Беседа по освящении храма святого Александра Невского, при Покровской Богадельне Московского мещанского Общества, 1858 г.
Пророки Аггей и Захария имели особенное от Бога назначение, чтобы побуждать Иудеев к созиданию храма в Иерусалиме, после возвращения их из плена вавилонского.
Дело сие было начато: но враги веры и народа иудейского препятствовали оному. Иудеи остановились в унынии, которое потом перешло в охлаждение, извиняющее себя мыслию, что время еще не благоприятствует делу. В сие время явился Пророк Аггей, и побуждал приняться за созидание храма: «созиждите храм, и благоволю в нем, и прославлюся, рече Господь» (Агг. I. 8). Вслед за ним явился Захария; и к тому же поощрял удостоверением о благоволении Божием и надеждою успеха: «сице глаголет Господь: обращуся ко Иерусалиму щедротами, и храм Мой созиждется в нем» (Зах. I. 16). Вследствие сего храм создан: и благоденствие Иерусалима возвысилось.
Мы здесь не в Иерусалиме. Не для града и народа создан сей храм. Никто не препятствовал его созиданию, и никто не понуждал к сему; и никогда к подобному делу не требует понуждения сей град, издревле доныне любитель храмов Божиих. Добрая воля, благочестивое усердие, человеколюбие общества граждан создали сей храм, в соединении с сим домом, для того, чтобы «Лазарь» убогий, истощенный в силах, беспомощный, не «лежал у ворот богатаго» (Лк. 16:19–20), или в полуразрушенной хижине другого, почти также беспомощного; чтобы здесь общественно исполняемо было то, что призывается к благословению на суде Христовом, – призрение странных, немощных, беспомощных, питание алчущих, одеяние нагих. Но сего не довольно; человеколюбие христианское возжелало еще, чтобы призреваемые здесь пользовались не только покойным для них жилищем, но и домом Божиим, чтобы им близко было находить духовную пищу и духовное врачество душевных болезней в священнослужении и таинствах святого храма. И сие желание ныне исполняется. Благословен Бог! Благословенно христианское человеколюбие!
После сего можете спросить: для чего же напомнил я здесь обстоятельства иерусалимского храмоздательства? – Ответствую: для того, что из сих обстоятельств можно почерпнуть мысли, утешительные для храмоздателей, и полезные для всех посетителей храма.
В Иерусалиме видим, что когда люди не оказывали усердия к созиданию храма Богу, тогда Сам Бог послал Своих чрезвычайных посланников, чтобы побудить к сему. Из сего можно усмотреть, как желает Бог, чтобы создан был храм имени Его. А сие подает создателям храма Божия радостную мысль, что, созидая и украшая храм, они исполняют то, чего особенно желает Бог. И если счастливы были те, которые успешно потрудились в созидании храма, быв настоятельно побуждены к тому Божиими посланниками: менее ли счастливы те, которые приемлют участие в храмоздательстве, не быв никем понуждаемы, по чистому свободному усердию к Богу, и по любви к святыне Его?
Не для храмоздателей только, но и для всех верующих в Бога, и желающих спасения души, глубокого внимания достойно то, что Бог Сам желает и требует Себе храма.
Первый на земле храм истинного Бога, у израильтян, по исходе их из Египта, при горе Синае, подвижный соответственно тогдашнему их странствованию, был устроен и освящен единственно по повелению Божию, и по непосредственному предначертанию Божию, без предварительного желания человеческого.
После того, чрез несколько веков, когда царь Давид пожелал, вместо подвижного храма, создать неподвижный, Господь Бог и сие храмоздательство принял в Свое особенное смотрение; и устранив от оного Давида, как пролившего много крови в бранях, предоставил оное сыну его, мирно царствовавшему Соломону.
Попущено было сему первому в Иерусалиме храму, за грехи народа, быть разрушену вавилонянами: но еще прежде, нежели над ним совершился сей суд, правосудный и вместе милосердый Господь предопределил, и чрез Исаию Пророка предвозвестил создание второго иерусалимского храма; и для начатия сего дела избрал царя Кира, еще неродившагося.
И далее, когда созидание второго иерусалимского храма, начатое под покровительством Кира, остановлено было при преемниках его; Господь вновь принял сие дело в Свои руки, и Своим «рвением великим» (Зах. I. 14) совершил оное, послав облеченных Божественною Его силою побудителей, Пророков Аггея и Захарию.
