Беседа по случаю возложения драгоценной ризы на чудотворную озерянскую икону Богоматери. 1852 г.
Телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть,
обетование имущи живота настоящего и грядущего (1Тим.4:8).
Приветствую вас с радостью, благочестивые жители города Харькова. Благочестие ваше украсило икону Богоматери дорогою ризою. Для кого это служит приобретением? Для вас, добрые мои харьковцы. Небесная Царице! чье усердие к Тебе осталось без награды? чьи вздохи пред Тобой не услышаны Тобой? Други мои! Она, Царица небесная – заплатит нам за усердие к Ней. Приношение наше, без слов, будет напоминать Ей о нас, где бы мы ни были, и здесь, среди искушений мятежной жизни, и там в вечности, где особенно нужен нам Её покров.
Благочестие христианское – великое благо для нас, странники земли. К сожалению, иные частью недовольно понимают важность благочестия, частью не искренно прилагают к сердцу требования благочестия. Обратимся вниманием к апостольским словам о значении благочестия для нашей жизни. Телесное обучение, говорит ап. Павел, вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование имущи живота настоящего и грядущего. Размыслим об учении апостольском.
Что разумеет апостол, говоря о телесном обучении? Обращаясь к тем временам, когда жил Тимофей, поучаемый апостолом, видим, что обучение телесное означало тогда преимущественно обучение тела ловкости и крепости упражнениями; это обучение составляло тогда весьма нужную принадлежность человека образованного, принадлежность, без которой нельзя было занять видное место в свете. Так телесное обучение того времени означало не только упражнение, нужное для укрепления здоровья, но и такое отличие видимое, которое давало права на преимущества в свете. Иначе, возводя частное к общей апостольской мысли, находим в телесном обучении всякое занятие, относящееся к пользам земной, стихийной, жизни, как то, художества, военное искусство, агрономию, медицину, торговлю и тому подобное.
Какое же достоинство приписывает апостол телесному обучению? Вмале есть полезно, говорит он. Он не говорит, что телесное обучение вовсе ненужно, вовсе бесполезно. Нет, его рассуждение – не то, что рассуждение каких-либо мечтателей, по его рассуждению, для земной жизни нужны свои средства и – нет греха, когда приобретают эти средства. Если земледелец отыскивает лучшие приемы земледелия, это – не беда. Если купец ищет, как удобнее продать и купить; и – это в порядке вещей. Апостол сам занимался деланием палаток и строго осуждал тех, которые, под видом благочестия, не хотели заниматься никаким трудом. Слышим некие, писал он солуняном, бесчинно ходящие у вас, ни что же делающие, но лукавно обходящие, занимающиеся пустыми разговорами. Таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят (2Сол.3:11–12). Так телесное обучение – полезно, но в какой степени полезно оно? Вмале есть полезно, говорит апостол. Почему же мало полезно? Мало полезно и потому, что все земное не прочно, ненадолго является и как пар исчезнет (Иак.4:14); мало полезно и потому, что далеко менее важно оно, чем все относящееся прямо к душе, к её вечному спасению. Что значат все земные науки, все стихийные приобретения в сравнении с бессмертною душою? Так, как бы ни было почетно твое стихийное занятие, как бы много ни доставляло оно тебе выгод для жизни земной; помни слово Апостола, телесное обучение вмале есть полезно. Занимайся телесным обучением, но не более, как мало полезным; берегись того, как бы, занимаясь более, чем стоит оно, не оскорбить достоинства души богоподобной, не подвергнуть опасностям вечной участи её. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Все земное, как бы почетно оно ни было, кончится для тебя, пробежит, как волна быстрая, промчится, как ветр неуловимый, исчезнет, как пар неосязаемый. С чем же останешься ты? С душою, гонявшеюся за ветром. Какая бедная, как жалкая участь! О! ищи занятия, о котором по праву сказал бы ты, оно не вмале полезно.
Апостол противополагает телесному обучению, мало полезному, благочестие и уже тем самим указывает на преимущество благочестия. Прямой отзыв его о благочестии таков, оно на все полезно есть. Какая обширная важность дается благочестью! Так ли судит мир о благочестии? Бедный мир! как он близорук! По суду апостола, для каждого состояния, для каждого звания, для каждого возраста, для людей всех времен и народов, благочестие составляет приобретение самое полезное – самое нужное. Апостол прилагает учение свое о важности благочестия к двум периодам или положениям жизни нашей, ко времени и вечности. Благочестие на все полезно есть, обетование имуще живота настоящего и грядущего, на все полезно, так как ему принадлежит все, что лучшего обещано для временной жизни и все, что ожидает нас радостного в будущей.
