Беседа по освящении храма Воздвижения Креста Господня в Преображенском Богаделенном доме, 1854 г.
Когда во дни Соломона совершилось освящение Храма Божия в Иерусалиме: тогда, как повествует книга Царств, праздновавшие освящение оного «идоша кийждо в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь Давиду рабу Своему, и Израилю людем Своим» (3Цар. VIII. 66). То был храм истинного Бога для целого народа, и даже единственный в те времена для всего мира. Здесь осветился ныне храм Божий для не многого, впрочем, по благодати Божией, возрастающего собора чад единой, святой, соборной, Апостольской, святоотеческой Церкви. Тем не менее, надеюсь, что и вы, братия святого храма сего, «отъидете в домы своя, радующеся веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь... людем Своим».
И славный храм иерусалимский и смиренный (впрочем древним благолепием привлекающий благоговейные взоры) храм здешний есть храм единого Бога, единый Бог есть Освятитель и того и другого, с тою разностию, что там образ, а здесь и образ и существо изобразуемое, там «сень... грядущих благ» (Евр. 10:1), а здесь истина благ, уже дарованных. Итак, не радостно ли, что и над сим освященным храмом, как некогда над иерусалимским, изречено слово Господне: «освятих храм сей, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» (3Цар. IX. 3).
Радость наша получит особенный вид, если помыслим о судьбе сего места, и сравним нерадостное прошедшее с радостным настоящим.
За восемьдесят три года пред сим, здесь было пустое место; а потом устроилась больница для страждущих губительною болезнию, и место погребения умерших от губительной болезни. Печальное начало!
Желаю осветить сие несветлое воспоминание мыслию о человеколюбии основателей сего учреждения, о смелости действования их в опасное время, о постоянстве и щедрости, употребленных для того, чтобы сие временное учреждение не прекратилось, но поддерживалось, возрастало и возвышалось в своем значении. Но все сие пред оком духовным покрывает печальная тень. Под кровом человеколюбия мнили здесь поставить седалище веры, но в таком обществе людей, которое, в следствие давно возникших распрей и усиленно изысканных сомнений о вселенской православной Церкви, само себя поставило в отчуждении от вселенской православной Церкви.
Молю всех, слушающих меня теперь, слушать мирно и благодушно, и не огорчаться, если в слове моем покажется нечто для некоторых неприятным. Желаю быть со всеми в мире и духом и словом: но судьбою Божиею возложенное на меня служение обязывает меня в духе мира возвещать истину, иногда и неприятную, на спасение душам: «нужда бо ми належит; горе же мне есть, аще не благовествую» (1Кор. IX. 16). Внемлю слову Господню: «не судите, да не судими будете» (Матф. VII. 1), и слову Апостола: «прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя» (1Кор. IV. 5); и не желаю судить никого даже из тех, которые слишком жестокие суды произносят на святую Церковь; а желаю и молю Спаса всех Бога, да покроет всякий грех неведения Своим беспредельным милосердием, да рассеет Своим Божественным светом туман сомнений, покрывающий некия души; да приведет овцы, яже не суть от двора сего, в единый двор единого пастыря Иисуса Христа. Но я был бы виновен и пред правоходящими, если бы молчал, и не остерегал их от пути неправого рассуждения, и пред неправоходящими, если бы молчал, и не указывал им пути правого рассуждения.
Была на сем месте и в прошедшие восемьдесят лет исповедуема вера во единого Бога Отца, Творца, Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, прежде век рожденного, единосущного Отцу, Бога истинного от Бога истинного, нашего ради спасения воплотившегося, страдавшего, погребенного, воскресшего, восшедшего на небеса, седящего одесную Отца, паки грядущего со славою судити живых и мертвых, и Духа Святого, такожде истинного Господа, от Отца исходящего, купно со Отцем и Сыном покланяемого. Сия вера Апостольская. Сия вера отеческая. Сие есть твердое основание веры для всей Церкви вселенской. Но что на сем основании строили здесь? Злато ли? Серебро ли? Честное ли камение? Положите в горнило слова Божия главнейшия учения, здесь господствовавшия, и посмотрите, что окажется.
Некогда Пророк Азария, к чадам Церкви иудейской, провидя их неверность в служении Богу, произнес сие угрожающее предречение: «многи дни будут во Израили, ...без священника учащаго, и без закона; егда же обратятся в печали к Господу Богу Израилеву, и взыщут Его, и обрящется им» (2Пар. XV. 3–4). Итак, быть без священника есть наказание, посылаемое от Бога на неверных в служении Ему, на время, доколе не вразумятся, и усердно обратятся к Нему. Но здесь учили, что быть без священника, есть дело правильное, и что оно должно продолжаться до скончания века: и таким образом сами наводили на себя то, что слово Божие признает наказанием Божиим. Радуйтеся же, братия святого храма сего: Господь обретен вами в благодати Его; и возвратил вам утраченного предками вашими священника учащего, друг-друго-приимательным от Апостолов рукоположением освященного, по освященному чину молящегося и тайнодействующего.
Рече Господь: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его; живота не имате в себе» (Иоан. VI. 53). Но здесь учили, что можно и надобно жить без вкушения Тела и Крове Христовы; и не примечали, что таким учением, по силе слова Христова, сами себя обрекали на духовную смерть. Радуйтесь, братия святого храма сего. Источник жизни для вас открыт; двери святилища отверсты, и служитель Божественного таинства приглашает вас к общению Тела и Крове Христовы; только со страхом Божиим и верою приступайте.
Устами святаго Апостола Павла «Дух... явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися» (1Тим. IV. 1–3). А бывшие здесь наставники именно «возбраняли женитися», и совсем отвергали брак. Не понятно, как не слыхали и не слышат они, какой страшный гром Апостольского слова гремит над их новоизобретенным мудрованием, и над их главами. И как не усмотрели они, к чему ведет их учение? Христос Спаситель о безбрачной жизни сказал Апостолам: «не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть» (Матф. XIX. 11). То есть: не все могут пребыть безбрачны, а только некоторые имеют дарование всегдашнего девства. К чему же ведут неимеющих дарования девства учители всеобщего безбрачия? Не приближают ли к пропасти порока, и потом к бездне ада? – Радуйтесь, братия святого храма сего. Вы можете с мирною совестию, согласно с словом Христовым, избрать то, что можете «вместить», или святое девство, или благословенный брак, не опасаясь тех никем не благословенных наставников, которые мечтали своею заповедию разрушить всеродное благословение Божие человекам: «раститеся и множитеся, и наполните землю» (Быт. I. 28).
Благословен Бог, Иже всем человеком хощет спастися. Благословенна благодать Господня, просвещающая всех, не смежающих очей от света ее. Благословенны души, беспристрастным умом и искренним сердцем ищущие истины, благодати и спасения. Се, в едино лето вторый уже храм освящается здесь, и просвещает место сие. «Призри с небесе Боже, и виждь, и посети, и утверди», и возрасти, и распространи «виноград сей, ...егоже насади десница Твоя!» (Пс. 79:15–16) Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.