Наконец и вторый храм иерусалимский окончательно разрушен римлянами, по правосудию Божию, за беспримерно тяжкий грех иудеев, – за «убиение начальника жизни» (Деян. III. 15), Господа нашего Иисуса Христа, – и вместе, по премудрой судьбе Божией, чтобы ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому. И в сие время, когда с распространением христианства по всей вселенной, надлежало распространить и храмы христианские по всей вселенной, паки Сам Бог явился творцом святых храмов: ибо воплощенный единородный Сын Божий по вознесении Своем на небо, «облече Своя ученики и Апостолы силою свыше, яже есть Дух Святый»; и они по действию в них Святого Духа, «быша сильнии делом и словом, крещение предаша сыноположения, церкви воздвигоша, утвердиша жертвенники, священства положиша правила и законы», которых и мы «держим предание» (Молит. в освящ. храм.).
И о первенствующем храме сего царствующего града не Бог ли сказал Великому Князю устами Святителя Петра почти то же, что некогда Иерусалиму устами Захарии: «созижди храм» Богоматери, «и обращуся» к Москве «щедротами»? – И вот, пять веков свидетельствуют, что то было верное слово Божие, в устах угодника Божия.
Усматривая таковые издревле судьбы Божии над храмами Божиими, что должны мы помыслить, братия? – Каждый основательно размышляющий найдет в оных следующия поучительныя истины:
1. Храм истинного Бога с Его святынею, чиноположениями и таинствами, есть не человеческое изобретение, а собственное Божие устроение.
2. Устроение храма Божия и в нем его священнодействий не должно зависеть от произвола человеческого, а должно быть основано на «правилах и законах священства», которые «положили Апостолы, облеченные Духом Святым, сильные делом и словом».
3. Премудрость Божия устроение святого храма признала не только полезным, но и необходимым пособием для спасения человеков: ибо премудрости Божией не свойственно делать что либо излишнее и не полезное.
4. Посему, всякий человек, желающий себе спасения, прилежно должен притекать во храм Божий, со вниманием, и, по мере возможности, с разумением участвовать в его молитвах и славословиях, внимать и последовать слышимому в нем слову Божию и учению жизни, и освящать себя его таинствами, согласно с правилами и законами, которые положили, и предали нам богодухновенные Апостолы и богомудрые Отцы.
Что посему должно думать о тех, которые, услышав нерассудительную или неблагонамеренную клевету на православную Церковь, удаляются от освященного по Богопреданному чину храма и от его благодатных таинств, остаются без дома молитвы, или самочинно устрояют себе молитвенницы неблагословенные и покушаются составить некие призраки раздробленных церковных обществ? – Самочиние дерзновенное, и притом не только бесплодное, но и душевредное! Они сами себя отсекают от единства живого и живоносного тела Христова, то есть, от единой, истинной, святой Церкви Христовы. Но член, отсеченный от тела, не имеет жизни. Так и они не имеют животворящей благодати Христовой и благодатного освящения. От таковых предостерегает вас, братия, слово апостольское: «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения» (Фил. III. 2).
Что скажем и о тех из нас, которых не удаляет от святого храма ложное мудрование, но которых часто не допускает в него нерадение и суета мира? – Строго мы осудим за сие сами себя, если только рассудим о сем здраво. Близ себя, или не вдалеке имеем храм, по воле Божией созданный, по Богопреданному чину освященный, исполненный присутствия Божия и таинственной благодати, по собственному изречению Господа: «будут очи Мои, и сердце Мое ту вся дни» (2Пар. VII. 16), готовый одушевлять нашу молитву дыханием Духа Святого, просвещать нас словом Божиим, питать нас Телом и Кровию Христовою. Толикие духовные и Божественные сокровища Господь для нас во храме Своем приготовил, открыл, предложил, чтобы мы пользовались ими для нашего вечного блага, и вместе для исполнения воли Его, вечно нам благодетельной: и при всем том, когда наступает день, особенно посвященный Богу, и час, присвоенный храму Его, иные спешат не во храм, а «ов убо на село свое, ов же на купли своя» (Матф. XXII. 5), или на увеселения суетные, излишние, даже иногда противные благонравию, приятные только духам лестчим, врагам нашего спасения, ищущим вовлещи нас в свою погибель. Какое неблагоразумие! Какое порабощение суете! Какое невнимание к нашему собственному истинному и вечному благу! Какая неблагодарность пред Богом Благодетелем! Какое отсутствие страха Божия! Ибо как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своея, в ожидании нашего покаяния и исправления: так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.
Лучшего желаем вам, братия. Как некогда создание иерусалимского храма соединено было с щедротами Божиими к самому Иерусалиму: так и ныне благодать святого храма, по вашей вере и благочестивому усердию, да будет вам в благословение, освящение и спасение души, и во умножение щедрот Божиих ко всему житию вашему временному, в уповании блаженной жизни вечной. Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.