Так напрасно, несправедливо говорят, будто благочестие – не нужная, бесполезная вещь для мира. Нет, оно-то и есть самое лучшее, самое нужное сокровище даже и для земной жизни нашей. Оно составляет самую прочную опору для семейного и гражданского быта людей. Подумайте, чем держится мир весь? Законами Божиими, волею Всемогущего. Как же хочет человек устроить себе счастье, тогда как выступает преступною волею из границ, назначенных ему волею Божией, возмущается страстями против распоряжений Божиих? Слово Божие верно, очи Господни на праведные и уши Его в молитву их, лице же Господне, лице гневное, правосудное, на творящие злая, еже потребити от земли память их (Пс.33:16–17). Слушатели мои! если дорожите вы семейным счастьем, если милы вам дети ваши и их покой, богатейте благочестием, – оно низведет благословения Божии на вас, на дом ваш, на детей ваших, на их будущность. О Боже мой! кто же не видит горьких плодов греха? Что влечет за собою роскошь? Что следует за распутством плотским? Страсть к честям и славе чем наделяет? Откуда раздоры и распри между вами? Не от страстей ли, воюющих в членах ваших (Иак.4:1)? Проклятие от Господа на дом нечестия (Притч.3:35), а дом праведника будет стоять, и куща его процветет долголетием (Притч.14:11). Ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся, все нужное для земной жизни, приложатся вам (Мф.6:23). Вот учение откровения Божия! И тоже говорит нам опыт веков.
Земля – не рай; здесь на всех путях – горечи; а души благочестивые и по особенному распоряжению Божию бывают под гнетом бед. Но – дело в том, что нечестие не умеет пользоваться ни счастьем, ни несчастьем; а для благочестия страдание – радость. – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем – научился быть в сытости и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке» (Фпл.4:12), так говорит христианин и стоит выше переворотов судьбы. Вера научает предавать волю свою воле Отца небесного и спокойно смотреть на бури жизни земной. Чего бояться тому, кому нечего терять на земле, после того как все свое предал он Господу? Аще Бог по нас, кто на ны? Об одном забота у христианина – об усмирении страстей сердечных об исцелении души от греха. Но когда вздыхает он о немощах, плачет об ошибках, жаждет правды, которой нет у него, Бог, богатый милостью, подает душе уверение в усыновлении её небу чрез Христа Иисуса; – дух благодати, нисходя во глубины её, утешает, наставляет, укрепляет, животворит ее для подвигов благочестия. И как сильна является душа, укрепленная Божией силою! Кто ны разлучит от любве Божия? говорит она. Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Во всех сих препобеждаем за возлюбльшего ны (Рим.8:35, 37). То ли бывает во время бед с душами, необученными благочестием? Жалко бывает смотреть на эти бедные души. Вы видите сколько же низости, столько же малодушия в несчастии, сколько было у них гордости в счастье, столько же порывов отчаяния и безнадежной горести в беде, сколько были самонадеяния в светлые дни.
Суеты мирские, то бурные, то упорные не дают нам ни времени, ни ревности заняться вечною судьбою своею. И мы не думаем, мы не заботимся о том, что нужно нам в вечности, что дороже всего будет для нас за гробом. Ах! братия! для жизни за гробом нужно нам одно благочестие христианское.
Страшно подумать (каково же будет терпеть), за гробом целая вечность мук для нечистого грешника. О! служите Господу, а не страстям; чем только можете, служите. У тебя есть избыток богатства? Не расточай его жизнью распутного сына, употребляй на славу Божию, иначе будешь гореть в огне без прохладном. У тебя нет достатка? Ты беден? Терпи бедность, терпи для Господа, не гневи Его желаниями чужего, или ропотом на свою долю; терпи, оплакивай грехи свои, которых так много. Облечен ли кто властью? Охраняй правду, защищай невинность притесненную, отирай слезы вдовы и сироты, не славь себя, а Бога. Иначе страшно тебе будет на суде всемирного Судии. Ты притеснен судом неправды? У тебя отняли твое? Не язви людей укоризной, отдай суд Господу, готовь ответ за свои дела. Дорожите, други мои, правилами благочестия. С земли не видно, как велико блаженство, готовое для благочестия. Но оно велико, как и несомненно, потому что благ и праведен Бог, потому что верен Тот, Кто обещает награды нам. Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы и не у явися, еще не открыто нам, что будем? Вемы же, яко егда явится, подобны Ему будем, ибо узрим Его, яко же есть (1Ин.3:2); так говорит нам один тайнозритель. Егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе (Кол.3:4), говорит другой вестник Божий. Видите, и то, что открыто нам о будущей славе жизни христианской так многозначительно, так важно, что, если бы размышляли мы о том, нам не пришло бы и на мысль гоняться за земными удовольствиями, столько пустыми и вредными.
Господи Иисусе! отврати очи наши во еже не видети суеты. Благий и Всемощный! сотвори, да зрим мы на единую спасительную для нас волю Твою; сотвори, да сердцем искренним, до последнего вздоха повторяем слово твое святое, едино есть на потребу. Аминь.