Проповеди на праздники:


Беседа о Святой земле и Императорском Православном Палестинском обществе

На полуденной стороне от нас, если смотреть туда, где зимой закатывается солнце, есть страна, называемая Святой землей. Земля эта потому называется Святой, что она освящена Богом и святыми людьми. Это – та страна, в которой Сам Бог многократно являлся праведнику Аврааму и обещал отдать ее ему и его потомству. В ней жили святые пророки. Там жил царь и пророк Давид; там ходил пророк Илия. Ее освятил Своими пречистыми стопами Сам Истинный Бог и Господь наш Иисус Христос со Своими святыми апостолами. Там – град Вифлеем, где Христос родился и явились Святые Ангелы на небесах с пением: Слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк.2:14). Там река Иордан, где Христос крестился. Там озеро Геннисаретское, на котором Господь укротил бурю, по которому ходил пречистыми стопами, как посуху, на котором святые апостолы по слову Его поймали много рыбы; там Он явился им по Своем воскресении. Там – Вифания, где Христос воскресил четверодневного мертвеца Лазаря. Там – гора Фаворская, на которой Господь преобразился, и воссияло лицо Его, как солнце, а одежды стали белы, как снег. Там – гора Голгофа, на которой Господь был распят за наши грехи, ради нашего спасения. Там гроб, где лежало погребенное тело Его; там Он воскрес из мертвых и явился ученикам Своим. Там гора Елеонская, с которой вознесся Христос Спаситель на небо. Там Сионская горница, где пребывали апостолы, когда нисшел на них Дух Святой в виде огненных языков. Вот сколько там святых мест! Воистину, это – Святая земля!

Святая земля вначале была как бы раем Божиим: везде было обилие; она текла медом и млеком. Было на ней множество цветущих городов и сел; везде были стада, поля и виноградники. Жил на ней народ Божий, ходили по ней праведники, и Сам Христос со Своими апостолами освятил ее Своим пребыванием в ней, сказали мы об этом выше. Но теперь эта страна находится во власти неверных. Она разорена и смотрит пустырем: где были города, виноградники – там теперь развалины, мусор и камень. Народ, которому она была отдана во владение, не живет теперь на ней: он рассеян по всей земле и у всех находится в презрении. Это – евреи. Они и земля их состоят теперь под карой Божией. За что? За беззакония их – за то, что они пролили кровь пророков, праведников и наконец не устрашились пролить кровь Самого Христа, Сына Божия, и закляли себя, чтобы кровь Его взыскалась с них и детей их.

Вот и взыскивается с них эта кровь!

Вскоре после того как изречено было осуждение на народ иудейский за пророкоубийство и христоубийство, страной Иудейской, иначе называемой Палестиной, овладели сперва римляне; они разорили град Иерусалим, сожгли храм его, народ иудейский был частью истреблен, а частью продан в рабство и рассеян по всему миру. Иерусалим был сделан языческим городом и уже перестал было и называться Иерусалимом. Почти чрез триста лет по Рождестве Христовом благочестивый император святой и равноапостольный Константин восстановил Иерусалим, а мать его, Елена, обрела Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос на Голгофе, и на месте воскресения Христа был построен храм, а также и на других местах, освященных пребыванием Господа, построены храмы и монастыри.

После того нападали на эту страну персы; они разорили в ней много городов и увезли в плен Животворящий Крест Господень. Но при благочестивом греческом императоре Ираклии эта святыня возвращена была и поставлена в храме Иерусалимском на поклонение всему христианскому миру.

После персов нападали на страну Иудейскую арабы, посланные Магометом, а потом египтяне – тоже магометанской веры. Покоривши ее и соседние с ней бывшие христианские страны Востока, магометане стали истреблять христианские святыни, а христиан обращать в свою веру. Многие христианские города и селения стали мусульманскими по вере.

