Проповеди на праздники:


Беседа при вступлении в сельский храм во время обозрения церквей епархии, с объяснением обычая подносить гостям хлеб-соль

Возлюбленные о Господе! Любовь ваша восхотела приветствовать меня по древнему русскому обычаю поднесением хлеба-соли. В этом обычае заключается глубокий смысл. Объясню это. Почему подносится хлеб-соль, а не что другое, например не букет цветов, как это делается ныне в некоторых местах?

Хлеб и соль составляют самое необходимое для жизни человека, это – тот насущный хлеб, который нам повелено просить в молитве Господней: Отче наш!.. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Значит, когда гостю подносится хлеб-соль, то этим выражается та мысль, что сретающие гостя приносят ему в дар то, что всего нужнее для жизни. Призвав благословение Божие на поднесенные вами дары, я, со своей стороны, молитвенно желаю вам от Господа, чтобы Он благословил труды рук ваших и умножил хлебы ваши в домах ваших, в житницах ваших и на полях ваших, чтобы вы, имея довольство хлеба и всего необходимого для жизни вашей, обогащались всяким добрым делом (2Кор.9:8).

Да подаст вам Господь обилие хлеба, чтобы вы могли не только пропитать себя и свою семью, но и другим уделить от избытков ваших: чтобы можно было вам и странного принять, и сироту накормить, и вдовице с малолетними детьми помочь, когда она будет нуждаться в хлебе для посева или для прокормления себя и своих детей; чтобы вы могли принести дар Богу от своих трудов праведных на нужды храма Божия, на отопление и освещение его, на нужды вашей школы, на содержание ваших духовных пастырей и всего церковного причта.

А за поднесенную вами соль молю Бога, чтобы Он даровал вам ту соль, о которой сказано в Евангелии: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк.9:50).

Как соль нужна для стола, так нужен мир для семейной и общественной жизни. Как без соли пища невкусна, так без мира неприятна бывает жизнь как в семействе, так и в обществе: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс.132;1); где тишь да гладь, там Божья благодать; где мир и согласие, там и Бог, ибо Бог есть любовь (1Ин.4:8,16). А где Бог, там и рай. Значит, если в семье или в обществе бывает мир и любовь, то с ними пребывает Бог, у них земной рай. Но тяжело жить там, где нет мира, где ссорятся семейные между собой, где нет согласия между мужем и женой, где отец обижает семейных, где дети не слушают своих родителей, где свекровь обижает невестку свою, где невестка идет против свекрови своей. Где бывает вражда, там и сатана; где сатана, там и ад.

Горе и тому обществу, в котором не бывает мира, где ссорятся сосед с соседом, где богатый обидит бедного, бедный обманывает и обкрадывает богатого. Несчастно то общество, в котором не бывает лада между членами его, в котором нет согласия в делах. Достойно жалости то общество, в котором заведется хоть один расстройщик добрых намерений и предприятий. Горе такому человеку: это диавол во плоти. Горе и обществу, которое будет следовать внушению этого клеветника-расстройщика. Никакое дело там не будет благоуспешно и не придет к концу. Укажу вам один пример этого.

В одном селе жители пожелали строить новую церковь. Во всем они согласовались между собой, только одному влиятельному человеку захотелось, чтобы церковь была выстроена в том месте села, где находился его дом. Некоторые селяне пристали к его стороне, поддерживали его мнение из угождения ему или из опасения мести его. А другим хотелось устроить храм в том месте, где стоял прежний обветшавший храм. Начался спор, перешедший потом во вражду; неудовольствие друг на друга перенеслось на самый храм, который остался много лет невыстроенным, а старый храм более и более ветшал и беднел.

Что было при построении этого храма, то бывает и во всяком общественном предприятии. Если за него принимаются все дружно, то оно скоро приведется к концу. Если же начнется разлад, если один будет тянуть в одну сторону, другой в другую, а третий в третью, то успеха в деле никогда не будет.

Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк.9:50). Как без соли пища портится или гниет и издает из себя дурной запах, так и всякое доброе дело, не осоленное миром и любовью, не бывает угодно Богу.

Поэтому Господь сказал в Евангелии: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23–24).

Итак, благодарю вас за хлеб-соль и желаю вам от Господа обилия хлеба, чтобы вы могли обогащаться добрыми делами, и обилия евангельской соли – взаимного мира и согласия, чтобы вам проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и честности.

Проповеди на праздники:

Наверх