовного будет, наоборот, у врага нашего спасения. Что это так – смотрите, как стараются еще больше разъединить нас и не дать ни малейшей возможности воссоединения все, которым желательно лишь падение веры и самой России. Так диавол старается через верных или слепых слуг своих. А мы не дадим ему себя во власть и на поругание, но изгоним его из среды своей. А если не послушают старообрядцы моего сего призыва, то само слово мое сие будет свидетельствовать на них в день суда Господня.
Итак, еще раз я – архиерей Православной Христовой Церкви – именем Христа умоляю старообрядцев оставить свое разделение с Церковью, смириться перед Господом Богом и воссоединиться с Православной Церковью при старых своих обрядах. И тогда благословение Господне почиет на них, и они под покровом Святой Церкви Христовой будут наслаждаться всей спасительной благодатью, которой спасались все прославляемые нами и древние и новые Угодники Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.