После магометан, которые зовут себя мусульманами, этой Святой землей овладели латиняне. Они учредили здесь Иерусалимское королевство. По-видимому, нужно было бы радоваться, что страна попала в христианские руки. Но для туземных обитателей Иудеи и для православной веры латиняне сделали едва ли не больше зла, чем арабы, потому что от арабских мусульман во власти православных христиан оставалось еще много святыни: монастырей, церквей и святых мощей, а латинские христиане все это стали увозить к себе и православных совращать в свою неправую веру.

Недолго и латиняне владели Святой землей: у латинян отняли власть в этой земле опять мусульмане. После всех овладели землей турки. Они, так же как и арабы, стали совращать христиан в магометанство: одних они обольщали обещаниями льгот, других совращали угрозами, притеснениями и обманами. И тогда был великий соблазн для христиан и для Святой Церкви Православной великий ущерб. Оставшиеся верными православные терпели великую скорбь и притеснения.

Греческое духовенство, не понимая языка туземных христиан – арабов и сирийцев, не могло учить и утверждать их в вере, а иногда совсем оставляло свою паству, проживая вдали от нее. И стали совращаться православные жители Святой Земли то в магометанскую веру, то переходить в римский костел или принимать неправое вероисповедание немцев и других народов неправославных. Тяжело было православным. Защиты им ниоткуда не было.

В этом тяжком для себя положении православные обитатели Иерусалима и всей Святой земли стали обращать взоры свои на православный русский народ и защитника православия – Белого царя.

Русские богомольцы стали посещать Святую землю давно, со времен равноапостольного князя Владимира, при котором стала креститься Русь. Поклониться Гробу Господню и другим святым местам Иерусалима, побывать на Афоне, путешествовать из русской земли стал не только простой народ и иноки, но некоторые знатные люди. Тогда путешествие во святой град Иерусалим и святые места Востока составляло великий подвиг. Отправлялись иногда по нескольку человек – каликами перехожими, а иногда по два и даже по одному человеку. Путь был весьма длинный, утомительный и крайне опасный. Богомольцам нужно было проходить чрез страны неверных, терпеть в пути голод, утомление и большое стеснение. Но зато великую радость чувствовали в душе те, кого Господь сподоблял увидеть святой град Иерусалим, поклониться Гробу Господню, побывать в Гефсимании, где погребено было пречистое тело Богоматери. Слезы умиления текли тогда из глаз их, а душа полна была благодарностью к Богу, сподобившему их увидеть Святую землю. Когда они возвращались домой и рассказывали о всем, что они видели, слышали и испытали во время своего путешествия по святым местам, тогда около них собиралось много слушателей. Чрез рассказы этих богомольцев, а отчасти чрез их описания узнал русский народ о Святой земле, о православном народе, там обитающем, о притеснениях, какие православные терпят от неверных. И стали русские люди ходить в Святую землю больше и больше, чаще и чаще; и стал посылать русский народ свои приношения на свечи и масло ко Гробу Господню и на милостыню в Иерусалим, на Синай, на гору Афонскую.

Узнали православные обитатели Святой земли и насельники Афона, что на севере от них есть великий православный русский народ со своим могучим православным царем. И устремили православные жители Востока взоры свои на север, откуда стала приходить к ним помощь; и прошла весть по всему православному востоку о добрых «московах» (так там зовут русских) и могучем царстве Русском, и стали сами ходить за милостыней в землю русскую. Приходили больше духовные лица, нередко архиереи и патриархи, и возвращались они к своим паствам с щедрыми приношениями от православных русских царей и от русского народа. О своих нуждах, о горе и притеснениях, какие православные обитатели Святой земли терпели то от неверных турок, то от христиан же иноплеменных и инославных, они никому так доверчиво не могли поведать, как православному народу с единственным в мире православным русским царем. И плакали они, невольники турецкого султана, когда приходили в русскую землю, когда находили здесь благочестие народа, избыток храмов Божиих и богатство их, когда слышали колокольный звон, когда видели крестные хождения с молебными пениями не только в церквах, но и на улицах, чего они не видят в турецкой земле; плакали они тогда, но не слезами скорби, а от радости и умиления. И возвращались они в свою землю с добрыми вестями, с доброй памятью о русском народе и всегда почти с щедрой милостыней.

