Беседа по освящении храма Пресвятой Троицы, в Троице-одигитриевском общежитии, 1855 г.

Беседа по освящении храма Пресвятой Троицы, в Троице-одигитриевском общежитии, 1855 г.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», гласит Боговдохновенная песнь (Пс. CXXVI. 1).

Слово Духа Божия изрекает, без сомнения, точную и непререкаемую истину.

Итак, если справедливо, что дом созидается благоуспешно и благонадежно только с Богом, под покровительством Провидения Его, с благословением Его, с помощию Его: то равномерно справедливо, при виде дома, благоуспешно и благонадежно созданного, сказать: видно, «Господь создал» сей дом, когда «не всуе трудишася зиждущии»; видно, дарованы сему делу Божие благословение, Божия помощь.

Видим здесь не только дом, но и домы, добрым устроением созданные, не только домы жительства человеческого, но и дом Божий, дом молитвы, таинств и славы Божией, и уже не один дом Божий, но уже четыре алтаря, уготованные для приношения Богу умилостивительной, бескровной, но живой и жизнодательной жертвы. Как же не помыслить, и не сказать, по мысли священного Песнопевца: видно, «Господь создал» все сие; видно, Его благое Провидение и помощь споспешествовали, чтобы «не всуе трудились зиждущии»; видно, есть над сим местом Его благословение и покров.

Мы должны будем более утвердиться в сих мыслях, если знающим напомним, а незнающим, хотя отчасти, покажем довольно долгую, большею частию из нечаянностей составленную цепь событий, которые сделали возможным нынешний здешний праздник, с надеждою для сего места дней благих и далее.

За двадцать девять лет пред сим пришел на сие место старец, многолетний пустынножитель, и с ним несколько дев и вдовиц, находившихся под его духовным руководством. То были птицы, лишенные гнезда; овцы, не имеющия ограды. Благородная владетельница сего места предложила им сию землю для поселения. И пустынножитель устрашился было дикости сего места, на котором видел только лес и болото, и которое не представляло никакого удобства для снискания жизненных потребностей. Он обратился было к другим местам: но те представляли неудобства более важные, в отношении к безмолвию духовной жизни. Итак, сие место принято, как дар судьбы, который не казался приятным, но от которого нельзя было отказаться.

Но кто был сей старец? Кто сии девы и вдовицы, составлявшие под его руководством благочестивое общежитие, но не имевшие места общежития? – Они не в сей стране родились; не в сей стране жили: непредвиденная судьба перебросила их сюда из дальнего края сибирского. Сия нечаянность была последствием других нечаянностей.

Во второй половине прошедшего столетия в Брянских лесах пустынножительствовал благочестивой памяти Иеромонах Адриан (в последствии времени Иеросхимонах Алексий), с несколькими учениками. К ним пришел, познавший суету мирской жизни, юный благородный воин; пленился их жизнию, и возжелал прилепиться к ним. Беспокойства от неблагонамеренных людей и нападение разбойников были причиною того, что они перешли в северо-западный край отечества, в монастырь Коневский, в котором Адриан и настоятелем поставлен был. Здесь бывший воин Захарий вступил в монашеский чин под именем Зосимы; и провел десять лет, частию в общежитии, частию в пустынном уединении. Когда же Адриан, по любви к безмолвию, оставил настоятельство и монастырь Коневский: тогда, по благословению его, и Зосима, с другим благочестивым иноком Василиском, котораго почитал своим старцем, удалился на безмолвие в сибирские леса и провел там двадцать лет, и более.

В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет: но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы.

Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно: Зосима должен был иногда входить в селения, для приобретения необходимых потребностей жизни, и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающияся и обремененныя в мире, ищущия душевного покоя, и нуждающиеся в руководстве к нему. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство: и таким образом началось в дальней Сибири общежитие, которое здесь ныне видим.

Как же очутилось оно здесь? Оно испытало неудобство жить на чужой земле, без церкви, без священника, без правильного отношения к духовному начальству: и старец Зосима, побуждаемый духовным человеколюбием, дважды предпринимал и совершал путешествие в Петербург к Святейшему Синоду, и испросил для сего общежития опустевший Туринский монастырь, получив с тем вместе поручение благоустроять оное. Чем более успеха обещало сие распоряжение: тем более возъярился враг спасения человеческого, и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; оне привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться, и явились в Москве и здесь, как птицы, лишенные гнезда, как овцы, не имеющие ограды.

За сим нечаянности горькие начинают переходить в нечаянности утешительные.

Устроилось здесь скудное жилище общежития: но не было способов пропитания; не было твердой ограды: не было церкви. Зосима принужден был ходить в Москву для снискания потребного. Некто спросил его: что ты не безмолвствуешь, а обращаешься в молве города? Он отвечал: лучше мне претерпевать сие, нежели девам, посвященным Богу. Для сего духовно человеколюбивого слова нашлось духовно человеколюбивое ухо. Благочестивый муж, которого Бог благословил честно приобретенным богатством, и который щедро уделял от оного на созидание и украшение храмов Божиих, и на благотворения честным обителям и нуждающимся ближним, – не умолчим его имени; потому что Господь недавно призвал уже его к себе, и он не имеет нужды остерегаться славы человеческой, – раб Божий Симеон, решился освободить дев, посвященных Богу, от необходимости часто входить в молву города для своих нужд. Он снабжал общежитие всем, что для него нужно, как скоро узнавал о том; построил для него достаточные и прочные здания; обнес его оградою; подарил ему землю, которая бы всегда доставляла пособие пропитанию сестр общежития.

Общежитию духовному необходима была церковь, тогда как оно, будучи только частным учреждением, не могло требовать ее себе по закону. Перст Божий указал на оное благочестивой Царевне Фомари, и она, по праву своего имени, испросив от Святейшего Синода разрешение создать для себя церковь, и устроив оную, при содействии других благочестивых и благодеющих, даровала общежитию сие небесное на земли сокровище, после чего уже нетрудно было испросить оному открытое законное существование, утвержденное благословением Святейшего Синода и Высочайшею властию.

Пoелику же церковь, устроенная Царевною, была не пространна, и оказалась недостаточною: то вот наконец приснопамятный раб Божий Симеон утроил ее состав и пространство, и более нежели утроил ее благолепие.

Прославим Бога, многообразно, дивно, паче нашего ума и чаяния, устрояющего пути мира и спасения человекам, по их вере и ревности ко благому, дающаго неведущим наставника, беспомощным помощь, бескровным покров, гонимым убежище, «вселяющаго единомысленныя в дом» (Псал. LXVII. 7), лишенным всего дарующего все потребное посредством милосердия обилующих, а обилующим залог лучшего приобретения небесного в делах человеколюбия и в молитвах облагодетельствованных.

Никто не надейся на себя.

Никто не отчаявайся в благости Провидения Божия.

Лишенный, скорбящий, озлобленный не лишай сам себя веры и терпения, и непрестанно взыскуй Господа, хотя, по-видимому, Он и сокрывается. «Взыскающии... Господа не лишатся всякого блага» (Псал. XXXIII. 11).

Избавленные от озлоблений, скорбей, лишений, не воздремлите в вашем покое. Покой устроен вам для беспрепятственного благоделания и свободного служения Богу: вознерадев о сем, сами разрушите покой ваш. Непрестанно благодарите верховного благодетеля Бога, и в Нем и земных благодетелей, добрых служителей Его благости. Благодарное к Богу сердце есть открытый сосуд для Его благодати. Аминь.



Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.


Проповеди на праздники:

Наверх