Беседа при последнем служении литургии в церкви Синодального Благовещенского подворья, что на Васильевском острове в Санкт-Петербурге
Возлюбленные о Христе братие! Время отшествия нашего настало. Отпустите нас с миром и молитвой. И мы молим Господа, да подаст Он вам мир, как он подал его Своим ученикам, сказавши им: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Да пребудет этот мир и в сердцах ваших, и в семьях ваших, и во всех путях ваших.
Но вы, может быть, желали бы слышать в этот последний час нашего молитвенного общения с вами еще какое-либо слово наставления? И мы не чужды желания сказать вам что-либо – но сказать не свое слово, а слово апостольское, как и прежде говорили мы не свои слова, а слова Христовы, слова апостольские, слова святоотеческие. Мы желаем, чтобы последним словом назидания для вас было апостольское увещание: Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор.16:13).
Бодрствуйте, а не дремлите, чтобы во время духовной дремоты или сна вашего не подкрался невидимый враг и не похитил сокровища вашего спасения.
Стойте, а не лежите от уныния, не поддавайтесь беспечности в деле вашего спасения. Стойте, как стоит страж: он не сидит и не лежит, но стоит или ходит взад и вперед и постоянно озирается, не подкрадывается ли откуда-либо вор и грабитель. И вы имейте недремлющее око души вашей: постоянно озирайте кругом, не подходит ли к вам с какой-либо стороны враг-диавол, яко лев рыкая, ищущий кого поглотити (1Пет.5:8).
Мужайтеся: и жены, и девы, и юноши будьте как мужи, уготованные на брань; будьте готовы к перенесению всяких трудов, всяких невзгод, какие встретятся вам на пути спасения. Будьте готовы встретить и отразить всякое нападение со стороны вражьей силы.
Нельзя было не заметить, что некоторые из вас охотно несут труды для своего спасения: усердно посещают храм Божий не только в праздники, но и в будни, не только приходят к литургии, но и к вечернему богослужению; некоторые усердно и дома молятся, и посты соблюдают, и говеют, а иные налагают на себя тайные труды для своего спасения. Будьте же мужественны, зная, что может придти к вам время уныния, духовного расслабления. Все это покажется вам впоследствии трудным, кое-что надоест, иное опротивеет; вам захочется одно сохранить, другое оставить, иное ослабить. Берегитесь этого: стойте тверже в начатых трудах, призывайте к себе молитвой Божию помощь. Враг коварен: если он не может склонить подвижника на зло, то старается повредить ему чрез добро. Если не одолеет его грехом объядения, то губит его непомерным постом. Если не побеждает его греховностью, то погубляет праведностью, влагая в подвижника добродетели гордые мысли о своих подвигах и внушая ему помыслы осуждения согрешающих или чрезмерно отягощая его трудами, дабы он, не в силах будучи долго нести тяжелую ношу подвигов, впоследствии, ослабевши, бросил все. Идите средним, царским путем, не уклоняясь ни направо, ни налево. Мужайтесь и укрепляйтесь. День ото дня укрепляйтесь в делании добра. Всякое доброе дело сперва с трудом совершается. Но кто нудит себя в том или другом деле, для того день ото дня становится легче труд его делания: он приобретает навык, а при навыке и самое трудное дело становится легким. Поэтому и сказал Господь, что нуждницы, то есть употребляющие усилие, обретают Царствие Божие (Мф.11:12).
Нужно также знать христианину, что все эти внешние подвиги: пост, молитва, хождение в церковь и другие труды – еще не составляют добродетели. Это еще не плоды от духовного семени, а только листья духовного дерева. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... вера, кротость, воздержание (Гал.5:22–23). Заметьте, что во главе всего стоит любовь. Мы и уверены, что все вы хорошо знаете, что это – главнейшая заповедь. Кто ее исполнил, тот исполнил все заповеди, ибо закон заключается в одном слове: люби. Люби Бога больше всего и люби всякого человека, как себя самого (Мф.22:37–39 и др.). Кто приобрел любовь, тот приобрел Бога, ибо Бог есть любовь (1Ин.4:8,16). Кто пребывает в любви, тот в Боге пребывает и Бог в нем пребывает (1Ин.4:16). Любовь же выражается не в слове, а в деле. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор.13:4–7). К такой любви и нужно стремиться больше всего. Любовь без самоотвержения не бывает. Хочешь показать на деле любовь – отрекайся от самоугождения: чего хочешь себе, того желай и ближнему. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними – изрек Господь (Мф.7:12). Довольно этих наставлений – теперь слово о предстоящем разлучении.
Прежде всего благодарим Бога за вас, возлюбленные, за все, что мы видели в вас. А видели мы только доброе. Благодарим и вас, братие и сестры; благодарим за любовь вашу, за внимание ваше к нам, пришельцам из Сибири, благодарим и за послушание ваше о Господе. Любовию вашею, усердием вашим вы сделали пребывание наше на этом благодатном острове отрадным для нас. Мы жили среди вас, как живет человек у себя дома, окружаемый любовью своих близких. От недели до недели время проходило скоро, незаметно, ибо каждый день мы видели вас собирающихся в храме, молящихся, говеющих и часто причащающихся Святых Христовых Таин. Мы жили как бы среди общины первых времен христианства. Вы не только любили слушать простое слово проповедников, но с большим усердием приобретали для домашнего чтения и книжицы, заключающие в себе «единое на потребу». Достаточно было одного легкого напоминания о какой-либо нужде церкви, чтобы вы приняли к сердцу эту нужду и удовлетворяли ей; вы охотно несли дары любви вашей на нужды православных благовестников Алтая и на дело проповеди Евангелия среди языческих насельников его, хотя прежде мало вы слышали, а иные совсем не слыхали об этом великом деле призвания язычников ко спасению чрез проповедь им Евангелия Христова.
Все это вы делали из любви ко Христу. Вы приняли и наше убожество со столь великим радушием, конечно, потому, что прежде всего возлюбили Христа, о Котором вам говорили и предместники наши, слово о Котором и мы вам возвещали и о делах Которого мы проповедовали.
Мы возвращаемся с радостным чувством восвояси, как люди, возвращающиеся домой из добрых гостей, где они пользовались всеми знаками гостеприимства. Будем помнить и говорить о любви вашей и поминать вас в молитвах наших, сколько Господь поможет нам и спутникам нашим в этом. И сами усердно просим вашу любовь не забыть нас, когда молитесь. А особенно просим помолиться теперь купно с нами, да дарует Господь нам и спутникам наш им благополучное путешествие и радостное возвращение туда, где ожидает одних из нас любовь христианская, других – любовь близких и родных. Да хранит всех вас Христос Своею благодатью и человеколюбием!