Но насколько приятно было пришельцам из Святой земли придти и погостить у нас на Руси, настолько трудно и скорбно было нашим богомольцам быть у них в Святой Земле. Чтобы добраться до Святой земли, нужны были многие месяцы, а то и целые годы. При этом доводилось часто быть в страхе от нападений разбойников, в постоянном горе от незнания языка, который у нас на Руси, как говорят, до Киева доведет, а там без него ни дороги найти, ни ночлега выпросить нельзя. Придет туда наш труженик и начинает там горе мыкать: нужно явиться турецким властям, чтобы получить пропуск к святым местам и дать за это подарки, иногда большие. Придет в Святую землю, а там все чужое: люди чужие, язык чужой, обычаи не наши; не знает, где приютиться, сложить с себя котомку и отдохнуть от пути. С трудом попадает он на православное подворье или в монастырь греческий. Там хотя и покажут ему много, но не расскажут всего, что и как следует, по незнанию русского языка. Везде все и за все требовали с богомольца денег; он и рад бы давать их, да запас у него невелик, и тот истощился: взять негде. А впереди еще много нужд: нужно совершить обратный путь, который опять потребует расходов. И бывало иногда так, что потерпит, много потерпит наш бедный странник, да и захворает. А больного его кто примет? Кто походит за ним? Разве только кто-либо из тех же странников-земляков. Помучится бедный да и Богу душу отдаст на чужой стороне. Царство Небесное этим труженикам!

Доходили эти стоны и воздыхания православных обитателей Святой земли до слуха наших благочестивых царей. И старались они, православные государи наши, помочь горю единоверцев Востока заступничеством за них пред турецкими султанами, чтобы они, султаны, не позволяли своим подданным единоверцам притеснять и безвинно обижать христиан, насильно совращать в магометанскую веру, чтобы они дозволяли нашим русским богомольцам приходить в Святую землю и поклоняться святыням ее. Благодаря такому заступничеству наших царей положение туземных христиан и наших богомольцев хотя и облегчилось, но ненадолго и далеко не вполне. Доходили нередко слухи, что там, в Святой земле, совращение православных туземцев проповедниками латинскими и протестантами Англии, Америки и других земель не только не прекращается, но и стало усиливаться, потому что у православных не было таких пастырей, которые бы заботились об утверждении их в вере и благочестии. Получались также известия о притеснениях, какие претерпевали наши богомольцы на Святой земле от разных людей.

И стало наше правительство церковное и гражданское, по изволению благочестивых царей наших, приискивать и употреблять разные меры, чтобы помочь горю. Так, для ограждения православных от совращения в разные неправые вероисповедания и для удовлетворения духовных потребностей православных богомольцев учреждена была в святом граде миссия, то есть несколько духовных лиц под управлением архимандрита или другого духовного сановника. Для ограждения их от притеснений посылаемы были туда особые, доверенные от царя лица, к которым богомольцы могли бы обращаться в своих обидах и притеснениях. Но и эти меры не исправили дело настолько, сколько нужно было. Тогда благочестивейший государь, блаженной памяти царь-миротворец отпустил туда, в Святую землю, своего августейшего брата. Сей благоверный князь на месте узнал и своими глазами увидел дело, для которого прибыл в Святую землю. Возвратившись, обо всем он довел до сведения благочестивейшего государя.

Тогда признано было, что для благоуспешной постановки дела, касающегося православия и наших богомольцев в Святой земле, недостаточно одной миссии и доверенного лица от нашего правительства. Там требуется много средств, много людей и много сил; это дело касается всей Православной Церкви, всего русского народа. Поэтому в нем должен принять участие весь русский народ с церковной иерархией и царственным домом во главе. Тогда, с соизволения благочестивейшего монарха, открыто было Православное Палестинское общество под председательством великого князя Сергия Александровича.

Сам благочестивейший государь с государыней императрицей и многими членами царствующего дома благоизволили быть членами сего общества, которое получило название Императорского. Многие архипастыри и государственные сановники приняли деятельное участие в делах этого общества. По многим городам открыты отделы общества. Весь русский народ, богатые и бедные, знатные и простые, приглашаются к участию в сем благотворительном деле.

Общество существует около тринадцати лет. Дело его расширяется, потребности год от году увеличиваются. На удовлетворение нужд стали поступать приношения от всех церквей и со всех концов нашего православного отечества. На благочестивые приношения православных христиан Палестинское общество при Божией помощи успело сделать многое. Оно облегчило путешествие наших богомольцев в Святую землю: теперь они спокойно и безопасно могут побывать в святом граде Иерусалиме и других святых местах и возвратиться домой. Путешествие это стоит почти вдвое дешевле, чем прежде. Теперь они свободны от тех формальностей, какие требовались от них прежде: Палестинское общество исполняет это за них само, чрез своих уполномоченных лиц.

Бывало, богомольцы не имели где голову приклонить, а если находили приют где-либо, то крайне неудовлетворительный; а теперь там устроено обширное подворье с благолепным храмом, где богомольцы могут слушать богослужение на своем родном языке. Там есть и больница: захворает богомолец – о нем позаботятся, успокоят; если ляжет в постель – за ним походят, его полечат и все сделают, что требуется для больного, как бы дома. Если скончается – его прилично похоронят, и о душе его есть кому помолиться. Подворье снабжено хорошей водой, в которой в Иерусалиме большой недостаток, и она там дорого ценится, не как у нас на Руси. Есть там и другие для странников приспособления, без которых русскому человеку трудно обойтись. Когда нужно бывает богомольцам обозреть святые места, узнать, что и где находится, – для этого им дадут провожатых, которые все покажут, все расскажут. Сверх того, на подворье устроены правильные чтения для поклонников о достопримечательных местах Святой земли. Для грамотных есть особые книжки, из которых они могут узнать обо всем нужном для поклонников без помощи рассказчика. Нужно ли побывать богомольцам на Иордане, чтобы омыться в святой воде его, в Назарете, где Иисус Христос провел Свое детство, в Хевроне, у дуба Мамврийского и в других местах – для них снаряжаются для сего особые караваны, чтобы удобно совершать это путешествие, небезопасное от нападения диких кочевников-бедуинов. Странник-богомолец может прожить в русском подворье бесплатно четырнадцать дней, а потом получать необходимую здоровую пишу, постель, горячую воду за дешевую цену (около тринадцати копеек в день). Придет ли время возвращаться домой – ему возвратят в целости все, что у него было взято для хранения, ему укажут все, что нужно сделать, что и где найти для обратного пути в случае нужды и помогут ему благополучно возвратиться домой.

Православным Палестинским обществом сделано многое, но много и еще требуется.

Сказанное подворье может поместить в себе около тысячи двухсот богомольцев, а их бывает до трех тысяч; большая половина помещается на дворе подворья, на открытом воздухе. Значит, нужно расширять или сооружать новые помещения. А для этого опять требуются средства, которых пока нет.

Палестинское общество, упорядочив быт поклонников в Святой земле, при помощи Божией успело многое сделать и для утверждения в вере и благочестии туземных православных христиан Святой земли, и для ограждения их от совращения в неправые вероисповедания латинян и протестантов. Оно устроило среди них несколько начальных школ и училищ, чтобы православные арабы и другие местные жители могли воспитывать своих детей в православной вере, в православных школах, а не в еврейских, не в магометанских или протестантских, как это было доселе. Для школ понадобились свои православные наставники, – не брать же их у евреев, у католиков или протестантов. А для этого понадобилось устроить особые училища с помещением и содержанием для воспитанников, приготовляемых на должности учителей. Общество и устроило таковые заведения для приготовления учителей и учительниц, изготовило и книги для учащих и учащихся на туземных языках, чего прежде не было. Обществу предлежит потребность позаботиться о приготовлении и священников для православной паствы Святой земли, которых там весьма мало и содержание которых чрезвычайно скудно.

Латиняне и лютеране заманивают к себе православных арабов и других туземцев устройством среди них приемных домов для больных, и когда к ним являются эти туземцы за врачебной помощью, то их заставляют прежде выслушать проповедь о вере и только тем дают лекарство, кто соглашается слушать их неправое учение.

Для ограждения православных от такого соблазна Православное Палестинское общество устроило такие же дома для приходящих больных с бесплатной выдачей лекарств.

Латиняне, немцы и англичане устроили приюты, куда принимают бедных детей православных жителей Святой земли. Эти дети поголовно совращаются в то вероисповедание, к которому принадлежит начальство приюта. У нас таких приютов пока нет, а крайне нужно бы и это устроить. И для сего требуются средства.

Неправославные веропроповедники не щадят средств, чтобы как можно более приобрести от турок священных мест на Святой Земле, чтобы сделать там свои постройки и чрез них распространять среди православных свое неправое учение. И нам нужно было бы сделать то же. При помощи Божией, на русские деньги уже куплено несколько таковых священных мест. Так приобретено место возле самого храма Воскресения Христова; это место очищено от мусора, сделана раскопка земли и найден остаток тех ворот, чрез которые Господь Иисус Христос шел к Голгофе на распятие. Значит, это священнейшее для христиан место. Куплены также места: на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небеса; у дуба Мамврийского, где Бог явился Аврааму в виде Трех Странников.

Для ознакомления православного русского общества с положением православных христиан в Святой земле и деятельностью Православного Палестинского общества и для распространения таковых сведений среди русского народа обществом издаются потребные для сего книги.

Из сказанного видно, сколь великое дело совершает Императорское Православное Палестинское общество, сколь много оно сделало, и сколько дел предлежит ему сделать впереди, и сколько нужны ему в этом деле материальная помощь и содействие в достижении его благих намерений со стороны тех, кого дело его касается. Его дело есть хранение православия в Святой земле – следовательно, дело апостольское, или миссионерское дело. Его дело – поддержание духовной связи православных обитателей Святой земли с православным русским народом; следовательно, его дело – государственное. Его дело – облегчение тяжелого труда паломничества и улучшение положения наших русских поклонников в Святой земле; следовательно, его дело – русское, наше родное дело.

В таком православном государственном деле не должны ли принять живое и деятельное участие все сословия и люди всех состояний русской земли, весь православный русский народ.

Если для спасения Русской земли от иноплеменного ига русский человек готов был пожертвовать всем дорогим для него, даже расстаться с женой и детьми, то для спасения православия там, где была колыбель его, для охранения чистоты веры той Церкви, которая именуется матерью всех Церквей, поскупимся ли мы дать каждый от себя посильную лепту! Мы не страждем за Христа, как страждут христиане Востока. Поможем же тем, кто страдает теперь за верность Христу и за преданность Святой Церкви Его. Нам, быть может, не придется побывать в Святой земле и поклониться святым местам, – поможем же по силам нашим тем, кого Господь удостоит исполнить это святое дело. Сотворим, православные, милостыню Христа ради – ради святого града Иерусалима, ради Гроба Господня, ради святых мест, где совершено наше спасение драгоценнейшей кровью Спасителя нашего Господа Иисуса Христа; не умолкнем и мы Сиона ради и не успокоимся мы ради Иерусалима (Ис.62:1), доколе снова воссияет там благочестие и доколе для православных христиан всех племен, так же как и для русского народа, не станет Святая земля как бы своей родной землей, в которую одни могли бы ходить без печали, а другие жить там, как во дни Давида и во времена благочестивых православных царей, во всяком благочестии, мире и довольстве, доколе не кончатся для Иерусалима времена языков и воцарится Господь вовек и Бог нового Сиона в род и род.

Проповеди на праздники:

Наверх